Президент обращается не ко всем, он обращается к каждому
- Граждане! - сказал Остап, открывая заседание. - Жизнь диктует свои законы, свои жестокие законы. Я не стану говорить вам о цели нашего собрания - она вам известна. Цель святая. Отовсюду мы слышим стоны. Со всех концов нашей обширной страны взывают о помощи. Мы должны протянуть руку помощи, и мы ее протянем. Одни из вас служат и едят хлеб с маслом, другие занимаются отхожим промыслом и едят бутерброды с икрой. И те, и другие спят в своих постелях и укрываются теплыми одеялами. Одни лишь маленькие дети, беспризорные, находятся без призора. Эти цветы улицы, или, как выражаются пролетарии умственного труда, цветы на асфальте, заслуживают лучшей участи. Мы, господа присяжные заседатели, должны им помочь. И мы, господа присяжные заседатели, им поможем.
Илья Ильф и Евгений Петров. Двенадцать стульев
Озвученное послание Президента Федеральному Собранию имело одну единственную центральную тему: дети - наше все. За это, полагаю, многие будут критиковать Дмитрия Анатольевича. Ведь она не очень годится ни в качестве предвыборного агит-плаката, ни в качестве мобилизационной идеи для поднятия масс. Консолидировать широкие круги общественности, или хотя бы элиты, вокруг проблем детства тоже вряд ли удастся. Однако полагаю, что Президент данным посланием лишь продолжил работу в однажды выбранном им направлении, которое, будем надеяться, принесет свои плоды. Президент продолжает общаться с индивидами, а не с обществом в целом.
Подобное позиционирование, пожалуй, ярче всего проявилось в публикации статьи "Россия - вперед!", где Президент приглашает к диалогу, делится своими мыслями, и, в конечном итоге, просит поддержать его начинания каждого конкретного читателя. Все медведевские общения через Twitter и чтение блогов - это грани президентского позиционирования в диалоге с обществом. Он ищет конкретного гражданина, пытается его услышать и понять, и слова свои он обращает к нему же.
Традиция общения "с народом", отточенная предшественниками Дмитрия Анатольевича на посту главы государства, уже проверена годами, и пределы ее эффективности уже известны. Если массовое сознание имеет кумира, то для того, чтобы играть не его поле, кумира необходимо либо развенчать, либо пребывать в его тени. Для массового сознания, нынешний президент и пребывает в тени своего предшественника. Но на уровне немассового восприятия, Медведев оказывается на авансцене именно из-за выбранной позиции - диалога человек-человек.
И если осознать данный факт, то многие вещи, прозвучавшие в послании, приобретают совершенно нетривиальный окрас.
Остановлюсь на трех.
1. Про детей
Кому нужны дети? Дети - это не пенсионеры, они не имеют права голосовать на выборах. Они не платят налоги и не повышают уровень ВВП. Дети - это наше будущее, но кто сказал, что оно будет безоблачным? И, тем не менее, Дмитрий Медведев говорит, что дети - это те, кого мы любим сильнее всего. И здесь он говорит о нас не как о народе или представителях социальных групп. Здесь он обращается к взрослым состоявшимся гражданам, которые способны его услышать и понять. Это уже потом мы сможем маркировать всех услышавших его родителей, как медведевский электорат. Для него самого это, судя по всему, вторично. Президент задает изначальный посыл - не ко всем, кто его слушает, а к каждому, кто его услышит.
2. Про цель
Если инициатива Владимира Путина по введению материнского капитала (он взят для примера, поскольку лежит в одной плоскости с третьим посланием Медведева, но сюда же относятся и многие прочие социальные введения Владимира Владимировича) была направлена на развитие государства и общества (ключевой задачей новой демографической политики было решение перекосов рынка труда), то инициативы Дмитрия Медведева имеют обратный вектор. Все послание Президента заточено не под общество, а под решение проблем детей. Нигде мы не услышим, что забота о детях имеет хоть какой-то утилитарный характер. В риторике Медведева, дети являются самоценностью, и наш долг - сделать все, чтобы перед ними не было стыдно.
3. Про чиновников
Наверняка, еще много будет сказано и про требование приватизировать "непрофильные" государственные активы, и про идею ввести выборы по партийным спискам на муниципальном уровне. Но в контексте послания в целом, фраза "чиновники служат народу, а не вершат его судьбы", конечно, является одной из ключевых. Об этом Президент не устает напоминать. И данная позиция, которую он с завидным упорством отстаивает, вновь говорит о той социальной роли, которую он занимает: Президент - это не верховный чиновник, а лишь наиболее заметный человек. И он делает все, чтобы чиновники служили людям - тем, людям, которых он пытается услышать, и с которыми пытается говорить.
И даже если эта стратегия не принесет электорального успеха, Дмитрию Медведеву, по крайней мере, не будет стыдно за сказанное и сделанное перед своим сыном.
Комментарии
Ещё не всё забыл, или просто случайно вспомнил.
поскольку они не анализируют сказанное, а роются в собственных грязных мыслишках...
Чиновники служат народу - в демократических странах, а тут вершат его судьбы. И это при его мудром правлении. И что толку в сладких речах?Благие пожелания. А что для этого как президент, а не как балагур он сделал? Электронное правительство?