Ограниченность социалистической идеи
На модерации
Отложенный
Давно назревавший кризис так называемой социалистической общественно-экономической системы, неотвратимое приближение которого тщательно скрывалось политическим руководством СССР, был все-таки непроизвольно вызван новой генеральной линией КПСС, именуемой перестройкой. Задуманная в качестве средства оздоровления обездвиженного в партийных тисках советского общества, перестройка началась с неограниченной свободы слова, обернувшейся затем неконтролируемой свободой действий в виде неуправляемого самопроизвольного процесса в общественных и экономических отношениях.
Задуманная в качестве средства повышения эффективности управления народным хозяйством страны, доведенного до критического уровня застойных явлений, перестройка резко ускорила развал народно-хозяйственного комплекса СССР, ограничившись бесплодными призывами к гласности и переходу к некоему новому мышлению. В результате относительно спокойное протекание процесса загнивания и разложения советского общества сменилось резким его обострением, исключившим возможность влияния партийного руководства страны на дальнейшее развитие общественно-экономических процессов.
Неограниченная свобода слова нарушила существовавшее ранее сплоченное единомыслие советских экономистов, бывших до того убежденными сторонниками социалистического реализма в экономике. Можно было бы подумать, что все они определили свои новые взгляды на основе глубокомысленных научных рассуждений, если не глядеть на то, с какой злобой они швыряют друг в друга увесистые идеологические булыжники, подчинив свою профессиональную деятельность корыстным интересам тех или иных беспринципных политиканов. Одни из них, безошибочно почувствовав собственную выгоду, без каких-либо колебаний отдали бывших советских трудящихся на откуп новоявленным нуворишам. С достойным лучшего применения усердием превозносят они общечеловеческие ценности, которые представляются им в виде переполненных прилавков тамошних супеpмаpкетов. Другие все еще блуждают в поисках сермяжной правды, предлагая более справедливо переделить неделимое. Никого из них нисколько не смущает то обстоятельство, что еще совсем недавно все они угодливо, стройным хором и наперебой, спешили обосновать задним числом любые некомпетентные исторические решения высшего политического руководства страны в народно-хозяйственной сфере.
Политика всегда там, где происходят столкновения человеческих интересов, которые не в состоянии разрешить любая естественная наука, так как даже самая фундаментальная из них изучает не более, чем столкновения физических объектов в окружающем нас материальном мире. Выяснить возможность приемлемого для всех разрешения многочисленных экономических, прежде всего, противоречий в человеческом обществе должна была бы такая общественная наука как политическая экономия, однако введение в свое время в псевдонаучный обиход Краткого курса пролетарской политэкономии надолго приостановило ее собственное развитие. Действительно, разве можно представить себе пролетарскую физику или, скажем, буржуазную математику? Вот так и политическая экономия, являясь ведущей общественной наукой, должна выяснить возможность перехода к более качественной общественной и экономической организации к нашему всеобщему, а не только пролетарскому, удовольствию.
Очевидно, что значительная неэффективность советской общественно-экономической системы является следствием утверждения в стране впервые победившего социализма крайне некачественных экономических отношений. Причиной тому могут быть два обстоятельства: либо экономическая теория Маркса является следствием искаженного отражения в его сознании основных закономерностей общественного бытия, либо имеет место неправильное ее толкование и соответственное практическое применение. Прежде, чем приступить к решающему испытанию догматов коммунистической веры, обратимся к социалистической идее, являющейся одним из множественных проявлений гуманизма, который, в свою очередь, представляет собой течение человеческой мысли, возникшее на основе длительного наблюдения издавна утвердившейся в человеческом обществе несправедливости.
Социалистическая идея получила свое обоснование и развитие в теоретических трудах и практических социальных экспериментах основоположников и последователей утопического социализма. Но и до социалистов были люди, которые считали необходимым, чтобы члены общества, имеющие слишком много, поделились частью своего непомерного богатства с теми, которые и вовсе ничего не имеют. Однако такое перераспределение, пусть и в далеко недостаточной мере, уже осуществлялось отдельными членами общества подачей милостыни сидящим на церковной паперти, например, и в виде других индивидуальных актов благотворительности.
