Украина: в 1991г. нас развели вопросом колбасы

Идеологи «самостийной и незалежной» Украины любят пустить сентиментальную слезу и порассуждать о коварной «пятой колонне», окопавшейся в нашей стране и пытающейся расколоть «тысячелетнее» государство. Аргументы при этом приводятся простые и незатейливые: вон, мол, 1 декабря 1991 года девяносто процентов жителей УССР на референдуме одобрили акт провозглашения независимости Украины, а по Конституции единым носителем власти в стране является народ. Поэтому решение народа свято и нерушимо, а мы, дескать, - всего лишь слуги этого самого народа. Служим ему верой и правдой.


За отделение от СССР проголосовали 91% принявших участие в референдуме, хотя весной того же года 70% высказались за сохранение Союза. Тогда — в марте — «национал-демократы» обвиняли большую часть украинцев в том, что те «предпочли свободе колбасу». Тем не менее именно «колбасу» взяли на вооружение, когда провал московского ГКЧП был провозглашен украинскими патриотами отчего-то собственной победой в многовековой борьбе за «незалежність».

Что же имеем в итоге? Лидер среди республик СССР по уровню концентрации промышленности, в т. ч. и наукоемкой (откуда и показатели из руховских листовок) сегодня уже впереди всей Европы! Но в несколько ином. 

По уровню благосостояния Украина занимает предпоследнее место в Европе. За чертой бедности у нас находится 78% населения. Средний размер состояния украинца составляет $2700, что лишь на $200 больше, чем в Молдове. При этом за последнее десятилетие средний молдаванин увеличил свое состояние почти в 4 раза, в то время как украинец — в 3. Чтобы отмести разного рода причитания на тот счет, что на Украине, мол, гораздо меньше полезных ископаемых, чем у «сырьевых» России и Казахстана, приведу пример Белоруссии, где энергоресурсов нет вообще. Среднее состояние белорусов — $6 тыс.

Впрочем, есть у нас и собственная гордость, которой тем же белорусам не прочувствовать, пожалуй, никогда: суммарное состояние 200 самых богатых украинцев составляет $50 000 000 000, причем первой двадцатки — $30 000 000 000.

Ну и конечно, уровень раскрепощенности первого постсоветского поколения — Украина заняла первое место в Европе по детскому алкоголизму.


 

 

 

Как это было...

 

 Если бы не жил в те годы, то так и представлял бы себе тысячи вдохновленных севастопольцев в вышиванках, дружными рядами марширующих к избирательным урнам с единственной целью: защитить родную Украину от «имперской России» и реализовать свое конституционное право на управление страной.

Наверное, примерно так и думает сегодня молодое поколение, изучающее «правильную» историю по «правильным» учебникам. Но как же быть с целым рядом нестыковок, очевидных для вдумчивого читателя?!

Например, Конституция Украины, была принята только в 1996 году, а в 1991 году действовала Конституция УССР 1978 года, которая явно не предусматривала такую форму  осуществления «народовладия» как референдум. В соответствии с ней власть осуществлялась народом только через советы народных депутатов.

 

То же касается и Закона «О всеукраинском и местном референдумах», принятого 3 июля 1991 г. Людям, знакомым с процедурами создания инициативных групп, сбора подписей, прохождения всех бюрократических проволочек, предусмотренных этим законом, не очень-то верится в легитимность подобного скороспелого плебисцита.

 

Впрочем, бессмысленно объяснять прописные истины людям, которые возвели в абсолют некий абстрактный «дух закона» и вряд ли будут выслушивать аргументы, ссылаясь на естественное право народа преступать букву закона, если этот закон не соответствует интересам народа.

 

Поэтому отложим юридическую казуистику и попробуем разобраться, а чего же действительно хотел народ в те бурные 1990-91 годы.

Путь к независимости Украины пролегал через «парад суверенитетов», начало которому положила наша северная соседка Россия, когда 12 июня 1990 года съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Заметьте, произошло это более чем за год до украинских событий. Так что кто и от кого первым получил независимость, нужно еще подумать.

 

Разумеется, местные партбонзы, видя себя в президентских и министерских креслах, развернули активную сепаратистской кампанию, результатом которой стало принятие Верховным Советом УССР 16 июля 1990 года Декларации о государственном суверенитете Украины.

 

Сегодня эту декларацию не очень любят цитировать, а зря,  ведь в ней были очень интересные пассажи! Напомню лишь некоторые из них:


1. Украинская ССР имеет свое гражданство и ГАРАНТИРУЕТ КАЖДОМУ ГРАЖДАНИНУ СОХРАНЕНИЕ ПРАВА ГРАЖДАНСТВА СССР.


2. Украинская ССР торжественно провозглашает про свое намерение стать в будущем ПОСТОЯННО НЕЙТРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВОМ, которое не принимает участия в военных блоках и придерживается трех неядерных принципов: не принимать, не изготавливать и не приобретать ядерного оружия.


