«Запенсионерили» бизнес

У российских бизнесменов резко растет недовольство запланированной на 1 января заменой Единого социального налога (ЕСН) страховыми взносами. Вчера свое обращение с требованием отменить или перенести новации в адрес президента, председателя правительства и другие инстанции отправили предприниматели Сибири. А на 1 декабря намечена всероссийская акция протеста по этому поводу. Организующая ее общественная организация малого бизнеса «ОПОРА России» обещает самые разные формы несогласия – от флажков на машинах до уличных митингов. Бизнесмены настаивают на том, что запланированного эффекта повышение страховых взносов не даст, а лишь больно ударит по экономике предприятий и заставит их мигрировать в теневой сектор

Замена ЕСН страховыми взносами должна была случиться еще в начале текущего года. Но в связи с кризисом введение этой меры, направленной на латание бюджетных дыр, было перенесено на год. С 2011 года предполагается увеличение страховых тарифов, заменяющих ЕСН, для работающих на общей системе налогообложения предприятий с 26 до 34% от фонда оплаты труда. Работающие на упрощенной системе налогообложения предприятия получат более чем двукратное повышение — с 14 до 34%. Поблажки сделаны лишь сельхозпредприятиям, уплачивающим единый сельхозналог, и IT-компаниям. Для первых тарифы вырастут с 10,3 до 20,2%, а «айтишники», основным видом бизнеса которых является разработка ПО, будут платить взносы по совокупной ставке 14%. Кроме того, из-за ряда некоторых поправок под действие этих «льгот» попадают также СМИ и инновационные компании при вузах. Еще одна новация этой реформы — введение предела облагаемой базы для исчисления страховых взносов. По сути это означает, что суммы зарплаты, превышающие 35 тыс. рублей в месяц, облагаться взносами не будут.

По мнению специалистов, пострадают от инициатив правительства в основном те отрасли, где зарплаты занимают существенную долю в структуре затрат организации. То есть это затронет практически всю сферу услуг. «Все это приведет к росту стоимости услуг, поскольку ЕСН в полной мере ложится на себестоимость продукции», — говорит заместитель генерального директора аудиторской компании «Нексиа Пачоли» Юлия Емельянова. Она не сомневается, что в сфере малого и среднего бизнеса следует ожидать массовой миграции предприятий в теневой сектор экономики. «По сути мы возвращаемся к тем же уровням нагрузки на фонд оплаты труда, который был до вступления в действие ЕСН. Тогда бизнес решал эту проблему с помощью выплаты серых зарплат. И нет оснований считать, что сегодня он отреагирует как-то иначе», — уверена Емельянова.

По мере приближения вступления этих новаций в действие начало возрастать и недовольство ими со стороны бизнес-сообщества. Вчера в Новосибирске участники Межрегионального форума бизнес-объединений Сибири выразили довольно резкое несогласие с планами реформы ЕСН. В соответствии с принятой резолюцией, которую участники мероприятия отправили президенту страны Дмитрию Медведеву, премьер-министру Владимиру Путину и еще в добрый десяток инстанций, вступление инициатив властей в действие приведет к крайне негативным последствиям для экономики. «Выгода от введения страховых взносов будет крайне невелика, зато существенно увеличится теневая составляющая бизнеса; уменьшится приток инвестиций; предприниматели будут вынуждены сокращать численность работников, что скажется на уровне безработицы; применение налогоплательщиками «налоговой оптимизации» приведет к снижению собираемости подоходного налога — все эти последствия вызовут рост социальной напряженности. Более того, появится еще ряд контролирующих бизнес органов, дополнительные формы отчетности, возрастет количество проверок и вероятность коррупции», — пишут они в своем документе.

Не нравится бизнесу и связанный с реформой рост отчетности и документооборота. Администрировать страховые платежи будут Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Возмущает бизнесменов неравноправие, возникающее из-за самого факта наличия предела облагаемой базы. Затраты на рубль зарплаты должны быть одинаковыми независимо от размера зарплаты, указывают предприниматели. По их расчетам, речь идет о перераспределении нагрузки с крупного бизнеса на малый. Например, для предприятий со среднемесячной зарплатой в 50 тыс. рублей ежегодные страховые взносы на одного работника снизятся со 156 до 141,1 тыс. рублей в год. Для тех, кто платит своим сотрудникам в среднем по 100 тыс. рублей, произойдет еще более существенная экономия — 141,1 тыс. рублей вместо 312 тыс. рублей в год.

