Зачем христианству нужны сказания о Троице и о Богородице?
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа», «Богородице Дево»…. Так начинаются часто произносимые в православной церкви молитвы. Но так было не всегда. Когда христианство только зарождалось, ему не нашлось места в пантеоне богов римской империи. Почему? Потому, что религия считалась официально зарегистрированной, если её почитатели оказывали почести главному богу Римской империи – императору, путём возжигания фимиама (ладана). Христиане, как и иудеи не выполняли это правило, так как полагали, что поклоняться следует только истинному Богу. Благодаря чему, время от времени подвергались гонениям. Легче всего верили христианским миссионерам женщины. Так, жена Нерона, Поппея, уверовала то ли в Яхве Иосифа Флавия, то ли в Христа апостола Павла, но её поведение вызвало у Нерона приступ ярости . Поппея после удара мужа сапогом в живот, прожила недолго. Самые страшные гонения были в начале IV века. Так, соправитель императора Диоклетиана, его зять, Галерий, был в бешенстве, когда узнал, что его жена и его тёща исповедуют христианство! Что может для зятя быть ненавистнее тёщи… Галерий уговорил Диоклетиана подписать указ, на основании которого, 23 февраля 303 года начались масштабные гонения на христиан.
Но битва у Мильвийского моста — сражение Максенция с Константином 28 октября 312 г. н. э., в результате которого последний стал единоличным правителем Римской империи, прервала гонение. В войске Константина было немало христиан. Победу он приписал могучему христианскому Богу. Христианство было легализовано и, вскоре, превратилось в государственную религию.
Древние римляне больше всего ценили в богах силу. И, на первом легальном христианском Соборе в Никее было решено представить христианского Бога, как сильное, единое существо, состоящее из трёх личностей: Отца, Сына и Святого Духа. Божьих сыновей римская мифология знала великое множество, но такого, чтобы Сын и Отец являли одно целое, прежде не было. Хотя у очень древних евреев было божество по имени Элохим, что в переводе означало: «Боги». А подобием Святого Духа для греков были музы. Владимир Высоцкий пел: «Меня сегодня Муза посетила!» Так возникла могучая Троица.
Но для полной победы этого было мало. Нужно было обогатить христианство чем – то таким, чтобы оно стало похожим на язычество: а именно – ввести женское божество.
Для иудеев женщины были существами второго сорта. Так, Марк, описывая состав семьи Иисуса указал имена его братьев, но не назвал не только имён его сестёр, но даже не удосужился указать, сколько их было. Там же описывается случай, когда мать Иисуса вместе с братьями и сёстрами просила его аудиенции, но Иисус их не принял. А для язычников женские божества были «своими». Одних богородиц не перечесть: Рея, мать Зевса, Майя, мать Гермеса, Лето, мать Аполлона и Артемиды. Но позвольте, скажете Вы, ведь это всё богини. Хотите смертных богородиц? – пожалуйста: Алкмена, мать Геракла, Семела, мать Диониса. Причём, согласно Гесиоду, Дионис похлопотал, чтобы маме дали бессмертие и произвели в богини.
Правда, рождённого от бога ребёнка должен воспитывать мужчина: мать – одиночка не справится. При этом этот мужчина обязан знать, что ребёнок не от него и, тем не менее, кормить и его и непутёвую мать. Такова история Амфитриона, понявшего, что отцом сына его жены, Геракла, является Зевс. Такова же и история Иосифа, понявшего, что отцом его ребёнка является Святой Дух. Если прибавить сюда же пенатов (домовых) и сатиров (леших и чертей), то получается милая сердцу языческая религия. Вот и всё. Победа одержана.
Но этого клирикам мало. Они дальше пошли. Чем Мария хуже Артемиды (Дианы)? Диана пожизненная девственница, и Мария должна ей оставаться: не по чину Богородице со смертными мужиками дело иметь. Но куда тогда девать описанных Марком братьев и сестёр Иисуса? – А объявить их двоюродными или детьми Иосифа от первого брака. Представьте себе семейство, в котором великовозрастные, не менее 35 лет дядьки и тётки живут на иждевении старого отца и мачехи, не отделяясь и не обзаводясь своими семьями! А чтобы Иосифу не удалось ненароком испортить девственность жены, его объявляют старикашкой – импотентом. И эта несуразица кочует из века в век.
Поэтому вопрос: нужны ли современному христианству легенды о Троице и Богородице? Полагаю, что они только мешают и от них следовало бы отказаться. Чистое первоначальное христианство хорошо само по себе. И теперь не важна форма, в которой пребывает Иисус, но важно содержание Его идей. Недаром, они, эти идеи, вошли в моральный кодекс строителя коммунизма. Правда, составители этого кодекса кое – что добавили от себя. И то, что они позаимствовали из древних текстов, звучит свежо и современно, как - будто звук, выходящий из – под смычка Николо Паганини. А то, что добавили от себя, звучит фальшиво и старомодно: как - будто Клим Чугункин бренчит на балалайке.
Комментарии