Алеппо: долгий путь к трудной победе

В 2001 году новоизбранным президентом САР Башаром аль-Асадом был утверждён генеральный план развития Алеппо – город характеризовался максимальными темпами роста населения во всём Леванте. Стартовали программы жилищного строительства, медицинского, бытового, инфраструктурного, социального обеспечения. Площадь городской застройки планировалось увеличить за 15 лет со 190 км2 до 420 км2. Инвестиции измерялись сотнями миллиардов довоенно весомых сирийских фунтов.

Кто мог предвидеть использование большинства новостроек в качестве арены жестоких городских боёв в самом ближайшем будущем?

В 2006 году сирийский мегаполис Алеппо завоевал титул «Столица исламской культуры». В городе с 6.000-летней историей проживало 2.5 миллиона человек. Он был торгово-промышленным, образовательным, многонациональным, ярким и красивым центром регионального значения.
До завоевания восточного Алеппо отрядами сирийской «оппозиции» оставалось 6 лет.

В ноябре 2016 крупнейший город Сирии похож на Сталинград в 1943. Не только по масштабу разрушений, но и по влиянию битвы за Алеппо на сирийскую войну. Период наступления террористических банд остался в прошлом. Многолетний период блокады христианских, курдских, ассирийских, алавитских кварталов, этнических чисток, внесудебных расправ и массовых убийств. Бесчинства рукопожатной альтернативы Асаду не удостоились внимания мировых СМИ, солидных гуманитарных организаций и демократических западных лидеров. Хотя ещё в марте 2013 года «оппозиционеры» применили в пригородах мегаполиса газ зарин, смертельно отравив 15 человек и отправив в больничные палаты более 100 мирных жителей.
До газовой атаки на пригород Дамаска оставалось полгода.

К осени 2013 в Алеппо установилось стратегическое равновесие. Зоны правительственного и антиправительственного контроля охватили друг друга кровоточащими полумесяцами. Враждующие стороны неоднократно объявляли «решающую фазу» сражения за город. Однако боевые действия сводились к информационной браваде и микроскопическому продвижению на местности ценой больших потерь. Кто владеет Алеппо – владеет всем сирийским севером.

К концу 2015 в городе осталось около 1.4 миллионов жителей – причём свыше 1.3 миллионов в кварталах, контролируемых правительством Сирийской Арабской Республики. В восточных районах города утвердилась власть «фронтовиков ан Нусры» (запрещённая в РФ организация), сирийского филиала террористической Аль-Каеды (запрещённая в РФ организация).

В январе 2016 сирийская армия при союзнической поддержке России, Ирана, Ливана и Ирака начала наступление к северу от мегаполиса. Была прорвана блокада авиабазы Кувейрис, гарнизон которой два года сражался в полной изоляции. Были освобождены ТЭС Алеппо, ряд населённых пунктов и ферм, несколько важных дорог. Были частично перерезаны линии снабжения боевиков с подконтрольной им провинцией Идлиб.
С февраля по июнь 2016 бои за город несколько утихли – правительства РФ и США пытались выработать компромиссный вариант совместного уничтожения террористической нечисти в Сирии.

Российско-американского взаимопонимания достичь не удалось. Летом 2016 битва за Алеппо возобновилась с утроенной энергией, возросшими потерями и разрушениями. Сражение приняло встречный и манёвренный характер. Войска САА замкнули кольцо окружения к северу от города – конгломерат джихадистов прорвал блокаду с юга. Ежедневно гибли сотни бойцов и десятки мирных граждан. По обе линии изменчивого фронта.
Если в городе продолжают выживать 1.4 миллиона человек, которым некуда или невозможно бежать, то жертвы неизбежны. Особенно при активном применении враждующими сторонами тяжёлого вооружения, в условиях многолетнего ожесточения гражданской войны.

28 июля 2016 года – пять месяцев назад! – сирийские и российские власти предложили боевикам безопасный выход из осаждённых кварталов Алеппо. В том числе с оружием, с предоставлением транспорта до Идлиба, со всеми мыслимыми гарантиями, с многочисленными прецедентами таковой эвакуации в других районах Сирии. Были открыты гуманитарные коридоры для мирного населения.
Коридоры боевики заминировали, желающих вырваться из осады расстреляли. Очередное перемирие сопровождалось массовой истерией #SaveAleppo в западных СМИ, словно предыдущие три года город процветал, развивался и купался в изобилии.


