Отношение мусульман к иноверцам

На модерации Отложенный

Часто говорят о том, что Ислам – толерантная религия. Тогда почему же некоторые мусульмане строят отношения по схеме «мы» и «они»? 

Люди, которые раньше всегда были готовы придти на помощь соседям, которые справляли праздники с семьей и занимались общественной работой, став мусульманами, начинают думать, будто у них нет ничего общего с «теми» - с людьми, бывшими их друзьями всего лишь несколько дней или недель тому назад. Очень часто они называют немусульман «кафирами», произнося это слово как оскорбление. В чем же дело?

Но как и во многих других случаях, проблема здесь – не в Исламе, а в неправильном понимании его некоторыми людьми. Мусульмане жили среди последователей других религий со времен получения Откровения. Иногда при этом мусульмане были правителями, а иногда и нет. 

Уже через 18 лет после смерти Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) мусульмане, возглавляемые Са’дом ибн абу Ваккасом, отправились к восточному побережью Китая. Они получили разрешение императора поселиться там и построить мечеть, которая стоит по сегодняшний день. 

Казалось, что жизнь среди немусульман не создает для них неразрушимых проблем. Изучая историю, мы понимаем, что те проблемы, с которыми сталкиваются исламские меньшинства в случае, если у власти находятся немусульмане – не новы. Мы должны помнить также о том, что мусульмане часто оказывались меньшинством, даже в тех случаях, когда у власти были их братья по вере.

Сегодня многие мусульмане, в том числе и выросшие в обществах, где существуют самые разнообразные культурные слои, часто сами создают себе проблему общения с «другими» - будь то немусульмане или даже мусульмане, придерживающиеся другой школы фикха (мусульманского права).

Однако в действительности Ислам учит нас относиться друг к другу с терпимостью и принимать тот факт, что между нами существуют различия. Создание людей, имеющих различные языки и цвета кожи – одно из знамений Аллаха и свидетельство Его могущества. Человек может обладать превосходством не благодаря своему происхождению, а благодаря своему поведению.

«Из Его знамений – творение небес и земли, различие ваших языков и цветов. Поистине, в этом – знамение для знающих!» (30, 22) и «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом – самый благочестивый. Поистине, Аллах – знающий, сведущий!» (49, 13). 

В своей прощальной проповеди Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы знаете, что каждый мусульманин – брат другому мусульманину. Ни у кого нет превосходства над другим, кроме как в богобоязненности и хороших поступках».

Таким образом, мы не должны думать, что мы лучше других и проявлять нетерпимость к их мнению. Хадисы и ранняя история Ислама свидетельствуют о том, что среди мусульман часто существовали разные мнения, однако же это не препятствовало им мирно уживаться и сотрудничать друг с другом.

Что касается обращения с немусульманами, мы не должны ни на минуту забывать о доброте и справедливости по отношению к тем, кто не сражается с нами. К Асме бинт Аби Бакр в Медине пришли ее мать – язычница и ее дедушка в то время, когда действовал мирный договор между курайшитами Мекки и мусульманами. Асма спросила Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), должна ли она проявлять доброту по отношению к своей матери, и он ей ответил: «Да» (Сахих аль-Бухари). После этого был ниспослан следующий аят: «Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, - ведь Аллах любит справедливых!» (60, 8)

В своем энтузиазме, призывая к Исламу, мы не должны проявлять нетерпимости и агрессивности по отношению к другим, однако же из-за вежливости и цивилизованности мы не должны забывать о нашей миссии. Нам не следуует молчать и стесняться доносить до людей слова Истины.

Долг мусульман – донести послание Ислама в ясном виде, но не применять никакого принуждения и не проявлять нетерпимости. Если немусульмане не принимают донесенного до них послания, то следует тем не менее относиться к ним с добротой и мягкостью, предоставив суд над ними Аллаху Справедливому.

Мы должны помнить, что Аллах Милосердный даровал нам Ислам как путь к спасению. Исламское послание сохранилось в своей первоначальной чистоте, и в этом – уникальность нашей религии.

