Год назад ушел из жизни величайший русский актер Вячеслав Тихонов...

На модерации Отложенный

Неблагодарность следовало бы счесть одним из страшных грехов людских. Не могу – не хотел бы оказаться в числе таких людей. 
С Вячеславом Васильевичем Тихоновым меня связывает глубоко личное чудо самоосознания, произошедшее в самом раннем детстве при встрече с образом главного героя сериала «17 мгновений весны» - Штирлицем. 
Этот образ и сегодня столь же мало понят, как и личность человека, сыгравшего его. И наверное поэтому Вячеслав Васильевич не любил праздных разговоров вокруг да около главного героя и сериала. 
У меня есть веские основания считать, что «17 мгновений весны» этот один из величайших фильмов – явление более высокое, нежели гениальное произведение мировой кинематографии. Пусть меня обзовут как угодно, но я вижу целую систему художественных, концептуальных и конспирологических маркеров в художественном пространстве сериала, в силу чего даже самая талантливая пародия, сделанная с целью умалить либо извратить его содержание, неизменно терпит фиаско. 
Я вовсе не случайно поставил цифру 17 вместо числительного в названии фильма, поскольку без знания каббалистического значения этого числа нельзя понять, почему Тихонов, исполнив роль Штирлица, вызвал против себя затаенную ненависть. 
«17=16+1 - семнадцать означает проникновение в тонкий мир как в живой
и развивающийся. 
С точки зрения семнадцати, тонкий план это живой мир, населенный различными существами, обладающими свободой воли и управляемый не только жесткими, но и гибкими законами, предусматривающими возможность сопротивления им и проявления индивидуальности всего живого. Здесь ключевые слова - любовь не рассуждающая, но принимающая, причем не только естественный для семнадцати
тонкий план, но и грубый, несовершенный плотный. 
Духовный учитель учитель семнадцати учит свою паству любви, практически не применяя метод жесткого принуждения: жалость его уровня (анахата-муладхара) сильнее любого императива.
Основной момент внутренней жизни человека семнадцати заключается в том, что он видит страдания мира, но, ощущая силу его жестких законов, находит свое предназначение в прямом смягчении страданий и уменьшении зла, не опускаясь на его уровень (манипура), но распространяя силу своей любви всюду, куда посылает его судьба. Потенциальные знания шестнадцати (и, разумеется, всех меньших чисел) дают семнадцати источник понимания и внутреннй силы, но непосредственно ими оно не используется. В семнадцати Божественная любовь представлена в самом тихом своем
варианте - она многое чувствует и понимает, но еще ничего не может ни сказать по существу, ни сама конструктивно сделать; дальнейшее ее развитие происходит в числах, кратных семнадцати, - тридцати четырех, пятидесяти одном и т.д. 
17=13+4 - материализация и проработка программы, предлагаемой Черным учителем, ведет к выходу на анахату, открытию сердца.
В арабском языке корень ФХМ может означать «черный» или же «мудрость», «понимание». Слово «сейид» (государь, князь, господин) является производным от корня СУД, который также может означать «черный». Знамя Пророка было черным и знамя русских полков Дмитрия Донского, и знамя рабочей Революции первоначально было того же цвета, что символизировало мудрость, власть. 
Ассоциативная связь этих идей утрачивается в переводе суфийской фразы: «Путь сокрыт в темноте» - Дар тарики тарикат. Считается, что использование черно-белого шахматного порядка – свет/понимание появляется из тьмы – символизировало эту двойственность.
17=12+5 - оживление космической гармонии открывает прямой канал космической любви.
Семнадцать разомкнуто, открыто, внимательно, бесконечно благожелательно и терпеливо; в нем ощущается мудрость и сила смирения, но - ни то, ни другое не выплескивается наружу. Семнадцать никого не заставляет, но идти предлагаемым им путем чрезвычайно трудно - это путь бхати-йоги, бескорыстной возвышенной любви ко
всему сущему. Как духовный учитель, человек семнадцати аппелирует к высшему началу в человеке, но никак не взаимодействует с низшим; в его присутствии последнее стыдливо умолкает».
Ничего более ценного чем сосредоточенное молчание ни в кинематографе, ни в искусстве, ни в по-настоящему великой политике я не знаю.

