О литературе, пропаганде и политике чрезмерного великодушия.
На модерации
Отложенный
О литературе, пропаганде и политике чрезмерного великодушия.
Думаю, что старшее поколение, да и современная молодежь, знакомы с творчеством американского писателя и публициста Марка Твена (1835-1910 г.) по его замечательным книгам «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Янки при дворе короля Артура и др., наполненных шутками и буйным юмором. Но вряд ли кто знаком с его рассказами и публицистикой, направленными на высмеивание и критику представлений людей о добре, зле, равнодушии и жестокости человеческого общества как такового.
Потому представляю вашему вниманию вкратце сюжет его рассказа «О литературе великодушия», в котором показаны отрицательные результаты чрезмерного проявления как благородства, так и жестокости друг к другу и к окружающему миру.
Тем более, что именно с такими результатами современный мир столкнулся напрямую почти через 2 столетия, на примере И ГИЛ, Европы, Украины , Росси и др. стран уже не на бытовом, а на государственном уровне. Итак, рассказ, а фактически публицистика М.Твена «О литературе великодушия»:
1. Признательный пудель. Однажды благодетельный врач, найдя заблудившегося пуделя со сломанной ногой, пожалел его, взял себе, вылечил его конечность и отпустил его после выздоровления на волю. Как же велико было его изумление, когда однажды, отворив дверь, он увидел благодарного пуделя в компании другой беспризорной собаки с больной ногой. Он стал лечить и ее. Изо дня в день пудель приводил к нему других собак, нуждающихся в медпомощи. Своры беспризорных псов заполняли улицу, движение было приостановлено, и он терпел возмущения сограждан. В груди доброго врача нарастало богохульство, он отказался от своего членства в церкви. Жизнь его стала невыносимой и он понял, что некоторые вещи имеют свои пределы и он сказал «Я был обманут книгами, пропагандой доброты и великодушия, они рассказывают только красивую часть истории. Подайте мне дробовик, дело зашло слишком далеко!»
Он вышел на улицу с оружием и первый же пес, его первый пациент – пудель немедленно укусил его за ногу. Его слабая голова не выдержала такой неблагодарности, и он взбесился, а месяц спустя, лежа на одре в смертных муках, он скончался, сказав при этом своим родственникам: «Берегитесь книг, они рассказывают только половину дела. Если какой-нибудь бедняга попросит у вас помощи, доверьтесь сознанию и убейте его!
2. Благодетельный автор. Некий бедный начинающий автор, никак не мог пристроить свои рукописи в издательство. Денег у него не было, он буквально умирал от голода и обратился ха помощью к знаменитому писателю. Он изложил ему свои беды и попросил его помощи. Тот отложил свои дела и занялся чтением, правкой и редактированием его статьи. Когда молодой человек увидел свою публикацию в журнале за своей подписью, он сказал, падая на колени перед мэтром: «Смогу ли я когда-нибудь выразить свою благодарность за этот благородный акт!»
Через неделю парень пришел к мэтру с 5 отвергнутыми рукописями. Тот опять ему помог, и пошло – поехало: скоро питатель уже ничем другим не занимался, кроме правки рукописей плодовитого юнца, который быстро вошел в моду у читателя, и прославился, опубликовав книгу о частной жизни своего благодетеля с пикантными и интимными подробностями.
Сердце знаменитого писателя, сделавшего из бездари, паразитирующей на его таланте, себе имя, не выдержало такой обиды и разорвалось. Умирая, он сказал: «Берегитесь молодых авторов. Кого бог умом и талантом не наградил и рассудил уморить голодом за бездарность, того люди не должны самонадеянно спасать ценой собственной жизни!»
3. Благодарный супруг. Однажды, когда некая дама ехала с малым сыном на извозчике, лошади чего-то испугались, и, сбросив кучера, бешено понеслись.
Седоков, парализованных страхом, спас благородный юноша - зеленщик, кативший свою тележку с зеленью и загородив ею дорогу коням. Дама записала его адрес, поблагодарила его, а дома рассказала своему мужу об этом геройском поступке. Муж, высокий чин, послал за юношей и наградил его, дав ему 500 долларов.