Первым достижением в процессе теоретического развития социалистической идеи явилась мысль о необходимости участия в помощи нуждающимся всем, достаточно для того имущим. Следующий шаг в этом направлении сделали социалисты-утописты, потребовавшие, уже от капиталистов, не только обязательность участия, но и необходимость обеспечить, уже рабочим, определенные человеческие условия существования. Если обязательность вместе с необходимостью выражались ими в сослагательном наклонении, то социал-демократы придали им категорическую форму, твердо и недвусмысленно заявив о том, что выполнение выдвигаемых тpебований не должно зависеть от желания и настpоения капиталистов. То есть, теоретическое и практическое развитие социалистической идеи, должное выяснить хотя бы принципиальную возможность перехода к более качественным общественным и экономическим отношениям, происходило в направлении организационного совершенствования, самопроизвольно возникшей на определенном этапе имущественного расслоения человеческого общества, добровольной благотворительности. Однако просматриваемое в социалистической идее стремление к всеобщему равенству, явно не устраивало значительную и наиболее могущественную часть общества. Капиталисты не шибко торопились следовать настойчивым призывам социалистов, имея собственное, более соответствующее их корыстным интересам, представление о необходимых человеческих условиях существования рабочих, которыми они видели условия допустимые и даже ниже того.
Не испытывая никаких иллюзий относительно возможности получить в обозримом будущем добровольное согласие капиталистов на выполнение выдвигаемых ими требований, наиболее настойчивые из социалистов выдвинули коммунистическую идею, в соответствии с которой эксплуатируемые и угнетенные, избавившись неведомым, правда, образом от своих угнетателей, самостоятельно построят общество всеобщего благоденствия. Выдвижение коммунистической идеи представляло собой попытку преодолеть не только упорство капиталистов, но и заметную уже тогда недостаточность идеи социалистической, которая озадачила некогда одного из известнейших социалистов-утопистов своего времени, которым является Оуэн. Проведя очередной социальный эксперимент, он к своему величайшему огорчению обнаружил, что участвовавшие в его затее рабочие, несмотря ни на что, оставались его рабами. Свою неудовлетворенность полученным результатом он объяснил себе тем, что еще не создал для своих рабочих необходимые человеческие условия существования.
В действительности причина заключалась в том, что оказавшись между капиталистом и рабочими, он превратился для последних в непосредственный источник материальных благ, чем вполне объясняется образование непреодолимой социальной пропасти между незадачливым экспериментатором и остальными участниками неудачного социального эксперимента. Вместе с тем выдвижение коммунистической идеи убедительно свидетельствовало о том, что на этот раз наиболее решительные социал-демократы одними благостными увещеваниями не ограничится, что и было подтверждено дальнейшим ходом событий. Такой, заведомо неприемлемый для капиталистов оборот обусловил превращение глухого неприятия ими социалистической идеи в категорическое отрицание идеи коммунистической, а плохо скрываемая неприязнь к социал-демократии превратилась при этом в открытую ненависть ко всем последователям коммунистического учения, которые не замедлили ответить со своей стороны полной взаимностью.
Несмотря ни на что, для всех предшественников Маркса необходимость избавления от капиталистов оказалась неразрешимой задачей. Большей частью последователи коммунистической идеи ограничивались гневными обличениями многочисленных пороков современного им капиталистического общества или описаниями умозрительных построений свободных от эксплуатации и угнетения человеческих общностей: «Солнечный город» - Кампанелла, «Утопия» - Т. Мор. Однако сам Маркс, решительность которого оказалась безграничной, предложил использовать для избавления одной части общества от другой набор весьма жестких способов - от экспроприации до физической ликвидации. С целью теоретического обоснования правомерности подобных действий он разработал соответствующую революционную теорию, которая утверждала о необходимости осуществления диктатуры победившего пролетариата во время переходного периода, которой, в ее более развитом виде, мы имели несчастье воспользоваться в Октябре 1917 года. Эта псевдонаучная теория пришлась весьма кстати в качестве незаменимого практического руководства к действию для будущих экспроприаторов и ликвидаторов.