Вот какие записи оставляли люди в Ютубе в день его кончины:
 - Наверное, никто, кроме Вячеслава Васильевича не смог бы без такого редко встречающегося душевного склада, характера, качеств, родовых предпосылок, наконец, пронести с достоинством этот образ (Штирлица), и сыграть потом еще целый ряд прекрасных ролей. 
 - Прощай Человек с добрыми глазами!
 - Самый любимый, единственный, один такой на все времена. Вячеслав Тихонов - не просто выдающийся актер, он - настоящий русский интеллигент, он - главный романтический герой в нашей культуре ушедшего века.
 - Сълзи, сълзи, сълзи и по Тихонов и по изгубеното и изпорчено от Запада прекрасно време!
 - С богом от България!
Цялата страна те боготвореше.
Покланяме се и ти благодарим!
 - Good night, sweet prince :(
 - This movie recall in me my very childhood, poor but peaceful. Rest in peace Mr.Isaev ! From a Vietnamese.
 - Никому ничего нахуй не надо. Нам бы побухать, потрахатцо, и все. А то, что кто-то за нас, уебков, воевал и погибал (и думал – авт.), нас ниипет. 
Я боюсь представить, что будет лет через 20, когда тимати станет классикой русской эстрады, когда по телеку не будет ничего, кроме дома два, экскаватор им всем в задницу.
Иногда у меня ощущение, что лучшие представители человечества медленно, но неуклонно уходят, оставляя нас в этом гопозаповеднике. -
Однако, записей было немного. Но об этом хорошо сказано у Суворова который Александр Васильевич – «Берут не числом, а умением». У этой истины есть и другие модификации, и хорошо бы нам всем их помнить.

И как Вячеслав Васильивич поведал бы нам вот таким тайну о том подспудном давлении на него за успех этого сериала, если мало кто вообще способен осознавать себя человеком сегодня, тем более ощутив античеловеческую природу источника этой ненависти. Однако.
«Есть мера вещей, которую не могут отменить даже недоброжелатели, иначе мир рассыплется. Тихонов явился на этот свет, чтобы показать образец и справился со своей задачей. Это была его миссия. Сделал — и отошел в сторону». 
Да, это было бы слишком для сил одного человека – быть, оставаясь самим собой, затем сыграть такие великие роли какие он сыграл, и требовать чтобы ещё к тому же выступил он как мыслитель, хотя по глубине и масштабу был фигурой не меньше любого из великих немцев – писателей и философов ХХ столетия. А как тогда быть с долженствованием, обращенным к каждому из его зрителей?!
Intelligenz und Ehre kann nicht privatisiert oder sozialisiert werden. Ein Mann kann nur teilhaftig werden ihre.  
Возможно, то, что сейчас будет сказано – понято будет плоско. Но я скажу. Он был русским человеком даже в форме штандартенфюрера SS (позаимствованной у русских же отрядов смерти). И потому был одинок. Характер нордический, стойкий. Вот сыграл он Штирлица, а пошлой «славы» не принял – не прилипала она к нему, отваливалась. 
Но имя, имя-то какое он носил! В нем (в имени) семь его великих ролей – как грани единого русского типа. А кто в целом мире смог бы такое соединить в себе одном:
- Медведь в спектакле «Обыкновенное чудо» - почувствуйте и оцените разницу… 
- Тракторист Матвей Морозов – сельский парень с врожденной честью, с душой горячей к труду и любви, с поэтической натурой и одаренностью, в нем предчувствие истинного аристократа. Воочию подтверждение, что и Есенин не был исключительным явлением, но скорее чистым русским народным типом. 
 - Затем целый ряд ролей: лейтенант Рукавичкин, лейтенант Безбородько, капитан Суздалев, мичман Панин, но затем Сергей Нащёкин. 
 - И вот к какому образу всё это стало приступом - моряк-анархист Алексей из «Оптимистической трагедии». - http://www.youtube.com/watch?v=AfK_x7prxp0&feature=player_embedded
Герой, являющий истинно русский характер, способный подобно молнии, прочертив зигзагом путь, выхватить из тьмы всю картину действительности с тем главным, что в ней, и ударить пусть неисповедимо, но точно в цель. 
Ибо благородство обязывает, чтоб по совести и правде. Гордо реет Буревестник черной молнии подобный. Такой вот образ Революции.
— Наивно? Да. Ошибочно? Да! Но я приглашаю Батищева и всех вас не рубить сплеча, а почувствовать высокую себестоимость этих ошибок…(из фильма «Доживем до понедельника»)