Через неделю юнец явился к нему снова и попросил устроить его на более доходное место, т.к. он «чувствует себя призванным к лучшему делу, чем торговля зеленью». Потом у парня «заболела» мать и чиновник взял ее себе в дом для ухода за ней и лечения. Но мать эта скучала по своим малым детям, и пришлось взять в дом и их, маленьких Мэри, Юлию и Джимми. Этот Джимми в течение недели изрезал всю мебель в доме своим перочинным ножичком, а, носясь с дикими воплями по лестницам, упал и сломал себе шею. На похороны ребенка приехало 17 родственников этой семьи, и остались жить на кухне в доме хозяина. Каждый просил устроить их на какую-нибудь ответственную и доходную работу, учитывая заслугу парня, спасшего его жену и сына. А мать парня «изрядно попивала и лихо ругалась, командуя домочадцами». Парень же герой, постоянно клянчил у хозяина деньги, и потребовал, наконец, отправить его в Европу «для поправки здоровья». Вконец затравленный хозяин возмутился, восстал и отказал ему. Мать юнца, выронив из рук бутылку с джином, воскликнула: «такова ваша благодарность, за то, что МЫ для вас сделали, спасая вашу жену и ребенка?» Сбежались все родственники спасителя и стали стыдить хозяина. Тут его мужество оказалось на высоте, и он воскликнул «вон из моего дома, племя попрошаек». А парню-зеленщику сказал: «да, ты спас мою жену и сына, но первый, кто сделает это еще раз, умрет на месте!»
4. О президенте Линкольне. Один актер, Дж. Г. Геккет, восхищал президента своей игрой на сцене в роли Фальстафа, и он написал ему письмо с выражением своего восхищения и признательности. Они обменялись еще несколькими письмами и наконец, актер явился к Линкольну с просьбой назначить его консулом в Лондоне.
«О боже!» - воскликнул Линкольн – «я не могу его видеть!».
А теперь, обращается к читателям Марк Твен, скажите, кто из вас хоть раз в жизни не оказывался таким благотворителем в ответ на услугу, оказанную вам, и не оказывался в роли вечного должника за нее, а попытка сбросить с себя это иго, приводила к взаимной ненависти и вражде?
«Бойтесь данайцев, дары приносящих»
Этот феномен, подмеченный Марком Твеном на бытовом уровне около 2-х веков назад, обратил на себя внимание тем, что, вылупившись из бытовой сферы жизни частных лиц, вырос в традицию целых народов. Ярким показательным примером, всколыхнувшим весь мир, явилось нашествие арабских мигрантов в Европу, бежавших из своих стран от войн и насилия, вместо того, чтобы их защищать и самим строить свою жизнь. И они, принимая, как должное это гостеприимство, мстят Европе за это, насаждая в ней свои варварские традиции и делая жизнь хозяев опасной и невыносимой.
Похоже, что человечество из стадии развития цивилизации на более высокую ступень, вступило в фазу деградации и упадка. И, если лучшие, умнейшие и опытнейшие из нас, стоящие у кормила власти, не найдут в себе мужества и воли поставить заслон развитию и набиранию оборотов этого процесса, в котором расцветают самые порочные стороны человеческих натур: алчность, лицемерие, обман, мстительность, замешанную на зависти или амбициях, то мир на нашей планете грозит превратиться в бесконечные войны и море крови невинных жертв.
Комментарии
Украла из бибилиотеки том из собрания сочинений Марка Твена - "Дневники и записные книжки", так кажется (потом кто-то из друзей "зачитал" мое сокровище).
По теме скажу банально. Человечесво всегда находится в фазе деградации и упадка. Это удивительно, что мы еще не уничтожили себя и все вокруг.
Наверное, это дело времени.
Спасибо.
Лучшие, умнейшие и опытнейшие - это носители интеллекта сибирского валенка, потому что им некогда думать о грозящих жизни людей ужасах, им надо думать о сохранении своей власти.
Поэтому не надейтесь на сибирские валенки - они тупые, и левые от правых не отличаются. Думайте своей головой. Хотите я дам для подумать свою модель идеального общества? Не настолько идеальную, что все сидят в смокингах и кушают бланманже с сиропом серебряными ложечками, нет, идеальную - в смысле без лишних деталей, чтобы легче было строить математические модели.
Например, общество в России согласно модели на 50% состоит из дармоедов, а на 50% - из жуликов.
Причем первые ни за что не нагнутся чтобы поднять бумажку и бросить в урну, а вторые - готовы заплатить 99 копеек взятки, чтобы не платить 1 рубль налогов.
Вот если ваша экономическая политика обеспечит процветание страны с таким обществом - вы выиграете. А иначе - конец вам придет.