В августе 2016 джихадисты сформировали штурмовую группировку в 7-8 тысяч штыков, бронетанковую бригаду (!!!) с десятками шахид-мобилей в авангарде, взломав кольцо окружения с юго-западного направления.

В августовских боях за Алеппо – формально успешных для «умеренных» террористов – они понесли невосполнимые потери в тяжёлом вооружении, в наиболее профессиональных и фанатично настроенных боевиках. Прорыв с юго-запада оказался пирровой победой. Упорными усилиями сирийской армии удалось вновь блокировать восточные кварталы мегаполиса. Сентябрьская гуманитарная пауза продлилась всего неделю и была сорвана бомбардировкой американской авиацией позиций САА в провинции Дейр-эз-Зор.

На протяжении всей осени 2016 года блокированные кварталы Алеппо сохраняли стабильную конфигурацию, площадь около 70 км2, численность вооружённых формирований «оппозиции» и окружённых мирных граждан – порядка 8 и 80 тысяч соответственно. Оценка в 250 тысяч окруженцев базируется на довоенном населении блокированных кварталов и весьма далека от подлинной.
Всю осень 2016 года стабильно бесплодными оставались призывы официального Дамаска к боевикам оставить город, прекратить бессмысленное сопротивление, сохранить свои и чужие жизни.

Стабильно игнорировалась амнистия, шансы вернуться к мирному существованию или продолжить чёртов джихад в Идлибе, если адские гурии милее радостей земных.
Стабильно безлюдными оставались все семь гуманитарных коридоров со всех сторон восточного Алеппо.
Боевики стабильно репрессировали всех желающих вырваться из города и стабильно расходовали куцый боезапас для хаотичной стрельбы по правительственным кварталам.
Стабильно вспыхивал вой в западных СМИ ввиду очередной «последней больницы, разбомблённой в Алеппо». С июня по ноябрь этих «последних разрушенных больниц» только в окружённой части города набралось более 15 – понастроил «тиранический» Асад, понимаешь. За пять лет войны никак не добомбить…

27 ноября 2016 года оборона боевиков в восточном Алеппо посыпалась со скоростью карточного домика. Тяжёлая, упорная, зачастую малозаметная и жертвенная боевая работа сирийской армии и союзников увенчалась стратегическим успехом. За сутки от террористов очищена почти половина «котла», освобождены обширные районы, электростанция, несколько мечетей и рынков, целых две больницы – странным образом избежавшие бомбовых ударов ВКС РФ и ВВС Сирии.

Среди отступающих бандитов наблюдается дисциплинарный разброд и панические шатания, бегство с позиций без приказа и спрос на гражданскую одежду в обмен на камуфляж. Часть группировок ведёт переговоры о капитуляции, другая часть обвиняет друг друга в позорном поражении.

27 ноября по гуманитарным коридорам из восточного Алеппо вырвалось несколько тысяч мирных жителей. К вечеру 28 ноября их число превысило 10.000. Больше, чем за предыдущие пять месяцев, едва улетучилось минно-огневое принуждение бандитов. Подконтрольная террористам территория съёжилась до 35 км2. Серьёзные оборонительные позиции на северном «срезе» усечённого котла у них отсутствуют. Утрачены запасы вооружения, снаряжения и боеприпасов в стремительно оставленных районах города. Тяжелейший удар нанесён по морально-волевым качествам «защитников» Алеппо от мирной жизни. Сирийская армия продолжает наступательные операции с разных сторон восточных кварталов.

Крупнейший город Сирии ещё не полностью освобождён от бандитов и террористов. Они ещё способны убивать и умирать, взрываться и взрывать, насильственно и предательски гадить исподтишка. Но перелом в «матери всех битв» очевидно произошёл – не в информационной, но в военно-политической реальности.
Крупнейшее поражение антиправительственных боевиков за все годы сирийского конфликта очевидно. Как был очевиден близкий и бесславный разгром окружённой под Сталинградом фашистской армии после рассечения котла на несколько частей.
От тяжёлой победы на берегах Волги до алого знамени над рейхстагом оставалось долгих 818 военных дней.