И кажется, во всей мировой литературе эту истину о себестоимости бытия выражал только образ князя Андрея Болконского. Он вольно или невольно для самого Льва Толстого стал тем, на ком было показано и тем самым познано автором таинство смерти. 
«Ну, вот кто он, этот «преждевременный человек»? Зачем он? Зачем он идёт по жизни, идёт напролом, мучая себя и других, вызывая невольное уважение и едва ли вызывая простую человеческую любовь? …Он почти идеален, в нём почти нет изъянов, нет недостатков, и как раз это — его самый главный изъян и недостаток, трагический, прежде всего для него самого. Фактически ведь с самого начала князь Андрей обречён, и даже сама смерть его воспринимается где-то и с облегчением — с трудом осознаваемым, непонятным и оттого нас смущающим. Ведь, правда же?
Из интервью с В.В. Тихоновым:
… Мне близки поступки князя Андрея. Его нравственные искания… Всё, чем обычно занимается человек в повседневной жизни, не стоит того. Главного мало. И его не сразу выделишь. Князь Андрей это «главное» для себя заметил только после Аустерлица, «то высокое, вечное небо»…».
Да, ведь если благородство не обязывает, то оно же убивает – как Толстого.
 
Критики отмечали, что Тихонов никогда не пробивал себе ролей. Однако режиссеры даже помимо воли, как бы нутром чуяли - вот он раздвигает собой, усилием натуры, словно смертельные врата и, убоявшись вида сего, – давали роль. 
Из интервью с Вячеславом Тихоновым:
— Светская жизнь не для вас?
— Нет, не для меня. Сейчас это, кажется, называется тусовками, да? При большом скоплении людей на таких тусовках я теряюсь. Вот они собрались, у каждого свой интерес: кто-то демонстрирует новое платье, кто-то сделал прическу, кто-то договаривается о делах. Я чаще всего ощущаю себя там одиноким. Поэтому либо молча сижу в стороне, думая о своём, либо стараюсь побыстрее уйти…
— Какое качество вы больше всего цените в людях?
— Порядочность.
— А какое не любите?
— Её антипод.
А вот это требует расшифровки и раздумий: Центр – Юстасу… Кто-то сразу подумал о «непорядочности», а это провал для разведчика – не уметь делать правильные заключения или не знать, что антипод порядочности – толпа в любом виде и её воодушевление даже если мотивы оправданы, а цели святы.
Впереди целая вечность необъявленных войн, и каждый хотел бы он того или нет подписал контракт на весь этот срок.

Понимаете ли, что означает, когда режиссер – этот тип дошлого и даже где-то ушлого человека, привыкшего манипулировать актерами, словно куклами в балагане, и так воспринимающего людей и жизнь - будто поставленный спектакль и законченный нравственный содом, - вдруг преклоняется ни перед чем, по чести уступая… не роль - актеру, а образ истины – тому лицу в коем она (истина) соизволяет открыться миру вот через этого человека, в меру его и только одного его способности хранить это качество. Вот действие подлинного аристократизма! – быть принятым никак иначе, но по чести, значит, оставаясь никем иным и не больше суть, чем самим собой. 
Вячеслав Васильевич никогда не ставил себя великим актером, и открыто признавался, что суть его успеха - не в актерской стихии, но в ином… Оно это иное начало принудило Марка Захарова дать роль архивариуса Шарлеманя (имя, имя-то чего стоит!) Тихонову – вот это мистика: ведь, архивариус - это второе «я» властителя и героя – их вместе и дракона, и драконоборца. Архивариус как прикрытие для протагониста великого делания, в отношении которого власть – профанична; и в этом едва ли не самая строго хранимая и смертельно опасная тайна любой власти – как официальной, так и тайной. 
Что такое история?

