Как принимают на работу

На модерации Отложенный

На сегодняшнем этапе развития капитализма процедура устройства на работу представляет собой зачастую крайне унизительное, бесчеловечное, мерзкое действо. Если будучи уже нанятым, работник как-то привычно относится к факту продажи своей рабочей силы, поскольку сама «сделка» уже совершена и неприятный момент остался позади, то в самом начале взаимодействия с любым данным «работодателем» очень чётко проступает суть процесса найма: живой человек должен продать себя как товар.

Каждая дешёвая безделушка чтобы найти своего покупателя должна быть упакована в яркую зазывную, «продающую» обёртку. Для выставляющих на продажу свои знания и умения людей такой упаковкой служит резюме. В продуктовых магазинах на полки выкладывают банки консервов, брикеты сыров и масла, бутылки и пакеты с молоком. На специальных сайтах, занимающихся размещением вакансий и подбором персонала, товары продаются посредством конкурса самохарактеристик, написанных теми, кто хочет найти «своего» покупателя.

Как принимают на работу«Работодатели» выбирают из толпы соискателей в первую очередь по резюме. Там вы пропишете всё, что потребуют обязательные для заполнения поля: возраст, образование, перечень предыдущих мест работы и занимаемых должностей. Ваша фотография должна выглядеть «адекватной», то есть такой, какая может понравиться придирчивому покупателю.
В большинстве коммерческих предприятий, достигших определённого уровня роста, имеется специально обученный «эйчар», то есть сотрудник (или даже целый отдел сотрудников), в чьи обязанности как раз и входит подбор персонала по критериям, определённым руководством фирмы. Именно «эйчар» окажется тем человеком, который либо свяжется с вами по вашему контактному телефону, либо небрежно прокрутит колесо мыши, едва усомнившись в вашей пригодности или в какой-то детали ваших анкетных данных.

Психологические факультеты вузов в наше время готовят не только полезных для всего общества специалистов, помогающих справляться со стрессами или составляющими программы развития детей и т.п. «Эйчары», эти порождения нынешних психфаков, никого не исцеляют и не корректируют. Помогают они только «работодателям», и только в качестве оценщиков качества человеческого материала.

Изучение вашего резюме – это только начало отбора. Вас «пробьют» по всем открытым каналам в интернете. Имеете аккаунты в социальных сетях? Будут изучены ваши пристрастия, фотографии, посты, группы по интересам, списки друзей. Вашу электронную почту проверят на её регистрацию на всех возможных ресурсах.

Когда вас вызовут на собеседование, «эйчар» как дипломированный психолог будет уже представлять ваш «портрет» и хорошо подготовится к тому, чтобы задавать вопросы с подвохом.

Для начала оценят ваш внешний вид. Собеседование – это своеобразный ритуальный танец, в котором принято скакать под дудку покупателя. «Работодатели» считают, что нанимаемая ими рабочая сила должна радоваться и поклоняться своим «хозяевам» с первого визита. Накрахмаленные воротнички, «деловая» улыбка, дружелюбное выражение лица, собранность, адекватная мимика, эмоции «в меру», отсутствие нервных реакций – вот неполный список того, что захотят увидеть у вас в наличии ваши оценщики. Вам могут предложить стул и посмотрят, догадались ли вы сами спросить, где вешалка для верхней одежды.

Сама беседа будет представлять собой игру в одни ворота – в ваши. Самые дурацкие вопросы не должны выбивать вас из колеи. «Почему вы уволились с предыдущего места работы»? Ни в коем случае нельзя отвечать, что там вам было плохо, что начальство выдвигало нереальные требования, даже если это было так. В узкую логику работодателя гораздо лучше впишется ответ «там всё было хорошо, интересная работа, дружный коллектив, но я хочу зарабатывать больше и поэтому я решил устроиться к вам». «Сколько бы вы хотели получать»? Не забывайтесь, вас тестируют, вас покупают. В резюме вы уже писали про ожидаемую зарплату, отвечайте так, как у вас ранее было написано. Вообще, не стоит противоречить самому себе, надо хорошо помнить свой «продающий» текст.

Как принимают на работуКроме вопросов вам могут предложить какой-нибудь проверяющий тест по вашей специальности. Очень не везёт в этом плане различным менеджерам по продажам, их то заставляют продать «эйчару» лежащий на столе карандаш, то в качестве проверки коммуникативных навыков тут же отправят в бухгалтерию для того, чтобы самостоятельно познакомиться с главным бухгалтером.

Заканчивается собеседование обычно тем, что вам не говорят ничего конкретного. «Мы будем решать, подходите вы нам или нет», «Мы с вами свяжемся».

Пока вы ждёте звонка, «эйчар» доложит обо всём руководству, но перед этим он ещё позвонит на ваше предыдущее место работы и попросит на вас устную характеристику. Если вы увольнялись так, что прежний ваш начальник поминает вас лихом (даже если вы абсолютно ни в чём не виноваты), это может сыграть с вами злую шутку. Очень часто отказ в приёме выглядит неожиданным – как же так, на собеседовании вроде всё прошло гладко? А вот в том то и дело, что один из факторов вашего «портрета» оказался неприемлемым для покупателя. Для него вы товар, и ваши политические взгляды, ваша слишком оригинальная страница «в контакте», ваша регистрация на каких-то странных (в понимании нанимателя) интернет-ресурсах, ваш нестандартный внешний вид, ваш возраст или пол, ваша манера говорить – и вообще всё, что угодно – могут стать стоп-фактором, признаком ненадлежащего качества вас как кандидата на открытую вакансию.