И нам тоже.
если лучшие, умнейшие и опытнейшие из нас, стоящие у кормила власти,
не найдут в себе мужества и воли поставить заслон развитию и набиранию оборотов этого процесса, в котором расцветают самые порочные стороны человеческих натур:алчность, лицемерие, обман, мстительность, замешанную на зависти или амбициях, то мир на нашей планете грозит превратиться в бесконечные войны и море крови невинных жертв".
Хорошо сказано. Но два вопроса:
1. Много ли тех, кто стоит у кормилв власти, имеет желание, волю и возможности повлиять на ситуацию в позитивном плане?
2. ЧЕЛОВЕК - существо социальное (как муравьи пчелы). ОТДЕЛЬНО, вне социума по-человечески жить не может. Так, быть может, сосредоточиться на поиске решения проблемы путем выявления выживших общественных структур, управляемых многовековыми ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ обычаями (а не волей правителей) и возможностей создания таких, которые будут иметь возможность воздействовать на органы государственного управления?
ПРОЦЕСС ИДЁТ...
Не все ведь живут в "стаде баранов"! Каждый выбирает для себя, каждый выбирает по себе. Если из ребенка сделали барана (семья, школа, "общественность"),то переделать эту повзрослевшую особь очень трудно - для этого его нужно вживить в ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО (как это делал Макаренко и другие нормальные воспитатели). А вот если еще не обранившийся человек ОСОЗНАЛ, что он живет вне человечества, то он сможет поискать и найти то сообшество, в котором не только остановит в себе ПРОЦЕСС оскотинивания, но и сможет развиваться как ЧЕЛОВЕК.
У вас есть средства массовой информации?
Комментарий удален модератором
Посмотрите сегодняшнее выступление Виктора Шендеровича в "Особом мнении". Шендерович, это ГОЛОВА!
Он ведь сколько раз уже всё это говорил. Неужели не поняли, о чём речь?.. :)))
Исходя из статьи Марк Твена - это вроде как человеческой слабостью стало: не сметь калекам подавать, а то остальные хамы понабегут, полезут по нахальному...
А может оно и верно то так, что нищий с нищим краюхой хлеба и поделится зазря. А богачам и это страшно, а то с голода помрут они от нашествия хамов.
Так может всем в себе изжить этот страх от попыток нищеты пролезть себе в обеспеченную жизнь? Там же все способы хороши, вплоть до откровенного хамства.
В гонке за птицей удачи затопчут насмерть упавшего.
Или поменять местами понятия, никакого великодушия, лишь страх один и малодушие.
Спасибо, Белла Борисовна.
"Люди разные по мотивам и поведения и по бразу мыслей."
А с чего же не привести всех к единому знаменателю?
Деления или умножения?
А вот где же Марк Твен лжёт, так и не догадаетесь сами.
А в своей "повести" про двух авторах всё это полнейшая чушь, вот что.
Ага, по доброте душевной опытный автор принялся сдуру корректировать и редактировать с рецензированием молодого начинающего автора?
Да это полнейший бред с самого начала!
Если автор уже пишет сам, самостоятельно, то другого автора он просто не в состоянии будет даже читать, тем более начинающего. И это закон. Тем более писать рецензии, для этого существуют литературоведы, редакторы, корректоры! Всё это люди, что всегда обслуживали всех авторов для продвижения произведения в печать, а не фигли-мигли.
А корректор-программа сейчас стоит в каждом компьютере.
А с чего же не привести всех к единому знаменателю?
Деления или умножения?"
А зачем приводить людей к общему знаменателю? Вы хотите, чтобы Вас лично кто-то приводил к какому-то общему знаменателю?
Задача сотсоит в том, чтобы не выравнивать людей по чьему- разумению, а каждому оглянуться вокруг и ВЫБИРАТЬ ПАРТНЕРА по себе и для себя. Партнера в решении конкретных задач по удовлетворению интересов. ИНТЕРЕСЫ у всех разные, но люди могут создавать группы по совпадающим интересам. И помнить при этом Омара Хайяма:
Чтоб мудро жизнь прожить, занать надобно немало.
Два правила запомни для начала: ты лучше голодай, чем есть все, что попало,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Знать надо много или совсем мало, не знает никто, как и Омар Хайям не знал ничего про свою жизнь, тем более никто ничего не знает и про чужую. и тыщи мудрецов ещё никому не помогли прожить свою собственную жизнь ни единым своим советом, только вред один от советов.