– Приготовление философского камня. Царское дело. Лишь в немногих трактатах подробно описываются этапы физической и моральной трансформации адепта — причем все редкие рукописи, посвященные данной теме, никогда не были напечатаны и хранятся лишь в больших библиотеках. Воздействие раствора философского камня начинается с вывода из тела всех токсических веществ, а также болезнетворных микробов и трихомонад. Адепт внезапно лишается волос, ногтей и зубов, которые затем вырастают вновь, обретая значительно бОльшую крепость и здоровье. 
Не в этом ли фазисе преображения суть благородной старости? 
Из интервью с Вячеславом Тихоновым:
— Бользен, он же Штирлиц, говорит: «Из всех людей, живущих на земле, я больше всего люблю стариков и детей». Это к вам относится?
— Да, это мои ощущения. Вы знаете, если бы не подходило по внутренней интонации, я попросил бы Таню Лиознову переделать фразу. Так бывало — что-то переделывали, какие-то реплики просто дописывали… Дети и старики чем-то похожи: от тех и других не знаешь, чего ожидать. И ещё… (Долгая пауза) Те и другие беззащитны…
А может быть, за подготовленный продуманный и ненапыщенный отказ от власти, когда не знаешь чего и ожидать от человека, – смерть последует не в наказание, но как высочайшая награда Богом данная…
 
Помните, под какую мелодию в воспоминаниях о героическом исходе де Голля после капитуляции для продолжения борьбы мчатся Штирлиц с пастором Шлагом на автомобиле по серпантину к швейцарской границе. 
http://www.youtube.com/watch?v=Boe_XuWYEUY 
Мистика, конечно, обе песни «Milord» и «Non Je Ne Regrette Rien» написаны лишь полтора десятилетия спустя времени действия в картине.
Этот сериал и этот образ остаются единственным примером в мировом кинематографе адекватного художественного изображения в комплексе этих реалий. Нас подвигали к одному из сногсшибательных открытий, но советскому человеку помешала вульгарно-идеологическая поза «человека из народа». Здесь необходимо отослаться к другому сериалу – «Исаев», где это открытие подано с непринужденностью использованного невежды, речь идет о рекомендательном письме Урусова и о похищении, а фактически о перевербовке (под видом похищения) Гиацинтова, проведенная в почти что неприкрытом виде, - для простого зрителя непонятно, ибо очевидно: молодой Исаев, а затем и Штирлиц это агент надгосударственных структур. И только этим одним обусловлен шквал анекдотов «про Штирлица» призванный скрыть этот факт, или как вариант – освидетельствовать идиотизм их разносчиков. Возможно, Юлиан Семенов также не совсем понимал некоторые посылы в своих текстах, оставаясь всего только орудием передачи - если угодно, связником вненаходимого Центра.
«Штирлиц в исполнении Тихонова или Тихонов, сыгравший Штирлица? Разделить их трудно, если вообще возможно. Первая жена Вячеслава Тихонова, знаменитая Нонна Мордюкова, иначе как «Штирлиц» своего бывшего мужа и не называла: «Слава — Штирлиц и есть, только в кино это человек-кремень, а в жизни — человек-природа».

Так что, вы сами можете видеть, сколь сложным и многоплановым выступает настоящее Дело. И, сколь непростым является представление об алхимике, который якобы ест только для поддержания жизненных сил лишь бы возиться со своими колбами и ретортами, или о царе который действует только для власти, — напротив, высший адепт ест лишь ради удовольствия, а настоящий разведчик и подлинный властитель действуют, поскольку избавлены от необходимости удовлетворять те естественные или противоестественные потребности - едино, которым вынуждены служить все прочие люди по слабости и из-за соблазнов! Но Философский камень служит для овладения Высшим Знанием. «На этом пункте все трактаты замолкают, ибо обычный человек не способен следовать за редкими избранниками в их новую Вселенную». 
Смею предполагать, что возможно ни автор пьесы, ни режиссер фильма не представляли себе глубины и кардинальности темы власти, особенно знаменательна такая слепота в тот период, когда всё это писалось, а потом и снималось – в перестройку.
 
