О том, как советские лётчики чуть не срубили "королевский Дуб"

О том, как советские лётчики чуть не срубили «Королевский Дуб»

«…лишь в Испании я впервые наблюдал, как газеты умудряются освещать происходящее так, что их описания не имеют к фактам ни малейшего касательства, - было бы даже лучше, если бы они откровенно врали. Я читал о крупных сражениях, хотя на деле не прозвучало ни выстрела, и, не находил ни строки о боях, когда погибали сотни людей. Я читал  о трусости полков, которые, в действительности проявили отчаянную храбрость, и о героизме победоносных дивизий, которые находились за километры от передовой….

В общем, я увидел, как историю пишут, исходя не из того, что происходило, а из того, что должно было происходить согласно различным партийным «доктринам»…»

Д. Оруэлл «Вспоминая Каталонию»

Гражданская война в Испании. До сих пор одна из самых закрытых и неизвестных. Да, детально и в подробностях описаны все сражения, скрупулёзно посчитаны все поставки, осуществлённые той или иной стороне, но не прописано самое главное – почему Республика потерпела поражение.

Самое удивительное то, что опубликование этих причин, не выгодны ни одной из сторон. Очень надеюсь, что об этом мы ещё поговорим.

А сегодня, мой рассказ о маленьком эпизоде большой войны…

 

1937 год. Год, когда многие в мире старались приблизить мировую войну. И у каждой из сторон были свои причины.

Руководство испанской республики, надеялось, что после того, как Англия с Францией ввяжутся в войну с Германией и Италией, Республике будет оказана действенная военная помощь, а интервентам будет уже не до Испании.

Муссолини рвался в бой, явно переоценивая свои силы. Германия все решительнее выходила из пут Версальского договора и, хотя, и не горела начать войну немедленно, но была почти готова.

Что касается СССР, то Сталин, вполне вероятно, хотел покончить с неопределенностью в деле создания системы коллективной безопасности.

Достаточно было малейшей искры для того, чтобы разгорелся большой пожар…

К слову, в июле 1938 года, командование ВВС Республики готовило планы авиаудара по Риму с целью спровоцировать Мировую войну. Это было, и это, уже не вычеркнуть из истории.

А в 1937 году произошёл инцидент, который мог бы вообще, развернуть ход истории в диаметрально противоположном направлении. Бомбардировочной авиации испанской республики, пилотируемой советскими лётчиками, представился случай уничтожить линкор британского Флота…

Это было очень интересное и жестокое время. Испанская республика, не взирая на гражданскую войну, уничтожала своих политических конкурентов. Начало мая, террор в Барселоне. Политическое и физическое уничтожение P.O.U.M., тюрьмы забитые ополченцами и иностранцами-интернационалистами, которых расстреливали без суда и следствия. Компания лжи и шельмования. Всё так похоже на события 1918 – 1919 годов в России…

Сворачивание социалистических преобразований, проводимые коммунистами, руководимыми Коминтерном. Читайте Оруэлла, Хемингуэя, все очень хорошо написано. Аресты советских советников, вернувшихся в СССР…

Хотел ли Сталин в это время развязать мировую войну? Не знаю, но время было подходящее. Германия и Британия были не готовы, Франция разложена политикой социалистов и Народного Фронта, США даже не думали….

Возможно, это было лучшее время для удара…

А одним из поводов для начала войны мог послужить бомбовый удар по кораблю британского Флота.

Британцы патрулировали свой участок испанского побережья, выполняя постановления Комитета по невмешательству.2 февраля 1937 года, линкор «Royal Oak» («Королевский Дуб») подвергся атаке с воздуха самолетами республиканских сил. Бомбы упали достаточно далеко и в ответ на британский протест республиканцы принесли извинения.

Позднее в Валенсии 23 февраля 1937 во время воздушной бомбардировки националистами, в линкор прилетел республиканский зенитный снаряд. Пять человек получили ранения, в том числе капитан Royal Oak, T. B. Drew.