И выбирать партнёра глупо весьма, как селёдку в магазине...
Хотите мою излюбленную песенку? А смысл её только по тексту и можно уловить
.https://www.youtube.com/watch?v=WD8bLpJiZ6Y&spfreload=10
На кладбище разлил он волшебный эликсир.
И лишь проговорил: Что ж я старый натворил?
Трупы оживали - землю разрывали,
Всюду выползали дико бушевали
Глотки драли, все вокруг ломали,
Рвали свою плоть.
Это место люди не любили,
Потому что здесь гадов хоронили.
Все они водку пили,
Проклятыми были.
Среди ублюдков шел артист,
В кожаном плаще - мертвый анархист.
Крикнул он Хой!, челюсть долой.
Трупов вел он за собой.
Бешено в деревню мертвые ворвались,
В свете фонарей рожи показались.
Дрались и по полной отрывались,
Шли дома громить.
Взяли люди топоры и вилы -
Мертвецов загнать в свои могилы.
Но на это не хватило силы -
Трупов не убить!
Среди ублюдков шел артист,
В кожаном плаще - мертвый анархист.
Крикнул он Хой!, челюсть долой.
Трупов вел он за собой.
Был на руке застывший fuck,
Из кармана торчал пиратский флаг.
Зомби всю ночь кричали: Хой!
Мы анархисты - народ не злой!
Что за наважденье без предупрежденья
А вот так напали - сильно напугали
Смеялись и толкались, парнишку заставляли
Пого танцевать.
И крестьяне в панике бежали.
Трупы дохли, снова оживали,
Ржали людям вслед.
Среди ублюдков шел артист,
В кожанном плаще - мертвый анархист.
Крикнул он Хой!, челюсть долой.
Трупов вел он за собой.
Был на руке застывший fuck,
Из кармана торчал пиратский флаг.
Зомби всю ночь кричали: Хой!
Мы анархисты - народ не злой!
В жизни артист веселым был
И нажраться он всегда любил.
Утро крестьянам помогло -
Солнце трупы за полчаса сожгло.
Но в тишине ночной
В подвале кто-то рявкнул:
Хой!
Мне самому никак не разобрать, о чем поют современные барды или менестрели, но они все Художники, им видней. Какие-то очень странные картины они рисуют в своих песнях. Наверняка, в них говорит провидение.
Ну, массовую киноиндустрию США мы перебирать не будем, там уже волны истерии. А вот нам отчего-то становится смешно от этой песенки, "мы, анархисты, народ не злой". Весело!
В одиночку можно не только свисток сотворить, но и свирель, или скрипку Страдивари.
А что такое "умение выбирать партнеров"? Это же по каким признакам нужно делать, если же не мечтать, что они тебя много лучше? Да такие же точно.
И ещё как договариваться собираетесь? Даже между собой на своем родном языке даже без толмача, что все делают одно и то же дело?
Смотрите не подеритесь за обладание властью после исполнения договора, так и всегда было.
Оглянитесь назад, какие драки за обладание властью после исполнения всех мечтаний в реале?
Сам от власти редко кто отказывался.
--"удел нормального человека", получается лишь в том, чтобы взять себе побольше власти и денег, создав самую сильную партию с самой сильной идеей, а всех побежденных объявить ненормальными. Так мыслим? Не пассивные наблюдатели?
Так мыслим? Не пассивные наблюдатели?
, что
Увы, правда состоит в том, что подавляющее большинтнство людей видит в качестве НОРМАЛЬНЫХ людей, которые не относятся к числу пассивных наблюдателей, именно тех, кого и Вы считаете нормальными. Привыкли к тому, что в обществе люди всегда делятся на хозяев и ратников на этих хозяев, на господ и слуг, на насильников и жертв И тут уж только два пути: покориться судьбе или постараться ЛЮБЫМИ СРЕДСТВАМИ, стать "хозяином положения"
А ведь есть и всгда были принципиально иные отношения в человеческом сообществе . В армии ли ТОЬКО В СТРОЮ делятся на командиров и подчиненных, а на досуге - друзья, равноправные товарищи. То же - в сложном туристском походе: на марше - беспрекословное подчинение командиру группы, а вечером, после трудового дня, свободное обсуждение действий руководителя, иной раз нелицеприятная критика и наказы, которые человек, наделенной властью НА МАРШРУТЕ, обязан исполнять. Были в России и АРТЕЛИ.
