Газопроводы поделят "на троих". Сценарии транзита газа без Украины
На модерации
Отложенный
Строительство "Северного потока-2" - лишь пролог в преобразовании европейской газотранспортной системы. Через три года ее конфигурация может сильно измениться, и не только потому, что Украины в ней уже не будет. А за этим могут последовать и новые политические альянсы.
"Лицо" газотранспортной системы Европы вскоре достаточно сильно изменится. Украина, вероятно, окончательно потеряет статус монополиста или сколько-нибудь значимого транзитного государства. Все газопроводы, которые в ближайшее время могут быть построены и введены в эксплуатацию, аккуратно обходят украинские границы.
"Я вам пишу"…
Решение Еврокомиссии по газопроводу Opal стало очень неприятным и, главное, неожиданным для украинской власти. Если раньше Европа всеми силами ограничивала монополизацию своего рынка газа со стороны "Газпрома", то теперь та же Европа расширяет его присутствие.
До украинской власти с небольшим опозданием, но дошло, что Европа легко нарушила свои же тщательно оберегаемые правила "энергопакета", который не допускает монополизации транзита энергоносителей, а тут вдруг — расширила квоты "Газпрома" на поставки газа по газопроводу Opal.
Сама вице-премьер Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе призвала Еврокомиссию пересмотреть решение о расширении доступа "Газпрома" к газопроводу Opal. Вряд ли ее кто-то услышит в Брюсселе.
Предложение увеличить долю "Газпрома" в объемах прокачки газа через Opal было передано Германией в Еврокомиссию еще в 2013 году, напомнил профессор Национальной академии госуправления при президенте Украины Геннадий Рябцев.
"В этом нет ничего удивительного, это решение было бы принято еще раньше, если бы не европейская бюрократическая машина. Соответствующее предложение немецкой стороны поступило в Брюссель еще в 2013 году. Если мы не будем ничего делать, если не будем проводить превентивную политику, а будем только реагировать на то, что происходит, то ничего хорошего нам не светит".
Кроме Opal страны Евросоюза заняты реализацией еще нескольких проектов, которые дополнительно уменьшат транзитные потоки через украинскую ГТС, отметил директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский. "Идет активная проработка двух проектов — газопроводов Eastring и Tesla, которые пройдут по территории Словакии до Болгарии и от Хорватии к турецко-греческой границе соответственно. Не исключено, что Eastring будет продлен до австрийского Баумгартена, где ранее должен был завершаться "Южный поток".
По словам эксперта, мощность первой очереди Eastring планируется в 20 миллиардов кубов с дальнейшим доведением до 40 млрд кубов, а вводи в эксплуатацию намечен на 2018 год. Мощность Tesla — 27 млрд кубов, но стоимость и протяженность в два раза больше по сравнению с Eastring, он должен быть запущен в 2019 году.
"Очень важное значение придается этим газопроводам. И тот, и другой проект уже получили статус общественно значимых. Это означает, что Европейская комиссия уже рассматривает варианты, каким образом будет функционировать европейская газовая система после 2019 года, когда закончится действие контракта "Газпрома" с "Нафтогазом" на транзит российского газа".
Эксперт напомнил, что в свое время многие недооценивали значение строительства "Северного потока".
"В 2007 году появилась идея строительства "Северного потока" в России после очередного обострения отношений между Москвой и Минском… Очень многие тогда говорили, что проект не реализуют, но потом мы увидели его выполнение. Если посмотреть по карте, то мы увидим, что два обходных газопровода по югу и по северу имеют возможность спокойно интегрироваться с северной стороны — в действующую газотранспортную схему Европы, с юга — необходима газотранспортная инфраструктура, которая позволит странам юга Европы не потерять доходы от транзита российского газа", — отметил аналитик.
По его мнению, через три года европейская газотранспортная система приобретет совершенно иной вид, нежели тот, который мы видим сейчас.
"Достаточно много инфраструктурных проектов сейчас реализуется в Европе, и, к сожалению, они не благоприятствуют положению Украины как транзитного государства, а ведут только к ухудшению ее позиций, уменьшению объема транзита газа", — добавил Землянский.
Назад в будущее
Нынешнее сближение России с Германией и с Турцией возвращает мировую политику в начало ХХ века. Российская империя и Германская империя были связаны чередой династических браков и, соответственно, родственными связями между первыми лицами государств. Все разрушило вступление России в первую мировую войну на стороне Англии и Франции против Германии. Но теперь история может выправить то досадное недоразумение.
По мнению эксперта Фонда общественной безопасности Юрия Гаврилечко, Россия, Германия и Турция могут оформить нынешнее сближение в виде строительства газопроводов в новую политическую конфигурацию.
"На сегодня российский газ является достаточно эффективным инструментом российской политики. Сближение России с Германией и с Турцией одновременно заставляют вспомнить на самом деле 1905 год и подписание российско-германского союзного договора в Бьерке, который Россия нарушила, ввязавшись в Первую мировую войну. Соглашение было направлено против Англии, но осложняло отношения Российской империи с Францией".
Если Россия, Германия и Турция начинают более тесное экономическое сотрудничество, мы получаем совершенно новый расклад сил в Европе с опорой на этот треугольник, отметил эксперт.