Между тем, полная ликвидация капиталистов в отдельно взятой стране исключила всякую возможность использования в советском обществе социалистического распределения. В результате сплошного обобществления и повсеместной коллективизации оказалось, что давать надо всем, да и обещано было немеряно, а вот тех, у которых для этого можно было хоть что-нибудь взять, в порыве революционного энтузиазма искоренили вчистую. Социалистическая идея, следовательно, не получила в советском обществе никакого практического применения. Использование социалистического распределения в отношении всех членов общества и вовсе не имеет никакого здравого смысла, так как сущность социальной политики есть перераспределение некоторой части материальных благ в пользу только тех членов общества, которые в социальной защите нуждаются.
Одним из пpимеров наиболее эффективного использования социалистического распределения является пресловутая шведская модель гуманного и демокpатического капитализма, представляющая собой как, впрочем, и все иные модели не более, чем социал-демократический тупик. Сохранение значительного социального неравенства даже в наиболее развитых капиталистических странах свидетельствует об ограниченности социалистической идеи, оставляющей заведомую возможность одним членам общества ущемлять интересы других. А использование социалистического распределения в отношении вполне здоровых и полностью работоспособных членов обще6ства свидетельствует о ее несомненной порочности.
Предпринятая шведской социал-демократией наименее болезненная попытка решительного продвижения к обществу всеобщего благоденствия также оказалась бесплодной, обернувшись потерей динамизма экономического развития, застойными явлениями в производстве, политическим поражением социал-демократов. Настолько обескураживающий отрицательный результат объясняется тем, что социалистическое распределение является по своей сути распределением внеэкономическим, доля которого в совокупном результате общественного производства материальных благ имеет некоторый предел. Одновременно с преодолением последнего значительно ограничивается положительный субъективный фактор в производстве, так как даже сам капиталист теряет личный интерес в развитии своего предприятия. Дальнейшее увеличение доли внеэкономического pаспpеделения заменило бы товарно-денежные отношения тотальным центpализованным pаспpеделением совокупного результата общественного производства, буpжуазную паpламентаpную демокpатию – тоталитаpной диктатурой, экономическое неpавенство – неравенством номенклатуpным. Однако, проявленное шведской социал-демократией здоровое благоразумие позволило Швеции своевременно вернуться к пока еще более приемлемой общественной и экономической организации.
Не в пример Швеции, утвердившиеся в СССР общественно-экономические отношения явились результатом практической материализации неприкаянно бродившего до тех пор по Европе призрака. Коммунистическая идея, получив свое воплощение в виде крайне некачественной системы общественных и экономических отношений, которыми являются всеобъемлющая тоталитарная власть и тотальное централизованное распределение совокупного результата общественного производства соответственно, оказалась полностью несостоятельной. А заманчивые воображаемые видения бесконфликтного коммунистического общежития обернулись загаженными советскими коммуналками и переполненными бараками Гулага.
Социалистическая идея, возвестив о своем возникновении звоном первого, брошенного в качестве подаяния медного пятака, получила свое наиболее полное практическое воплощение в виде развитой системы социальной защиты. Будучи доведенной посредством государственного регулирования до наиболее высокоорганизованной формы благотворительности, она уже полностью себя исчерпала, исключив тем самым социал-демократию всякой возможности дальнейшего теоретического и практического продвижения к ее заветной цели, которой является общества всеобщего благоденствия. Энергичная и достаточно результативная некогда деятельность социал-демократов направленная на переустройство общества превратилась со временем в вялотекущую и совершенно непродуктивную составляющую мирового общественно-исторического процесса. Это означает, что за социалистическим распределением в условиях капиталистического общества никакого социализма в качестве самостоятельной общественно-экономической системы нет и быть не может в принципе.