3.

Отношения Украинской ССР с другими советскими республиками строятся на основе договоров, заключенных на принципах равноправия, взаимоуважения и невмешательства во внутренние дела. Декларация является основой для новой конституции, законов Украины и определяет позиции Республики при заключении международных договоров. Принципы Декларации о суверенитете Украины используются ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ СОЮЗНОГО ДОГОВОРА.

 

17 марта 1991 года, в соответствии с решением IV съезда народных депутатов в СССР проводился Всесоюзный референдум. Немногие сегодня могут вспомнить содержание поставленного на нем вопроса. А звучал он так: "Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в котором в полной мере гарантированы права и свободы человека любой национальности?". В референдуме приняли участие 80% избирателей страны, из них "ДА" ответили 76,4%. В том числе в Украине приняли участие в референдуме 83,5%.  ЗА сохранение Союза проголосовали 70,2%, что составило 58,62% от числа граждан, имеющих право голоса.

 

Таким образом, население Украины квалифицированным большинством высказалось за сохранение страны, в которой они жили. Решение данного референдума никто не отменял и не мог отменить. Но почему-то оно не стало правовой нормой для властей.

 

Не все помнят, а кое-кто намеренно «забыл», что в Украине одновременно проходил опрос населения, в бюллетень для голосования которого был включен такой вопрос: "Согласны ли Вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза Советских суверенных государств на основах Декларации о государственном суверенитете Украины?".


В республиканском опросе на вопрос ответили «да» 25 225 тысяч человек, или 80,2 %. Ответили «нет» 5 656 тысяч человек, или 18 %.


После шумных и неоднозначных событий в Москве в августе 1991 года, которые еще предстоит оценить историкам,  Верховный Совет Украинской ССР принимает Акт провозглашения Независимости Украины. В нём говорилось, что: “Исходя из смертельной опасности, нависшей над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991 года, продолжая тысячелетнюю традицию государственного строительства в Украине, исходя из права на самоопределение, предусмотренное Уставом ООН, осуществляяДекларацию о государственном суверенитете Украины, Верховный Совет УССР торжественно провозглашает Независимость Украины и создание самостоятельного Украинского государства – Украины…

 

Хотя никакой “опасности” тем более “смертельной”, 24 августа, когда так называемый путч уже был разгромлен, на самом деле не существовало. А “традиция украинского государственного строительства ” имеет куда более скромную историю. Авторы украинской “незалежности” так спешили, что забыли о том, что УССР является одним из государств – основателей ООН.

Этим же Актом был назначен референдум на 1 декабря 1991 года, вопрос на который был сформулирован  следующим образом:"Подтверждаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?".

 

Поскольку Акт о независимости базировался на принципах Декларации, а последняя однозначно заявляла о намерении сохранить Союз, то жители Украины были просто введены в заблуждение. Отсюда и результат - из принявших участие в голосовании сказали "ДА" - 90,32%. Однако не все проявили подобное простодушие. Например, в Крыму в референдуме приняли участие 67,7% от граждан, внесенных в списки. При этом «ЗА» проголосовали 54,2%. Однако, если рассматривать итоги референдума не в процентах от принявших участие, а в абсолютных цифрах, то становится ясным, что из 1535154 крымских избирателей "ЗА" ответили 561498 человек, или всего 36,58%.

 

Как показало дальнейшее развитие событий, весь заготовленный фокус референдума заключался в формулировке и трактовке этого вопроса, в котором каждый видел свой вопрос и давал на него свой ответ: 1) западные, до 1939 года исторически «незалежные» от СССР и проевропейски ориентированные регионы голосовали «ЗА» потому, что это давало шанс на возвращение Украины в Европу, доминирование процессов евроинтеграции, включая евроатлантическую интеграцию. 2) восточные, пророссийские регионы, голосовали «ЗА» потому, что это обещало гарантию сохранения Союза в виде некоего обновленного государства.

 

Никакой «одностайності» (единодушия) на Всеукраинском референдуме 1 декабря 1991 года не было! Каждый стремился к достижению своих целей. Уже тогда референдум в неявной форме расколол Украину.

 

А вот кто и как воспользовался этой манипуляцией, показали дальнейшие события. Л.Кравчук в этот же день, 1 декабря 1991 года, избранный Президентом Украины, через несколько дней в Беловежской Пуще использовал одностороннюю, «западенскую» трактовку мандата Всеукраинского референдума для объявления от имени народа и государства Украины (вместе с Б.Ельциным и С.Шушкевичем) о прекращении существования Союза ССР.

Так три политических жулика в условиях всеобщего политического раздрая и нестабильности обвели вокруг пальца весь доверившийся им народ. Вряд ли в истории можно отыскать еще один пример подобного политического мошенничества.