Это послание обращено ко всем людям мира. Наш долг – донести его до них самым прекрасным и эффективным способом. Мы должны быть свидетелями перед людьми как своими словами, так и делами.

Наши соседи остаются нашими соседями, и наши родственники остаются нашими родственниками. Хотя они могут и не разделять нашей веры, они, тем не менее, заслуживают нашего уважения, доброты и справедливого обращения. Существует много хадисов, касающихся отношений с соседями, и при этом ни в одном из них не сказано, что он касается только соседей – мусульман.

Например, Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывает: «Я слышала слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Джибраил (ангел Джибраил) настоятельно советовал мне (относиться) к соседям с добротой, так что я подумал, что он будет даже убеждать меня предоставить им (право на) наследство» (Муслим).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывает: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Тот, кто верит в Аллаха и в Последний День, должен либо произносить добрые слова, либо хранить молчание; тот, кто верит в Аллаха и в Последний День, должен относиться к своему соседу с добротой; тот, кто верит в Аллаха и в Последний День, должен проявлять гостеприимство»(Муслим).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) также передает слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Никто из вас не должен мешать своему соседу укрепить балку в стене своего дома» (Муслим).

Терпимость означает способность принимать тот факт, что люди придерживаются различных идей, верований, имеют разные ценности и обычаи. Она не означает согласия с теми, чьи взгляды отличаются от наших, она означает лишь признание их права на несогласие с нами. 

Такая терпимость может проявляться на различных уровнях: индивидуальном, групповом и государственном. Именно терпимость является основой соблюдения прав человека, существования в обществе многообразия (в том числе и культурного) и власти закона. Если бы каждый был должен думать и действовать так же, как мы, то не могло бы быть и речи о правах человека. Коран напоминает нам: «Для всякого народа Мы устроили обряд поклонения, которым они поклоняются. Пусть же они не спорят с тобой из-за этого дела. Призывай к Господу твоему, ведь ты на прямом пути! А если они с тобой препираются, то скажи: «Аллах лучше знает то, что вы делаете! Аллах рассудит вас в день воскресенья в том, в чем вы часто разногласили» (22, 67-69). 

Терпимость подразумевает, что мы не должны ни уничтожать, ни осквернять места поклонения немусульман, а также запрещать любые обряды, не связанные с Исламом. Конечно же, имеется в виду, что мы надеемся на такое же отношение к нам со стороны немусульман. Кроме того, мы должны в определенных случаях позволять немусульманам входить в мечети (за исключением Запретной Мечети в Мекке): чтобы сделать там ремонт, чтобы узнать что-либо об Исламе – при условии, что они скромно одеты и не приносят с собой ничего такого, что могло бы осквернить храм.

Мы должны вести диалог с немусульманами, и в первую очередь – с людьми Писания, для того, чтобы лучше понять друг друга. При этом нам следует фокусировать внимание на том, что между нами общего. 

Такой диалог не означает, что мы можем в чем-то отступать от нашей религии или отрицать какие-либо аспекты Ислама. Однако, отгораживаясь от немусульман и отказываясь вступать с ними в диалог, мы выглядим в их глазах «странными» и можем стать жертвой предрассудков. Мы также должны сотрудничать с немусульманами в таких областях, как искоренение несправедливости, распущенности, гомосексуальных связей, абортов и других недугов современного общества.

Нам, мусульманам, заповедано совершенствовать то общество, в котором мы живем, поощрять хорошее и удерживать от неодобряемого. И это надо делать не только в среде мусульман. Мы должны быть активными членами общества, что должно проявляться не только в отстаивании своих прав, но также в борьбе за господство справедливости. 

Мы не должны скрывать своей принадлежности к Исламу, нам следует должны с гордостью нести Ислам как факел повсюду, куда бы мы ни шли. Люди должны знать, что мы руководствуемся исламскими принципами. 

Наше участие в жизни общества не обязательно должно иметь политический характер, хотя это также важно. Оно должно означать активную роль, например, в работе с детьми и молодежью, а также в других областях. Важно сотрудничать с окружающими нас немусульманами, чтобы общество улучшалось и все в большей степени соответствовало исламским стандартам.