В конце концов, вашу рабочую силу могут купить или не купить безо всякого объяснения причин, ограничившись лишь формальным информированием. Собеседований может быть несколько, не только с «эйчаром», но и с руководителем отдела или даже с директором. Вас будут обсуждать, и взвешивать все ваши нюансы и даже отдельные слова и фразы, передавая резюме из рук в руки.

При всём этом руководители компаний и менеджеры среднего звена в определённых условиях могут не обращать внимание на какие-то сомнительные для них эпизоды в биографии соискателей. В том случае, когда рассматривается кандидатура человека, чётко и недвусмысленно давшего утвердительный ответ на вопрос «эйчара» «оформлена ли на вас или ваших ближайших родственников ипотека?», наниматели понимают: этот будет рыть носом землю и задавать меньше вопросов. Здесь покупка ожидает стать выгодной, такого работника гораздо легче использовать, и он не склонен требовать лучшего к себе отношения.

Как принимают на работуЕщё одна уязвимая категория рабочих – молодёжь. В размещённых на сайтах вакансиях наличие опыта работы является самым распространённым требованием, выдвигаемым «работодателями». Но откуда опыт возьмётся у выпускников учебных заведений, зачастую не имеющих даже ещё трудовой книжки? Молодые люди, припёртые к стенке ситуацией на рынке труда, обычно соглашаются на самые низкие зарплаты и на самые худшие условия.

Но даже положительный ответ от «работодателя» о приёме на работу не освобождает работника от состояния неопределённости.

По закону есть ещё такой критерий, как трёхмесячный испытательный срок, который будет являться продолжением уже описанных процедур приёма на работу. А дальше – самое интересное. Теперь нужно как-то избежать увольнения. Если вы сами решите начать подыскивать другое место работы, тот же эйчар легко обнаружит ваше обновлённое резюме на специализированном сайте и доложит «наверх» о вашей вопиющей «нелояльности».

Весь этот беспредел с унизительно организованным наймом почти бесправных работников плотно укоренён в современном капиталистическом обществе. Не одними, так другими методами с людьми обходятся как с товаром – где-то совсем по дикому, где-то чуть более гуманно. Ещё в «Капитале» Маркс описал своё научное открытие, объясняющее, что единственным источником прибыли является покупка и эксплуатация капиталистом рабочей силы. Следовательно, только уничтожение рынка труда, этого неотъемлемого атрибута капиталистического строя, может в корне решить вопрос. Такое грандиозное дело по силам не одиночкам-работникам, а лишь всему рабочему классу. И нужна здесь как минимум социалистическая революция, к свершению которой призывают коммунисты как раз со времён Маркса.

Но созревание пролетариата – процесс не быстрый. Не стоит ждать революции для того, чтобы выдвигать требования к «работодателям» по улучшению условий найма. Уже сейчас во многих городах действуют независимые профсоюзы и ячейки партии «РОТ ФРОНТ», которые на местах могут генерировать инициативу рабочих. Каждый рабочий, даже тот, кто сейчас трудоустроен, в любой момент может снова оказаться в роли соискателя. Поэтому все наёмные работники и их классовые профессиональные и политические объединения заинтересованы в организации давления как на отдельных «работодателей», так и на всё буржуазное государство.

Что требовать? Например, можно выдвигать такие лозунги:

Запрещение оказывать давление на возникающие новые профсоюзы. На многих предприятиях нет профсоюзов именно потому, что на работников, заявивших о том, что они приступили к реализации своего законного права, к созданию собственной ячейки, сразу обрушиваются репрессии со стороны администрации предприятия.

Отмена испытательного срока при приёме на работу. Испытательный срок – это норма, которую капиталисты используют для усиления бесправного состояния рабочих.

Требуем законодательно обязать всех «работодателей» принимать на работу молодёжь, не имеющую опыта. Можно создать специальные квоты. Важно, чтобы эта норма не оставалась на бумаге, а неукоснительно соблюдалась нанимателями. В Советском Союзе существовало организованное государством распределение выпускников учебных заведений по предприятиям с предоставлением жилья (хотя бы в общежитии) и с гарантированной работой по специальности. Нынешние буржуазные патриоты любят рассуждать о величии СССР. Пусть же всерьёз задумаются о правах работников, чьё положение в нынешней России гораздо хуже.

Требуем законодательно установить условия, гарантирующие приём на работу. Это позволит снизить произвол покупателей рабочей силы, сведёт к минимуму все унизительные процедуры. Можно законодательно утвердить формы резюме и список разрешённых вопросов, которые могут быть заданы на собеседовании. «Господа» привыкли вынимать душу из новоприбывших соискателей, «раскрывать» людей. Здесь необходим барьер, ограничивающий «творческую» активность директоров, «эйчаров» и им подобных.

Возможны и другие лозунги. Но важны не только они. Если не будет напора со стороны трудящихся, не возрастёт их организованна активность, то «работодатели» не только продолжат творить унизительный произвол при найме, но и усилят давление на работников. В этом сейчас воплощается классовая борьба.

Вячеслав Сычёв