Аграрный триллер. Муниципальные коты в сапогах

На модерации Отложенный

ОНФ против коррупционеров. Активисты Общероссийского народного фронта выявляют факты многочисленных нарушений при оказании господдержки крестьянам.

Чиновники министерства сельского хозяйства РД скрывают от широкой общественности информацию о выплатах различных форм финансовой помощи фермерам. Всё это служит прикрытием для незаконных действий должностных лиц минсельхоза. Транспарентность слишком большая роскошь и огромный риск для коррупционеров в данном ведомстве Ведь только недавно они полностью расхитили средства, выделенные государством по программе «Жильё молодой семье»-более 300 млн рублей. Можно представить себе как чиновники обращаются с миллиардами, идущими на развитие сельского хозяйства.

«Флагманами» же коррупционного процесса в аграрном секторе являются муниципальные чиновники. Ведь на современном этапе развития государства и общества основными акторами в захвате земельных и иных ресурсов на селе выступают муниципалитеты. И здесь муниципальные чиновники не чураются никаких, вплоть до криминальных, методов. «Новая Кущёвка» в Дагестане. Массовые убийства аграриев в  Кизилюртовском районе. Произошедшее в 2013-2014 году в Кизилюртовском районе не стало поводом для осмысления процессов происходящих у нас на селе. О трагических фактах предпочли забыть. Борьба за ресурсы на селе приобретает очень жёсткий характер и имеет тенденцию к усилению напряжённости в сельской местности.

Аграрный триллер. Муниципальные «коты в сапогах»

Аслан Магомедов

Персонаж детской сказки "Кот в сапогах" в угоду своему хозяину путём обмана, шантажа и убийств, сделал его собственником обширных сельхозугодий и роскошной недвижимости. Если проецировать сюжет сказки на  события, происходящие в нашем сельском хозяйстве и на селе, получится практически идеальное совпадение. Такой же обман крестьян, рейдерские захваты земли и сельхозпроизводств, разгул местных баронов, подминающих под себя все ресурсы, расположенные на управляемой им территории. Не обходится и без общеуголовного криминала.  Только в Кизилюртовском районе за три последних года убиты два руководителя крупных сельхозпредриятий, бывших директоров совхозов ещё советских времён. А в одном из сёл района-Стальское- в 2014 году уничтожен практически весь актив поселения.

Сельское хозяйство и село становятся ареной столкновения интересов различных социальных и политических групп, а сами селяне остаются зачастую на обочине процессов распределения ресурсов. В то же время  как таковое сельхозпроизводство, несмотря на громогласные заверения,  переместилось на  периферию интересов властей. Распределять финансовые потоки –вот главная забота чиновников, а производственные показатели можно взять у частников, личных подворий, которые и в советские времена давали более двух третей объёма  многих продуктов сельского хозяйства.

Тренд на развитие отечественного сельского хозяйства и импортозамещение, по большому счёту, стал главным в повестке дня развития страны. Основной акцент, конечно же, будет сделан на регионы.

Местный колорит

Они уже выдали резонансные эксцессы протестных акций фермеров. Дагестанская аграрная действительность же ожидаемо выдаёт множество далеко непасторальных картинок сельской жизни и перипетий аграрного производства, замешанного на подтасовках, коррупционных проявлений и прямого обмана. Вполне в духе пресловутого сказочного героя, упомянутого выше. Отраслевое и муниципальное управление аграрным сектором напоминает больше шоу, чем реальный производственный процесс, где ежеминутно надо принимать компетентные решения и нести ответственность за их исполнение.

Из-за этого сельское хозяйство республики продолжает, несмотря на благоприятную конъюнктуру, находится  в зоне проблемности и неопределённости перспектив. Оптимистические отчёты чиновников не могут заменить крестьянам эффективной поддержки государства и поступательное развитие сельхозпроизводства.   Коррупция в отрасли всеохватна и с крестьян вымогается дань даже  в размере нескольких тысяч рублей при получении, к примеру, субсидий, компенсирующих проценты за полученные в Россельхозбанке кредиты.