Таким образом, для выяснения возможности перехода от капитализма к более качественной общественной и экономической организации необходимо преодолеть ограниченность и порочность социалистической идеи, благоразумно воздержавшись от попыток достижения заманчивой химеры идеи коммунистической в виде скачкообразного перехода к обществу всеобщего и вечного благоденствия.
В.Мач
Комментарии
обезьян.
Опровергните, если можете.
могу только предположить что
Ленин изъяснялся тем языком который был понятен в те времена, для кого то...
Так как все последующие его трактовки капитализма и социализма(уже с точки зрения научных терминов и понятий) совсем другие.
Смена общественной организации это эволюционный процесс, в формате "единства и борьбы противоположности" в данном случае процесс власти и народа, именно в рамках этой борьбы и единства и формируется те или иные факторы изменения общественного строя, например общинный на рабовладельческий, рабовладельческий на феодальный ... капиталистический на коммунистический... и т.д. в спиралевидном варианте повторяемости и совершенсвовании.
Поэтому капитализму придется уйти, а лучше сказать измениться, на более совершенную общественную организацию
То что вы перечислили как недостатки социализма, на примере СССР, ещё не есть недостатки социалистической модели если смотреть на неё с позиции развития, ведь в СССР социализм был в начальной, лучше сказать зарождающейся стадии, да ещё и строился революционным путём (на насилии)..
Суть же социализма/коммунизма не в парт номенкл...
Никакой "спиралевидности" и эволюционного процесса в советской модели социализма не было, это была система распределения паек режимом подавления большинства.
Было сказано в первом предложении - "Социализм есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия", т.е. утверждается что социализм это гос.кап. монополия, а во второй части - "обращенная на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической монополией". т.е. она перестаёт быть капиталистической монополией, т.е. идет отрицание первой части (думаю в контексте того что в книге это более ясно высвечено)
Другими словами если для общества в целом, то социализм не может быть капиталистической монополией государства...
И вообще капитализм это частное управление, это когда один или группа владеет средствами производства и за счёт эксплуатации человека зарабатывает себе на комфорт, причём чрезмерный комфорт, ведь его собственность продолжает обслуживаться рабочими и слугами (большой дом, много машин, яхта)..
А при социализме может присутствовать государственный монополизм, когда рабочие работают на государство, которое заботится об обществе, так как является основой этого общества, оно защищает общество
В смысле, государство капиталистической системы защищает капиталистов их доходы, а государство социалистическое защищает рабоч...
Термин "социализм" появился в первой половине 19-го века и означал общественный способ хозяйствования, альтернативный индивидуальному предпринимательству, то есть иной характер накопления капитала как общественного богатства.
Но люди не муравьи и не пчёлы, дружно несущие свой
вклад в общий достаток, потому стремление жить в обществе справедливости, а не стяжания и грабежа, к сожалению, несмотря на разного рода попытки неосуществимо.
Но вот дальше, почитайте
http://maxpark.com/community/88/content/5078775
http://maxpark.com/community/ukraine/content/3104127
Другими словами скажу что капитализм после накопления богатств теряет созидательные мотивы, и вынужден или деградировать или меняться, и меняться в сторону совершенствования,
вот (на минутку) представьте себе общество миллионеров, большинство миллионеры, они что будут работать друг на друга, да ещё за деньги которые у них уже миллион и они по сути не в чём не нуждаются, ... они просто будут работать для себя, для своего удовольствия. Т.е. между ними будут формироваться уже другие отношения, не конкуренции, а взаимопомощи, не капитализма, а социализма, социальных принципов жизни. ...
Если вы сторонник Маркса, то читайте им сказанное: "Капитал — это не просто сумма материальных и произведённых средств производства. Капитал — это превращённые в капитал средства производства, которые сами по себе столь же являются капиталом, как золото или серебро сами по себе — деньгами. /Капитал. т. 3, гл. 48, стр. 886—887/
википедия
Капитал - имеет более широкое понятие, тут всё зависит от системы, при капитализме он средство получения прибыли. а прибыль в основном (т.е быстро и легко) можно получить за счёт эксплуатации.
При социализме капитал понимается как ресурс(материальный и человеческий) для общественного развития.
