О братьях наших меньших

На модерации Отложенный

Поздравляя недавно Ирину с Днем рождения в этом уважаемом мной сообществе, поймал себя на мысли – я не написал здесь ни одной статьи о «братьях наших меньших». Спешу исправить этот «недочет» моей деятельности в этой соцсети.

Постараюсь, чтобы это было не для галочки, а интересно и познавательно, чтобы каждый смог узнать что-то новое.

У нас в семье не было много животных и тому есть причина.

У меня врожденная аллергия на шерсть. Поэтому у нас никогда не было домашних животных с шерстью, типа котика или собачки, но находим выходы/решения этой проблемы, например, своего далматинца супруга, еще с щенячего возраста, уже десять лет держит у тёщи.

Первое животное в доме, которое я помню – это черепаха, были рыбки, но больше всего мне запомнился наш ёж Фука.

Так его назвали из-за того, что он , почти, всё время издавал звук похожий на «фу». Особенно это пыхтение доставало ночью, когда Фука выходил на охоту (кто не в курсе – ежи ведут ночной образ жизни).

Помню свою первую попытку накормить Фуку яблоком, ибо знал по книжкам, диафильмам и мультфильмам о том, что ежи питаются исключительно яблоками и грибами. Грибов свежих под рукой не было, а давать, так мной тогда нелюбимые, маринованные я не рискнул. Зато в избытки были яблоки. Сколько я не пытался накормить Фуку яблоком, сколько не уговаривал, не соблазнял личным примером, сами понимаете, что ничего у меня не получилось. Попробовал накормить грушей, результат то же.

Взрослые объяснили мне чем питаются ежи и был разочарован, но факт поедания ежами  насекомых принял как неизбежное и потом еще много раз умничал перед теми пацанами, кто не знали этого.

Оказывается не всё так однозначно…

Во все времена существования жизни на Земле, животные, осваивая новую для себя среду обитания, должны приспосабливаться к тем ресурсам, которые у него в этой среде появились, чтобы, минимум, выжить и дать потомство.

Только такое животное как человек может сделать наоборот – изменить среду обитания под себя. История знает случаи, когда осваивая новые территории, переселенцы (не путать с аборигенами) теряли домашних животных и те дичали, становились инвазивными видами типа одичавшей домашней собаки «динго», кстати, единственный плацентарный хищник в фауне Австралии до прихода европейцев или одичавшие кролики Австралии.

Инвазивные виды, при помощи людей расселившиеся за пределами естественного ареала, как правило, угрожают стабильности аборигенных биоценозов и требуют подробного изучения для определения механизмов контроля их численности. Иногда удается выявить особенности биологии видов-вселенцев, неизвестные или редко встречающиеся в изначальных местах их обитания.

Как же обстоит дело с инвазивные видами на Австралийском континенте и ближайших к нему островах, которые были изначально дикими животными, рассмотрим на примере обычного насекомоядного животного – обыкновенный (второе название «европейский») ёж, которого я упомянул в начале статьи?

Европейцы четыреста лет назад завезли ежа на континент Австралии.

Благодаря работам по изучению европейского ежа в Новой Зеландии, в последние годы выяснилось, что, оказавшись в новых условиях, ежи «забыли» свою асоциальность (перестали вести одиночный образ жизни) и стали охотнее ночевать в общих гнездах.

Кроме того, ежи не только включили плоды аборигенных растений в свой рацион, но стали порою почти полностью заменять ими привычную животную пищу, так любимых их желудкам червячков, жучков и кузнечиков, а иногда мышей, лягушек, ящериц и змей.

Получается, что европейский еж в Австралии и Новой Зеландии стал как-то соответствовать рациону, который приписывают ему наши народные сказки Руси – растительную пищу и грибы. Если быть точным, то деликатесом для них стали плоды (ягоды) растения Acrothamnus colensoi (кустарник с красными ягодами внизу).

Чтобы не быть голословным, факты - ученная Лаура Мей Янг (Laura Mey Young) из Университета Кентербери, собиравшая материал для диссертации с 2012 года на альпийских лугах в горах Южного острова, выяснила... Результаты анализа состава помета ежей оказались удивительными.

В них присутствовали семена деревьев и кустарников по крайней мере восьми видов, относящихся к пяти семействам, а также фрагменты плодов и листьев растений. Часть ежовых экскрементов, собранных в горах, содержали только растительные остатки, а в других удалось обнаружить также фрагменты съеденных ежами жуков и ящериц.

В наибольшем количестве ежи поедали ягоды кустарничка из семейства вересковые (рис.). Процесс поедания ежами ягод низкорослых кустарничков удалось записать на видеокамеру. Плоды с крупных кустарников ежи, по-видимому, находили на земле уже упавшими, хотя Янг не отказывается от допущения, что ежи могли сами залезать в кроны за сочными ягодами.

Наряду с другими завезенными животными европейские ежи могут заменять исчезнувших или сокративших численность местных плодоядных, помогая растениям расселяться.

Пример европейского ежа показывает, что самые обычные животные, казалось бы, досконально изученные на местах обитания в Европе, могут скрывать неизвестные нам способности, которые они проявляют, оказавшись в новых условиях.

 

Оказывается, не врут сказки и мультики!