Статистические данные на протяжении десятилетий показывающих 5-процентный рост сельхозпроизводства никого не должно вводить в заблуждение. Такой же показатель наверняка будет и в текущем году-за первое полугодие текущего года рост составляет 2,3%, валовый объём производства-19 млрд рублей. На самом деле реальные показатели могут быть и намного выше статистических, особенно в последние 2 года. Теневая составляющая в отрасли вообще запредельная. Ведь визуально даже можно определить бурный интерес населения и предпринимателей к производству сельхозпродукции и происходящее повсеместно « поднятие целины». А статистика из года в год носится, «как с писаной торбой» с одной и то же цифрой. Прошедшая недавно перепись мало чем отличалась по результатам от деятельности Росстата.

Выдать желаемое за действительное-любимое занятие наших властей.

Господдержка. Бочка без дна

Получить государственную помощь без откатов и фальсификаций в современных условиях нереально. Чем и пользуются так называемые асфальтные фермеры. Контроль за использованием средств чаще всего формальный.

Отсутствие каких-либо параметров эффективности вложенных государством средств играет на руку коррупционерам. Из года в год минсельхоз занят распределением сотен миллионов рублей в качестве субсидий, компенсаций, грантов  и т.д. Дагестан неизменно присутствует на первых местах в федерации по объёму предоставляемой помощи.  Но как ведомство справляется с её распределением? Счётная палата выявила в 2014 году нарушения на сумму 25 млн рублей. Контролёры как обычно не дают всей полноты картины. Федеральные субвенции расхищаются в существенных размерах, и это не может не сказаться на развитии аграрного сектора.  Откат в 50% -обычное явление. И что тогда остается крестьянину?

Информация о распределении не обнародуется, и закрытость создает почву для перманентных злоупотреблений.  Нередко большинство субсидий распределяются всего лишь по нескольким районам республики.

Владимиром Путиным на форуме ОНФ в Ставрополе было дано поручение разработать механизмы, позволяющие проводить прозрачное распределение государственной помощи и наладить общественный контроль.

Правительству РФ согласно поручению президента в срок до 10 июня необходимо обеспечить открытость всех данных,связанных с предоставлением финансовой помощи аграриям.Профильное федеральное министерство уже в мае издало постановления, регламентирующие процесс транспарентности, но для наших республиканских чиновников и президентские поручения  не обязательны. До сих пор на сайте минсельхоза РД отсутствует   требуемая информация. В то же время в Ставропольском крае на отраслевом информационном портале уже выложены итоги конкурсов по распределению средств по программе «Семейная животноводческая ферма». Гранты в сумме от 9 до 12 млн получили 40 КФХ при поданных около 100 заявках, из которых более 90% принадлежат судя по личным данным этническим дагестанцам. Каждому участнику присваивались рейтинги исходя из показателей их деятельности. По программе «Поддержка начинающим фермеров» поступило 356 заявок. Из них 149 фермеров получат гранты в суммах исчисляемых от 800 тысяч до 1,5 млн рублей, среди номинантов конкурса, опять же более двух третей наши земляки, проживающие на Ставрополье. Кстати, в состав конкурсной комиссии входит и оперуполномоченный УБЭП. Чаяния же наших фермеров, ожидающих справедливого распределения средств остаются гласом вопиющего в пустыне.

Как должна работать господдержка видно и на примере фермеров Чеченской республики. За последние годы соседи вытеснили нас из сектора производства некоторых плодовых, традиционно являвшихся основным видом сельхозпроизводства наших крестьян на низменности.

Надежды фермеров питают. Владения маркиза де Карабаса

Смена власти в 2013 году дала многим крестьянам, из года в год пытавшихся получить выделяемые из федерального центра средства, определённые надежды. Кадровая чехарда в минсельхозе и немеряные аппетиты новых назначенцев, как в правительстве, так и муниципалитетах, свели оптимизм на нет. Политика ведомств и местных властей, привыкших к коррупционной ренте, осталась прежней.