Ох, перестройка, слово-то какое: не ломать, не заново возводить, а перестраиваться – значит вроде некуда деваться, кроме как по уму и по справедливости теперь устроить все дела и людей устроить с кем что не так, как надо, вышло. А нет, стал обман. Да если б только! В фильме «Любовь с привилегиями» Тихонов сыграл роль бывшего заместителя Председателя Совета Министров СССР Константина Кожемякина. «Кожемякин делает героине Любови Полищук Ирине предложение, увозит Ирину с собой в Москву, где они вступают в брак. В Москве, пользуясь знакомствами мужа, Ирина наводит справки об обстоятельствах ареста своего отца, который был репрессирован после войны. И выясняет, что её новый муж был одним из тех, кто подписал смертный приговор ее отцу…» 
И вот тут некуда правды деть – вскрылся ложный трагизм нагнетаемых по поводу репрессий страстей. Тихонов своей ролью, словно ледоколом проломил массу, которая тогда звалась народом или находила нужным мимикрировать под народ.
 - Достало у героини Полищук сердца на любовь и на ненависть, чтоб на разрыв?! – нет, очевидно - нет. 
 - А было ль пепелище, с которого можно взять пепла, чтобы носить под сердцем - в напоминанье? – тоже - нет, да и какие пепелища – вся страна народная стройка! 
И ведь нет, да и не сложилось иронии и двусмысленности в том, что Ирина по сценарию фильма сотрудник закрытого санатория, где она знакомится с Кожемякиным. Сами реалии тогда не несли предпосылок для иронизирования над якобы существующей двусмысленностью, которой бы хотелось сценаристу и режиссеру. 
Почему не было той дразнящей двусмысленности, к вящему сожалению сегодняшних борзых хулителей советского времени? – Да потому что Кожемякин по жизни расплатился за свою подпись (кстати, весьма надуманного и сомнительного против действительности характера) одиночеством.

Однако куда ж деть его (героя Тихонова – Кожемякина) реальные заслуги, раз они предъявлены - в виде страны великой, могучей и родной для отнюдь не прозябавших нравственно тогда людей пусть страстно желавших перестройки, но ведь не Горбачева же лично и не пиццу Хат которую он как дурак рекламировал потом. 
Год производства фильма 1989 значит, на экраны вышел в 1990-ом то есть не поздно было бы и опомниться. А по этой причине, наверное, картину и замяли. Впервые я посмотрел «Любовь с привилегиями» уже в 2006 в угар оранжевой революции, поэтому смог оценить по достоинству величину сопротивления художественного материала своим творцам. Ведь по-человечески что Тихонов, что Полищук это зрелые люди, состоявшиеся личности, а не «звезды» какие-нибудь, - куда там Голливуд. У нас правда жизни с правдой художественной были повенчаны при всяких режимах. И что важно – стараниями этих режимов. Непреклонность данного эмпирического обобщения подтверждена двадцатью годами бесплодия искусств на всем пространстве бывшего СССР.

 Признаться, мне вовсе не известны (за исключением «Утомленных солнцем» и «Андерсена») фильмы последнего двадцатилетия, в которых снимался или участвовал Вячеслав Васильевич Тихонов. Однако, скажем в картине Михалкова Тихонов переиграл вчистую отведенные ему рамки роли блаженного отче в перекличке или перепеве, что впрочем едино, «Неоконченной пьесы для механического пианино» в антураже «сталинских» репрессий. Вот увидите, потом, как я напишу то, что намереваюсь, то если не сам Михалков так ангажированная критика станет повторять за мной, отшлифовывая мой тезис.

