Сирийское мирное соглашение стало возможным лишь благодаря взятию Алеппо

В решении сирийского конфликта, похоже, наступает решающий момент. Президент России Владимир Путин объявил о заключении пусть и «хрупкого», но все же важнейшего для Сирии перемирия между правительством Асада и вооруженной оппозицией. Каким образом это соглашение стало возможным и на каких условиях может быть заключено постоянное мирное соглашение?

Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган довольны договоренностями по сирийскому урегулированию, сообщила в четверг пресс-служба Кремля. «Выражено удовлетворение достигнутыми при посредничестве России и Турции договоренностями между сирийским правительством и так называемой умеренной оппозицией о прекращении боевых действий на всей территории Сирии и переходе к политическому урегулированию», – цитирует ТАСС содержание телефонного разговора лидеров.

Ранее в четверг в ходе совещания с главами МИДа и Минобороны Сергеем Лавровым и Сергеем Шойгу Путин сообщил, что стороны сирийского конфликта договорились прекратить огонь и готовы начать мирные переговоры. «Несколько часов назад произошло событие, которого мы не просто долго ждали, но для приближения которого много работали», – заявил Путин. Режим прекращения огня вступит в силу с 00.00 30 декабря.

В разговоре Путина и Эрдогана была «подчеркнута важность предпринимаемых усилий по организации переговорного процесса в Астане». Речь идет о запланированных на вторую половину января в столице Казахстана переговорах между правительством Сирии и повстанцами. В пресс-службе Кремля отметили, что «лидеры высказались за дальнейшее укрепление взаимодействия на антитеррористическом направлении и, в частности, отметили, что перемирие не распространяется на террористические группировки, прежде всего ИГИЛ».

Три «очень хрупких» договоренности

Как пояснил Путин, подписаны три документа: между сирийским правительством и вооруженной оппозицией о прекращении огня, комплекс мер по контролю за режимом прекращения огня, а также заявление о готовности к началу переговоров. Путин назвал эти договоренности «очень хрупкими». Представители мятежников согласны на прекращение боев, передает «Интерфакс». В частности, такое заявление сделал представитель Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии Ахмед Рамадан. В то же время перемирие не распространяется на территории, подконтрольные боевикам «Исламского государства». Другой представитель повстанцев потребовал в интервью Reuters, чтобы режим перемирия распространялся в том числе на «Фронт ан-Нусра». Отметим, что Россия считает «ан-Нусру», как и ИГ, террористической группировкой.

Также в четверг в Сирию прибыла группа российских сенаторов и депутатов Европарламента. Они обсудили с президентом Сирии Башаром Асадом предстоящий режим прекращения огня. Об этом сообщил ТАСС. В делегацию Европарламента вошли три депутата, «представляющие три крупнейшие политгруппы: народников, социалистов и либералов».

По мнению депутата Калашникова, Сирия останется единой. «По крайней мере, формально это будет так, – предполагает российский парламентарий. – Неформально же в любом случае (поскольку длится объявленная Западом военная операция) и, соответственно, Дамаск какое-то время будет лишен контроля над отдельными районами – в том числе и над теми, которые заняты турецкими войсками». Калашников полагает, что «Асад пойдет на какую-то автономию, на придание государству федеративной формы».

«Что касается экспертных предположений о разделе Сирии на сферы влияния между Россией, Турцией и Ираном, то как версии они имеют право на существование. Только нужно учитывать: Россия не раз заявляла, а также Турция и Иран, подписывая соглашение 20 декабря в Москве, о единстве, территориальной целостности и суверенитете Сирии. Мы исходим прежде всего из этой позиции. Раздел Сирии на зоны влияния противоречит московским соглашениям», – заявил Игорь Морозов.

Востоковед, доцент РГГУ Сергей Серегичев, в свою очередь, полагает, что, к сожалению, раздел Сирии на сферы влияния не просто реален, он уже осуществляется.

«На данный момент это единственный вариант остановить войну. Либо необходимо продолжить убивать людей с разных сторон за несуществующую целостность, либо поделить страну на сферы влияния и тем самым заложить фундамент для перемирия. Это трагично, но в противном случае мы получим затяжной конфликт, который для России может стать вторым Афганистаном», – предупреждает он.

Что касается правления Башара Асада, то, по мнению востоковеда, он также рано или поздно покинет свой пост, но сделать это сейчас он не может. Сейчас это было бы чревато жуткой резней, учитывая ливийский опыт, восточный менталитет и количество вооруженных людей в стране. «Сейчас принципиально важно, чтобы Асад еще какое-то время оставался у власти. Оппозиция же не может не заявлять о том, что Асад должен уйти – она вся марионеточная по своей сути, находится на содержании у Эр-Рияда и Анкары. Любые их требования об уходе Асада следует воспринимать просто как дежурные фразы», – пояснил Серегичев.

Эксперт предполагает, что переломный момент в Сирии уже пройден, Алеппо взят, а дальше уже – посредством раздела на сферы влияния – в стране установится мир. Однако, по его мнению, нужно, чтобы не только Россия, Турция, но и государства Залива сели бы за стол переговоров и договорились. «Сейчас слабое звено – это Саудовская Аравия и Катар. Но есть надежда, что при новой американской администрации США найдут рычаги давления на эти почти полностью зависимые от них страны», – считает востоковед.

Кто поддерживает «ан-Нусру», тот не готов к миру

«К соглашению о перемирии присоединяются только те, кто хочет вести переговоры по достижению мира в Сирии. Это не тот формат, в котором оппозиция может выдвигать условия. Если кто-то поддерживает «ан-Нусру», значит, он пока не готов к переговорам. Вот и все», – отрезал сенатор Морозов.

Напомним, в четверг российское Министерство обороны обнародовало список вооруженных группировок, которые согласились присоединиться к режиму перемирия с 30 декабря. В списке значатся такие группировки, как «Фейлак аш-Шам», «Ахрар аш-Шам», «Джейш аль-Ислам», «Джейш аль-Муджахидин», «Сувар аги-Шам», «Джейш Идлиб» и «Джабхат аш-Шамия». Позднее представитель сирийских повстанцев заявил, что режим перемирия распространяется в том числе на «Фронт ан-Нусра». Ранее сирийское государственное агентство SANA сообщало, что режим не подразумевает пауз в отношении «Исламского государства», «Фронта ан-Нусра» и связанных с ними групп.

За «ан-Нусрой» стоят саудиты

Востоковед Сергей Серегичев полагает: требование повстанцев распространить режим перемирия в том числе и на «Фронт ан-Нусра» – это де-факто попытка Саудовской Аравии вернуть себе влияние в Сирии. «Дело в том, что «Джебхат ан-Нусра» поддерживается саудитами, и представитель сирийской оппозиции, который отказался исключить ее из переговоров, тоже, скорее всего, живет на деньги Эр-Рияда», – сказал востоковед газете ВЗГЛЯД.

Однако, по мнению эксперта, Москва и Дамаск включение «ан-Нусры» в перемирие позволить себе не могут. «Вероятно, что мы в качестве условий включения «ан-Нусры» в перемирие потребуем разоружения группировки. Они его не выполнят, и мы получим полное право и дальше ровнять их с землей», – предположил эксперт.

Серегичев отметил, что саудитам не по душе, что Турция получила фактически полное право представлять интересы сирийских повстанцев на переговорах. Сама же «ан-Нусра», по мнению Серегичева, после Алеппо сейчас сильно потрепана. «Речь идет о выживании этой группировки», – считает эксперт.

Текст: Никита Голобоков,
Андрей Резчиков,
Михаил Мошкин