"Возможно, к 2025-2030 годам мы будем иметь совершенно иную конфигурацию на территории Европы, которая уже будет включать Турцию. То, что мы сейчас видим на примере энергетических взаимоотношений, может вписываться в долгосрочную стратегию, направленную в иную сторону, чем предполагают большинство наших евроинтеграторов".
Гаврилечко не исключает варианта, что Турция вспомнит о своих исторических связях с Германией, а Германия с Россией в своих же собственных интересах будут договариваться на общеевропейском пространстве, "чего, к их большому сожалению, они не делали с периода династических браков (царского дома Романовых с германскими княжествами в период 18-19 веков)".
По его словам, экономические союзы со временем переходят в политические договоренности.
"Мир достаточно быстро меняется и то, что мы видим в плане реализации экономических стратегий, всегда приводит к изменению внешнеполитической ситуации вокруг Украины. Тут, к большому сожалению, что нынешняя, что предыдущие власти пытаются реагировать на то, что сложилось уже несколько лет назад и проигрывая по всем направлениям, как экономическим, так и политическим".
У нас труба или нам "труба"?
Похоже, что Украина уже выпадает из перспективных транзитных систем. В 2019 году заканчивается не только срок действия контрактов "Нафтогаза" с "Газпромом" на транзит газа через Украину, но и большинства договоров "Газпрома" с европейскими компаниями. Перспективы по объемам транзита российского газа после 2019 года для Украины очень плохие.
"В 2019 году заканчиваются контракты, которые "Газпром" имеет с большинством своих европейских партнеров. В недавнем интервью руководитель "Газпром экспорта" заявила, что согласно действующему европейскому законодательству "Газпром" может пересмотреть точки входа в систему. Если это заявление соединить с поиском Украиной инвесторов в свою ГТС и решением КМУ о выделении из "Укртрансгаза" ПАО "Магистральные газопроводы Украины", может сложиться любопытная схема. После 2019 года практически одновременно в обход Украины пойдут газопроводы и газ, а на украинский рынок придет инвестор, который будет покупать российский же газ, только на восточной границе", — отметил Юрий Гаврилечко.
Эксперт допустил, что вероятно инвестор будет прокачивать газ для себя абсолютно бесплатно, в противном случае, инвестору нет смысла входить в украинскую ГТС.
"И новый оператор рынка будет абсолютно спокойно продавать уже не российский, а свой собственный газ потребителям. Он абсолютно спокойно сможет заменить все существующие схемы реверса, его расходы на покупку российского газа будут меньше, чем у оператора на западной границе Украины.
Таким образом, Украина не только потеряет значительную часть транзита, но и лишится прибыли от продажи газа, так как это будет делать иностранная компания. Скорее всего, это будет либо немецкая, либо французская компания", — прогнозирует аналитик.
С началом действия второй очереди "Северного потока" Украина не только лишится части транзита, а также потеряет и оставшуюся часть реверсного транзита и доходов, которые "Нафтогаз" получает сейчас от продажи российского газа, купленного по реверсу.
"Не исключаю, что часть денег, получаемых за транзит небольшого объема, 20-30 миллиардов, которые будут прокачиваться в сторону Европы, инвестор тоже захочет получить. В итоге, мы получим такую же, а может и большую сумму в минусе, который будет сопровождаться победными реляциями о достижении независимости от закупок российского газа", — заявил Гаврилечко.
С ним солидарен Геннадий Рябцев, который считает, что после 2019 года Украина лишится большей части транзита.
"Похоже, "труба" наступит нам. После 2019 года Украина будет лишена большей части транзита газа через нашу территорию, причем исключительно по объективным причинам, потому что будут реализованы энергетические стратегии Российской Федерации и Европейского Союза.
Более того, мы, скорее всего, будем иметь значительно меньше поступлений от реализации всех транзитных проектов. Тот потенциал, о котором пели все наши политики, мы до сих пор не использовали, и вряд ли уже используем, если будем продолжать такую бездарную и реактивную политику. Если Кабмин и дальше будет проявлять несостоятельность в стратегическом управлении и планировании, которую он и сам подчеркивает в Стратегии реформирования системы государственного управления на 2016-2020 года".
Украинская власть долгие годы слепо верила в безальтернативность газовой "трубы" на пути российского газа в Европу. Первым сильным шоком стал "Северный поток", который стал результатом обострения отношений России и Белоруссии. В отличие от украинских "керманычей", Александр Лукашенко сделал выводы и счастливо избежал полной потери транзита.
Украина действовала иначе: обеспечение "транзита" превратилось в своего рода фетиш, которым пытались шантажировать соседей. Российское руководства нельзя упрекнуть в непрагматичной политике, поэтому идея строительства обходных газопроводов вокруг Украины победила другие доводы. Теперь — "Северный поток-2" уже не кажется фантазией, как и "Турецкий поток", который, может и не заработает к 2019 году, но вряд ли с его строительством будут затягивать.
И, что самое неприятное для Киева, Европа тоже занята обходными маршрутами вокруг украинской трубы. Вместо резких, порой экстремистских заявлений о прекращении транзита, украинской власти и политикам стоило бы научиться вежливости в общении с теми, кто обеспечивает тебя приличными средствами.
Комментарии
В какой бы трибунал пожаловаться? Нужен такой, где принимают жалобы на самих себя…))