Бандит. По совместительству - мэр.

На минувшем заседании Ставропольской краевой Думы  руководитель регионального отделения «Единой России» Юрий Гонтарь высказал претензию коллегам-оппозиционерам, некоторые из которых порочат доброе имя правящей партии и  провоцируют телезрителей  вопросами вроде: какое отношение дороги, отремонтированные в Ставрополе, имеют к партийной организации «Единая Россия»? 

Юрий Афанасьевич рассеял  все сомнения: оказывается,  решением президиума Генсовета партии были даны рекомендации фракции «ЕР» в Госдуме РФ найти и выделить такие ресурсы. И они нашли и выделили. Места надо знать. А вот вы не знаете и не умеете. И помалкивайте. А на будущий год нам еще больше денег из Москвы пришлют на ремонт дорог. Нам, а не вам…

Гонтарь  высказал  отношение краевой верхушки к выступлению  Президента Дмитрия Медведева, который на днях прошелся по «Единой России». Партия превратилась в монополиста, мертвой хваткой вцепившегося в  административный ресурс,  и вытаптывает политических конкурентов. По мнению же единороссов, конкуренты сами виноваты -  работать не умеют. Неудачники злобно скрежещут зубами, но единороссов не запугают. Примерно такой же в свое время была реакция первых секретарей райкомов и обкомов КПСС на постановления ЦК « о дальнейшем совершенствовании критики и самокритики». Постановления, естественно, единогласно одобряли. А в отношении критики и самокритики, сами понимаете, это для кого-то другого.

Куда списать липу  на избирательных участках, контролируемых местными воеводами, то есть «Единой Россией», об этом лидер  единороссов не распространялся.

Между тем, выстроившаяся под единороссовскими знаменами местная   власть напропалую крышует рейдерские переделы бывших колхозов и совхозов, отнимает земельные наделы, «не замечает» массовые вырубки парков и аллей в городах, выдавливает из предвыборного марафона неугодных кандидатов,  насаждает своих ставленников, выстраивает журналистов в послушный хор, возносящий осанны…

Такова наша реальность. Это питательный бульон, в котором стремительно размножаются не крохотные инфузории туфельки, а вурдалаки и  чудовища Франкенштейна. Не успела страна прийти в себя после кущевского шока,  как новое социальное землетрясение: в Саратовской области изобличена банда, которую возглавлял… глава администрации.

Криминал  как вирус проникает в экономические и социальные клеточки общества, срастается со структурами власти. На днях арестован  начальник Кущевского подразделения милицейского центра по противодействию экстремизму Александр Ходыч, по версии следствия связанный с бандитами. Мало того, и надзорные органы танцевали польку-бабочку перед бандитами. Год назад организатор кровавого преступления Сергей Цапок публично оскорбил капитана милиции, нанес ему побои. Следственный комитет возбудил уголовное дело, которое тут же отменил прокурор Краснодарского края Леонид Коржинек. По сути, прикрыл преступление. Почему?

Самое жуткое не в том, что они рассчитывали откупиться – это само собой, но это пол-дела - а в том, что они вписывались в современную социально-экономическую реальность, выстроенную в стране за последние десять лет и чувствовали себя востребованными. Преступления творили не отмороженные урки, а люди, почитавшие себя респектабельными, «столпами общества», истинной властью в райцентре. Они присвоили себе право казнить и миловать, потому что были уверены: им все позволительно и все сойдет с рук.

Бандиты  заправляли процветающей агрофирмой. Элитное стадо коров, строительство  коттеджей, дорог. Передовой опыт хозяйствования. Агрофирма  входила в список 300  лучших сельскохозяйственных предприятий России,  участвовала в национальном аграрном проекте и была одним из самых крупных в крае получателей дотаций из федеральных программ. Часом, не по линии ли «Единой России»? Ведь один из активных участников этого «холдинга» был депутатом районного Совета от правящей партии. Словом, днем преуспевающие бизнесмены, депутаты. Ночью – насильники и убийцы.

Как все это вяжется? Очень просто. Власть, давно махнувшая рукой на приличия и законы, все больше срастается с мафиозными структурами. Отвергнув демократический способ контроля за экономическими и социальными процессами,  исключив из практики прозрачность, чиновники, озабоченные  легализации личных нелегальных доходов,   вынуждены обращаться к услугам криминала. В том числе и для  подавления оппозиционных настроений и расправы с неугодными.

Новостройки, гламурные картинки евроремонтов, сияющие супермаркеты, новые дороги не должны заслонять  сути происходящего. Добытые любой ценой  высокие удои и привесы, квадратные метры сданного жилья, прибыли, а также,  прости Господи, инвестиции,  инновации и модернизации  не несут ни процветания, ни справедливости, ни равноправия.  В конце шестидесятых мне довелось поездить по дорогам тогдашней ГДР – бетонки  были прочны, без единой щербинки. Хотя сработали  их еще в середине тридцатых, при Гитлере. Куда приехали немцы по этим дорогам, объяснять не надо.

На прошлой неделе Ставрополье сотрясло известие из Зеленокумска об очередной стычке со стрельбой и  жертвами. Слава богу, все живы, но восемь раненых в больнице. Фигуранты: «гости» из Чечни, которые стреляли, и местные, казаки, вступившиеся за девушку.  Власти  устами сотрудников ГУВД бодро докладывают, что конфликт случился на бытовой почве, никакого межнационального подтекста. Благодаря усилиям правоохранительных органов удалось избежать массового побоища.

Но мы слышим это на протяжении многих лет: ситуация под контролем.  А на другой, третий день  новые драки, разборки, лезгинки под окнами многоэтажек, выстрелы…

Все понимают, что бытовые разборки тут не причем. При  обыске у задержанных граждан соседней республики  изъяли охотничье ружье «Сайгак» и травматические пистолеты «Макаров» и «Стечкин». Потом обнаружился и автомат. Как это понимать? Что это за «все под контролем», когда по городам и станицам Ставрополья  разъезжают вооруженные молодчики, у которых специфические представления о России и россиянах? Общество до сих пор не получило вразумительного объяснения от партии власти: что происходит?  Почему? Куда это ведет? Что делать?

Конечно, проще выпросить в Москве полмиллиарда рублей и утрамбовать несколько километров асфальта в краевом центре, чем закладывать основы дееспособного  гражданского общества и создавать предпосылки участия граждан в  социальной и политической жизни. А самоуправления нет, и не видно признаков  желания что-то делать. Одна, но пламенная страсть занимает тех, кто управляет краем: пилить бюджет.

И все-таки люди все больше понимают, что спасение утопающих дело рук самих утопающих.  В минувшее воскресенье жильцы дома на улице   Буйнакского,6 на  собрании приняли знаменательное  решение: они отказались от услуг ГРКЦ. Всем известно,  что  ГРКЦ – городской расчетный кассовый центр - это частное учреждение, созданное во времена, когда Ставрополем  правили люди, умевшие выдавить копейку из всего, что ни торчало на городском ландшафте. Финансовая надстройка исправно укрепляла личное благосостояние группы частных лиц. Своим решением жильцы  оставили на свое развитие несколько сот тысяч рублей, которые ежегодно уходили к чужому дяде. Теперь этими деньгами будут распоряжаться они сами.

Это пока что крохотный шаг на пути укрепления подлинного гражданского самоуправления. Но именно такие действия,  вовлекая горожан в процессы управления своим домом, микрорайоном, городом, помогут гражданскому обществу набраться сил и очистить власть от скверны коррупции