Ну, а при чем тут власть в артельном труде?
А при том, что как только занялись дележом власти и трудиться уже никто не захочет, да гори оно всё огнем, если зависть к другу всю душу сжигает у завистника.
А Вам в лесу без проводника приходилось одному бродяжить? А с друзьями на охоту уходить на пару недель зимой в горы?
Неудачный пример для "власти и дисциплины" Вы привели.
Там где-то есть фильм про туристический маршрут через Фишт, реальный случай в середине 80, советую найти и пересмотреть. Извините, но не помню совсем, не могу помочь, но жуткие мысли изложены.
А Вы все про партийных вожаков талдычите, к партийному исполнительству призываете. Да сказки-то не рассказывайте.
Вообще-то, в древности у одного из северных народов, не могу упомнить у какого говорили: -"Хочешь всем нам доказать, что ты есть самый главный? Изнасилуй белую медведицу."
1. ЦЕЛЬ желанная только ведомым или для всех общая ?
2. Ведомый - это роль постоянная в группе или только во время конкретной операции?
В зависимости от осознания этих моментов и тип отношений между людьми, и атмосфера в обществе будут факторами, стимулирующими РАЗДЕЛЕНИЕ людей и рождение зависти, злобы и прочих негативных качеств, либо ОБЪЕДИНЕНИЕ, сплочение людей в стремлении к получению желаемого всеми результатами.
Есть ВЫБОР!
Обожаю "Роксалану" Даниэля Дефо.
А про движущий элемент человеческой агрессии - зависть, это Вы верно подметили, всем хочется быть лучше, хотя и так уже ему лучше всех.
Хотя, может этот ролик Галича Вас заставит призадуматься?
https://www.youtube.com/watch?v=GZMI-XBCp3s
"Этот феномен, подмеченный Марком Твеном на бытовом уровне около 2-х веков назад, обратил на себя внимание тем, что, вылупившись из бытовой сферы жизни частных лиц, вырос в традицию целых народов. Ярким показательным примером, всколыхнувшим весь мир, явилось нашествие арабских мигрантов в Европу, бежавших из своих стран от войн и насилия, вместо того, чтобы их защищать и самим строить свою жизнь. И они, принимая, как должное это гостеприимство, мстят Европе за это, насаждая в ней свои варварские традиции и делая жизнь хозяев опасной и невыносимой".
И что делает жизнь хозяев опасной и невыносимой?
А сравнивают беженцы, чего они лишились, и требуют возврата утраченного. От "гостеприимных" хозяев и требуют. Придётся хозяевам призадуматься, чтобы беженцы сами захотели возврата к прежней своей жизни в родных местах.
Так, а если вспомнить недавних русских беженцев со всех просторов распавшегося СССРа? И как их встречала родная сторона?
А ни чем не лучше, если не предоставила самим добиваться себе права на проживание в родной стороне.
Ну, и при чем здесь феномен Марк Твена?
И вот я сравниваю Вас с автором статьи. По предмету заботы по поводу происходящего вокруг, в ближайшем окружении и в мире.
Автора беспокоит то, что
"показательным примером, всколыхнувшим весь мир, явилось нашествие арабских мигрантов в Европу,
бежавших из своих стран от войн и насилия, вместо того, чтобы их защищать и самим строить свою жизнь".
А вот Ваша позиция:"не от жизни хорошей народы бегут куда-то в поисках лучшей жизни.
И что делает жизнь хозяев опасной и невыносимой?
А сравнивают беженцы, чего они лишились, и требуют возврата утраченного. От "гостеприимных" хозяев и требуют. Придётся хозяевам призадуматься, чтобы беженцы сами захотели возврата к прежней своей жизни в родных местах".
В первом случае просматривается ГРАЖДАНИН. А Вашем? Похоже, раб, привыкший к тому, что его кто-то обязан кормить и обихаживать. И ищет он не дело, исполняя которое обретает свою ценность в мире, а всего лишь способ существования домашней скотинки..
Про рабство и рабовладельцев.
Ну. на меня подобные вопросы от главенствующих над сознанием мира сего давно не волнуют.
"Если хочешь быть главным над всеми остальными, для начала изнасилуй белую медведицу"- цитата из эпоса одного из северных народов.
А от ислама другая мудрость: " Самый страшный в своей бессмысленной жестокости бай получается из бывшего раба!"