Известные в Кизилюртовском районе фермеры Анатолий Носов из селения Кироваул и Магомед Иматуллаев из селения Комсомольское обивали в это время пороги минсельхоза и правительства, где им было дано обещание предоставить очередные гранты.

Помочь Носову призывал сам Рамазан Абдулатипов. Но желанные для тружеников средства легли в карман муниципальных чиновников. Один из них оформил грант на свою мать. Другой, у которого в финансах не было недостатка, решил построить вдоль федеральной автотрассы между населёнными пунктами Учкент и Ново-Чиркей, животноводческую  ферму, чтобы проезжающие чиновники разного ранга, а то и сам Глава республики, могли лицезреть неустанные заботы муниципалитета по развитию сельского хозяйства. Не одной же приукрашенной цифирью рапортовать. Но как шутят окрестные жители на ферме кроме мышей никакой живности уже несколько лет так и не завелось. Зато на вопрос любопытных: «Чья ферма?», назовут имя новоявленного маркиза Карабаса. Разумеется, одной фермой дело не ограничивается. Чиновник старается не отстать от веяний времени и разжился немалыми земельными угодьями и другими активами , используя административный ресурс. В тоже время вышеназванные фермеры остались без средств для расширения производства.

Кадровые пертурбрации

Отсутствие квалифицированных кадров ещё одна из серьёзных проблем. Анализ личных данных руководства нашего минсельхоза показывает, что министр и его 5 заместителей, хотя сам министр и 3 заместителей имеют базовое профильное образование, ни одного дня не проработали в сельском хозяйстве и вряд ли имеют представление о всех тонкостях управления отраслью. Что касается специалистов среднего звена то в Дагестане в 80-ё годы шёл активный поток сельской молодёжи в российские средние специальные образовательные учреждения и недостатка в квалифицированных специалистах среднего уровня не должно ощущаться. В 2013 году был начато составление рейтингов Управлений сельского хозяйства в МО. В тройку успешных вошли –Карабадухкентский, Каякентский и Дербентский районные управления.

Управленческие провалы не в последнюю очередь связаны и с таким веянием времени-на должности руководителей УСХ стали назначаться, как, к примеру, в том же Кизилюртовском районе, лица, не имеющие профильного сельскохозяйственного образования. Факт очень симптоматичный.

И как завелось с недавних пор в Дагестане-основная задача функционеров обеспечивать контроль над бюджетными средствами. Регулярная смена отраслевых министров за последние 3 года  вряд ли имела цель улучшить управление отраслью. Распоряжение финансовыми активами, скорее всего, доверено одному или нескольким заместителям-являющихся судя по всему представителями тех или иных финансово- политических групп. Главную роль здесь, вероятнее всего, играет представитель нового для республики тляратинского клана-заместитель министра  Шагмир Бахарчиев(на фото).

Руководство минсельхоза полностью сменилось в 2013 году с приходом Рамазана Абдулатиповв. Первый заместитель министра Камалутдин Камалутдинов скорее всего креатура председателя Народного собрания Хизри Шихсаидова. Другой зам-Шамиль Алиев-выходец из Эльбинбанка –предположительно ставленник славного мекегинского клана,чьим главой считается премьер Абдусамад Гамидов. Ещё один заместитель –Джамалутдин Магомедов по иронии судьбы выступал основным действующим лицом на нашумевшей лжепрезентации в июне 2014 года Стальского молочного завода в Кизилюртовском районе(на фото он в белом халате помогает Рамазану Абдулатипову дегустировать кефир). Являясь на тот момент заместителем главы администрации Кизилюртовского района, он помогал ввести в заблуждение Главу республики относительно  готовности инвестиционного проекта в подведомственном районе.

Уложить инвестора «спать». Кровь с молоком

Инвестпроекты, о которых прожжужали нам все уши и послужившие признаком якобы успешного руководства экономикой высокопоставленных правительственных персон, оказались нежизнеспособными при первом же столкновении с реалиями дагестанского ведения бизнеса и госуправления. В том же  Стальском в течение нескольких лет местный директор СПК «имени Уллубия Буйнакского» Гаджи Гасангусейнов строил молочный завод с мощностью переработки 10 тонн молока, получив для этого 20-миллионный кредит. Хотя даже местные пастухи и доярки знают, что от удойного стада на прилегающей к заводу ферме  даже летом и то больше 1 тонны не получит. Но куда денешься от приписок и фальсификаций.