Социализма(развитого) ещё не было, так что рассуждать об этой системе с позиции например системы СССР(и догматов марксизма) уже некорректно... Мир изменился, 100 лет тому назад он был другой, так что Маркс и Ленин не могли знать что и как вс развитием общества, они осмыслили в общем...
--
Во первых важно в чей карман она ляжет, частного лица или общества в целом..
Если частного лица то это воровство (эксплуатация).
А если общества. то тут есть нюансы, например выпущено средство производства, автомобиль или холодильник, оно уже прибыль, тем что оно работает и создаёт комфорт, т.е. извлекать из этого продукта(механизма) ещё какую то прибыль уже может только частный производитель, ему нужны средства для своего комфорта. а вот обществу этого уже не надо...
При Сталине было двух контурная денежная система, один контур наличные деньги, другой виртуальные или чековые, так вот чековые как раз и обеспечивали обмен средствами производства и строительством объектов производства, заводов, параходов, ГЭС, и т.д. а наличные деньги ходили в народной среде (еда, одежда, обувь, бытовые и т.д. изделия) там была прибыть, но небольшой, так как только развивалась эта промышленность... если бы Сталина не убили то развитие этой системы изменило бы всё в СССР ведь темпы производства (крупного экономического потенциала) были невероятно велики, (и это было результатом этой двух контурной систе...
Это был не социализм, а государственный капитализм с жёсткой плановой абсолютно неэффективной и крайне затратной экономикой.
Идеализация тех фальшивых материальных отношений более чем неуместна, ибо люди не жили, а едва сводили концы с концами, ютились в бараках, подвалах и коммуналках, а рядом жировала номенклатурная совпартийная элита, чей роскошный образ жизни превосходил по наглости видимых трат эксплуататорские классы царского времени.
И так государственный капитализм, да он был , ведь в СССР был НЭП (1921-1928), и там правил частным сектором, государственный Сектор (тресты и синдикаты),
«В промышленности ключевые позиции занимали государственные тресты, в кредитно-финансовой сфере — государственные и кооперативные банки, в сельском хозяйстве — мелкие крестьянские хозяйства, охваченные простейшими видами кооперации. Совершенно новыми оказались в условиях нэпа и экономические функции государства; коренным образом изменились цели, принципы и методы правительственной экономической политики. Если ранее центр прямо устанавливал в приказном порядке натуральные, технологические пропорции воспроизводства, то теперь он перешёл к регулированию цен, пытаясь косвенными, экономическими методами обеспечить сбалансированный рост.» википедия.
Теперь что касается феодализма, он так же был, в 30х годах кулаки серьёзно придавили крестьян, фактически бедняки работали на землях кулаков и ещё и вдобавок инструментами кулаков, т.е. был по сути феодализм…
НО, именно Сталин (1933-1953) разрушил эту систему, го...
Увы если посмотреть историю то все великие государства или империи строились на костях и крови, (например США, Великобритания, Франция, Китай и т.д.), но вот ст...
Что касается роскошной жизни партноменклатуры, …она была при НЭПе, и местами при Сталине, но расцвела во времена Брежнева, времена отхода от социалистических принципов и прихода к капиталистическим. Что и разрушило СССР в 90х…т.е. разрушил социализм (начальный) разрушил капитализм, социализм не смог конкурировать с капитализмом так как социализм это социальная организация, для человека, когда как капитализм основан на конкуренции, он более агрессивен и приспособлен к выживанию.
Это не значит что социализм плох, это значит его время ещё не пришло…
Капитализм сделал своё дело, создало средства производства, пришло время социальным преобразованиям, и они неизбежны...
А с вашим толкованием НЭПа, репрессий и коллективизации, проведенной с 1927 по1930 год, согласиться нельзя, ибо основой этого процесса являлось недочеловечное силовое решение искоренения индивидуалистического отношения к собственности.
Эта политика на основе марксизма и прочего вождизма потерпела полный крах и реставрации не подлежит, именно из этого следует исходить при оценке прошлого.