Про встречу с "Дубом" вспоминал и Николай Герасимович Гуменный, штурман звена и эскадрильи "СБ" а Испании с октября 1936 по август 1937 годов:
- Однажды я был направленн в Картахену по вызову главного военно-морского советника Н. Г.

Кузнецова (впоследствии - Адмирала флота СССР). В большой кабинете командующего ВМФ Буисы я представился.

- Подойдите к карте, - сказал Кузнецов.

- По агентурным данным, вот здесь, южнее Малаги, к рассвету завтрашнего дня должен быть крейсер "Канариас". Вам необходимо возгласить звено "СБ", атаковать корабль и потопить его.

Тяжелый крейсер "Канариас" служил флагманским кораблём франкистского флота и потопил 34 корабля и судна, включая республиканский эсминец «Альмиранте Фернандис» и советский транспорт «Комсомол». Пережил войну. 

Тяжелый крейсер "Канариас"  (снимок 1977 г)

Я попросил фотоснимок "Канариаса".

Кузнецов обратился к командующему флотом, но тот лишь пожал плечами, затем, улыбаясь, взял лист бумаги и быстро набросал контуры корабля.
- Говорит, что вот так же ему когда-то рисовали корабль, но упустили одну какую-то важную деталь, - усмехнулся Кузнецов.

К тому времени в нашей эскадрильи осталось мало "старичков", а поскольку задание было очень ответственным, командир эскадрильи приказал вести звено Владимиру Шевченко и мне, а два ведомых экипажа будут испанскими.

На следующий день, ещё затемно, мы взлетели с Сан-Хивьера и легли курсом на Малагу. С первыми лучами солнца прямо впереди по курсу показался огромный военный корабль.

 Беловато-серая громадина неподвижно застыла на спокойной морской глади. По всей видимости, это "Канариас" - наша цель. Мы вышли на боевой курс и открыли бомболюки.

Нажимаю сигнальные кнопки для доворота самолёта к черте курса. Высота - 600 метров, скорость - 300 километров в час. Наш "СБ" летит точно по курсу и так плавно, словно скользя по тихой воде.

Я всматриваюсь то в рисунок, лежащий передо мною, то на корабль. А он уже в центре прицела и приближается к перекрестию сетки.

 

И в тот момент, когда мой палец лежал уже на кнопке сбрасывателя бомб, я заметил на корабле какие - то выступающие части, которых нет на моём рисунке.

Вот она, столь знакомая лётчикам ситуация, когда всё решают десятые доли секунды. Упустить их - и не будет выполнено задание, для которого прилетели эти 9 человек, объединённых одной целью.

Ударить всей бомбовой мощью! А вдруг это не "Канариас"? Тем более, что корабль не открывает огня по нашим самолётам...
Нет, надо осмотреть судно ещё раз! Говорю об этом Володе, закрываю бомболюки, делаем левый разворот. Ведомые следуют за нами. Ещё раз внимательно осматриваем корабль. Это, действительно, не "Канариас"! Досадно, конечно, но, с другой стороны, хорошо, что не поспешили.

Берём курс на запасную цель и сбрасываем бомбы на позиции мятежников к востоку от Гранады.

Вскоре мы возвратились на Сан-Хавьер. Уже после посадки выяснилось, что обнаруженное нами судно действительно было не "Канариасом", а английским линкором! Кто знает к каким международным осложнениям могла бы привести наша ошибка..."

Интересно, а знал ли Кузнецов, кого он посылал уничтожать. Конечно, это могла бы быть и ошибка, но я в них просто не верю, все маршруты патрулирования кораблей нейтральных держав объявлялись заранее.

Николай Герасимович Кузнецов

Или, надо было развязать войну? Неизвестная война. Навечно закрытые архивы, запечатанные свинцом рты…

Наша история….

А «Роял Оук» нашел свою смерть в ночь на четырнадцатое октября в холодных водах бухты Скапа-Флоу от торпед U-47 капитан-лейтенанта Прина. Но это, совсем другая история…