В 2014 году стоял неимоверный шум по поводу реализации приоритетных проектов. Каждый глава района рвал не себе рубаху стараясь выслужиться перед республиканской властью. Стальский завод оказался для новых  районных властей как нельзя кстати. Но вот беда- до его запуска требовалось произвести ещё большой объём наладочных работ. Но выход был найден. Хасавюртовский рынок обеспечил сполна местных авантюристов молочной продукцией. На презентацию, прошедшую 20 июня,  был приглашён сам глава республики. Он в торжественной обстановке дал старт заводу и дегустировал «местную» продукцию. Шоу удалось на славу.

 

Муниципальные власти за свою деятельность были превознесены до небес, хотя завод строился усилиями Гасангусейнова, все лавры достались организаторам этого бесподобного шоу. Гасангусейнов же меньше чем за два месяца до торжественных мероприятий был похищен и зверски замучен. 15 мая был убит имам села Умарасхаб Алибеков. Ровно через неделю после презентации (28 июня) в селе произошло убийство местного депутата Асадулы Азизова, прямо называвшего виновниками убийства директора СПК лиц из числа чиновников муниципального района. Управление страхом-метод хорошо опробованный криминалом. Ведь на кону тысячи гектаров плодородной земли и много ещё каких активов.И это всё на фоне призывов Абдулатипова всячески холить и лелеять инвесторов. "Приведите инвестора к себе домой,накормите,уложите спать"-то ли в шутку то ли всерьёз Глава республики озвучивал алгоритм действий местных чиновников в отношении лиц,решившим вложить средства в экономику республику.

Сам глава республики наотрез отказался признать обман, да ещё и нахваливал руководство района, говоря, что у них есть ещё и другие инвестпроекты. Мол, в Стальском в планах  и строительство  мясокомбината. На очереди ещё одно кровавое шоу?

Следует признать, что на селе большой частью осталось только мелкотоварное производство. Большие аграрные проекты фермерам не под силу. А развитие кооперации дело не сегодняшнего дня с учётом ментальных особенностей дагестанцев больше склонных к индивидуальным действиям. Скооперировавшись крестьянам и защищаться от посягательств было бы легче, и добиваться получения средств от государства. Никакие коты в сапогах коллективам стали бы уже не страшны и можно было сполна пользоваться плодами своего труда.

 Можно резюмировать,что в результате всего этого негатива огромные средства, выделяемые государством на развитие сельского хозяйства в Дагестане, не дают серьёзного эффекта. Протекционизм без должного контроля оказывается недостаточным для развития аграрного сектора. Порядка 2,5 млрд. рублей, выделяемые из федерального бюджета ежегодно республике в рамках господдержки аграриев, лишь усиливают коррупциогенные проявления в отрасли и без того подверженной различным деструктивным процессам.

ОНФ как наиболее действенное общественное движение могло бы наладить постоянный контроль над распределением средств выделяемых на господдержку крестьянам. Первые шаги в этом направлении уже предпринимаются дагестанскими фронтовиками.

В ближайшее время предусматриваются акции по приведению в состояние полной транспарентности ситуации с конкретными получателями господдержки. А в последующем анализ и общественный контроль за законностью распределения грантов и субсидий. В случае каких либо нарушений будут направлены обращения и заявления в правоохранительные и иные компетентные госорганы. На общественном контроле держится и ситуация в Кизилюртовском районе. Активистами ОНФ уже направлены обращения в Администрацию Президента РФ о неблагоприятной обстановке в социально-экономическом и криминогенном плане в муниципальном районе. Приняты меры к обжалованию незаконных постановлений следственных органов, отказывающих в возбуждении уголовного дела по фактам должностных преступлений,совершённых администрацией поселения Стальское.