А не мелко ли было бы для Мити (Олег Меньшиков) мстить Котову (Михалков) за то, что тот сдал его ОГПУ, разлучив с Марусей? – А что у неё с Митей (у Мити с ней) были бы какие-то человечески достойные перспективы… Или пускай даже он мстит якобы за то, что после перевербовки ОГПУ направило его в Париж отслеживать там Белое Движение и выманивать оттуда людей в Советскую Россию на расстрел? – Котову ли знать об этой подкладке видимой стороны действительности… 
«После этого Митя возненавидел Котова, обвиняя в том, что тот лишил его Маруси и веры в Бога. Котов меж тем считает Митю «политической проституткой», которую в любой момент «продаст и купит» своё же правительство. Он убеждён, что намерения Мити есть не что иное, как личная месть. Однако прилюдно Котов и Митя поддерживают иллюзию дружбы. Упомянув о своей огромной популярности и тесных связях со Сталиным, Котов с возмущением заявляет Мите, что режим никогда не посмеет его тронуть. Тем не менее, в конце фильма на дачу прибывает чёрный автомобиль, заполненный сотрудниками НКВД для ареста Котова. Тем временем командир Котов спокоен и холоден: гордость офицера Красной Армии продолжает оставаться в нём непоколебимой. Уверенный в том, что лишь одним звонком Сталину можно всё уладить, Котов, насмехаясь намекает НКВДшникам, что их карьере скоро придёт конец. Но, как только Котов пытается выйти из авто его сильно избивают и связывают. По отрывочным репликам Котов понимает, что звонок Сталину ничего не даст, что его арест произведен с его указания и плачет от бессилия. Митя остаётся внешне непреклонным. Автомобиль продолжает свой путь, пока огромный плакат с изображением Сталина не скрывает его из виду….»
И только благодаря интеллигентской наивности Всеволода Константиновича – Марусиного отца (Вячеслав Тихонов) доходящей до святости картина добирает объемности, он ведь спасает фильм как произведение искусства. Бог его знает, Михалков хитрый мужик. Я же утверждаю, что Митя приезжал вербовать Котова в антисталинский заговор, и лишь при этом условии все в этой картине становится на свои места. Ведь в противном случае за Митины «архитектурные излишества» при проведении операции он был бы ликвидирован раньше, чем Котов, которого могли расстрелять только по суду. А иначе, с чего бы это Мите усомниться в Боге, да еще и работать столь изощренно с остервенением?! В принципе-то все остальное, кроме такого вот расклада, должно было быть им пережито в гражданскую войну и за годы, проведенные в эмиграции.

Пожалуй, кое-кто уже досадует, мол, отклонился от темы, да и так уже «буккафф много». Ну и что. Зато мы вплотную подошли к феномену святости, пониманию его по факту. Видите ли, если Вячеслав Васильевич сам собой такие вещи творит, то иначе и не скажешь – святой человек.

Второй раз он явил подобное же чудо в фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». В этой картине Тихонов был Богом. Не могу знать, отчего Рязанову надо было отмщать что-то глубоко внутреннее - разлад, избрав для этого фигуру и биографию великого сказочника. Моего терпения хватило как раз до того момента, когда в фильме Андерсен из мальчика стал подростком, и Рязанов ударился в показ череды ничем не подтверждаемых сцен непотребства и глумлений. 
А эпизод с Богом как раз был тем моментом, после которого я и не смог смотреть всё это дальше…
Но, по какому наитию, из каких сфер Рязанову захотелось снять в этом образе Тихонова – человека совершенно не в рязановском стиле и вкусе? Хотя, ответ есть. В глубокой старости у человека просто нет возможности затирать отсветы Иного, делая его воздействие как бы небывшим, скрывать то что для него непостижимо. Своё дурное режиссер излил; а иному что свыше не мог по старости отказать. 
Трудно принять такой образ Бога в лице Тихонова? Но это Бог детей и стариков. И поэтов. Наверное, Вячеслав Васильевич не слыхал о Роберте Грейвзе как, впрочем, и тот, скорее всего, не знал, что у него в России есть двойник. Но если вы положите рядом фото их обоих – вас постигнет озарение и раскроется одна из подлинных связей Реальности: шпионом сердца зовется истинный поэт, но только разведчику ведомо значение и мера оригинальности паузника.
Однако, об уходе Вячеслава Васильевича мне хотелось бы сказать словами одной книги – Всё совершилось очень просто, благопристойно и с его стороны без малейшей напыщенности. А это дороже всех громких, но пустых сотрясаний, и жестоких, но бездумных, потрясений вместе взятых. Дальнейшее Бог весть.  
http://www.youtube.com/watch?v=NKRLUGHkqiE