Однако данные вещи будут ощутимы только в Москве, Питере и ряде других крупных городов.

Между тем региональный бизнес, средние зарплаты в котором, как правило, существенно меньше требуемых 35 тыс. рублей, пострадает в большей степени. Так, при среднемесячной зарплате 15 тыс. рублей затраты на одного работника вырастают с 25,2 до 61,2 тыс. рублей в год. При зарплате 30 тыс. рублей — с 50,4 до 122,4 тыс. рублей в год. Что ставит под сомнение аргумент властей о стимуляции выплаты более высоких зарплат. При средней зарплате в региональном малом бизнесе 15–30 тыс. рублей повышение имеет смысл только в случае одномоментного резкого роста зарплат. Во многих случаях в два раза. Иначе любое повышение только усугубляет положение предприятия.

Набор вариантов, которые предлагает бизнес для минимизации вредного воздействия реформы, достаточно обширен, но вряд ли сможет устроить власть на данном этапе. Основное пожелание заключается в очередном переносе срока вступления новаций в силу. На этот раз на 2014 год, причем «с целью доработки и оценки его эффективности и целесообразности». Еще один вариант — перенос с увеличением с 2014 года ставки для плательщиков по упрощенной системе налогообложения до 18,3%. То есть примерно в тех же размерах увеличения платежей, который сейчас предлагаются для плательщиков по общей системе. Кроме того, сибирские предприниматели предлагают «в целях упрощения отчетности и документооборота для субъектов малого и среднего бизнеса, уменьшения государственных расходов на администрирование доходов (в том числе страховых взносов), производить единым перечислением в Федеральную налоговую службу оплату всех платежей без разбивки по счетам». Или ввести для малого бизнеса оплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установив при этом, что 10% от суммы уплаченных взносов будут направляться в фонды медицинского и социального страхования.

На федеральном уровне сибиряков поддерживают общественники. «Мы резко против такой формы замены ЕСН страховыми взносами. Для малого бизнеса это означает снижение рентабельности и потерю экономической эффективности. А в целом для экономики страны эффект от таких действий властей будет только негативный. Цели, которые ставятся перед нововведениями, достигнуты не будут», — говорит вице-президент общественной организации «ОПОРА России» Владислав Корочкин. Он обещает потери бюджетов всех уровней от снижения поступления налога на прибыль и подоходного налога. «В некоторых муниципалитетах, где работают бывшие предприниматели, в бюджеты уже заложили снижение поступлений этих налогов», — рассказал Корочкин. На 1 декабря «ОПОРА России» запланировала всероссийскую акцию протеста предпринимателей. В разных регионах она пройдет по-разному. Где-то раздадут флажки для машин, а где-то планируют провести и публичные акции протеста.

Эксперты, впрочем, не сомневаются, что повлиять на вступление нововведений в силу уже невозможно. «Шансов, что к предпринимателям прислушаются, практически нет, так как их инициативы идут вразрез с уже существующими решениями. Правительство поставило себе целью залатать бюджетные дыры, и старается эту цель достичь всеми приемлемыми способами», — говорит аналитик агентства «Инвесткафе» Антон Сафонов. К тому же, по мнению директора BDO в России Якова Быкова, опасаться массовой «обратной» миграции малого бизнеса в тень, которой грозят многие наблюдатели, правительство не станет. «Перечень органов, к которым переходят функции по контролю, расширен за счет внебюджетных фондов. У последних есть куда больше возможностей провести более качественную проверку, нежели у перегруженных работой налоговых органов. Схемы увода «в тень» выплат широко известны еще с начала нулевых и принципиально не менялись, а реальный фонд оплаты труда по каждому налогоплательщику известен», — говорит Быков. Наконец, добавляет он, и сами работники за последнее время успели привыкнуть к «белой» системе выплат. Ведь «обеление» зарплат, в частности, привело к расширению возможностей для участия граждан в системе потребительского кредитования, что сказалось и на уровне жизни. «Отказываться от ставших привычными достижений люди вряд ли готовы, поэтому попытки работодателя вернуть заработную плату работников «в тень» может встретить определенное недовольство и со стороны самих работников», — констатирует Яков Быков. Все это говорит о том, продолжает он, что любая попытка занизить реальные цифры выплат неизбежно столкнется с необходимостью как минимум прокомментировать причины такого снижения контролерам. Отсутствие объективных причин сокращения базы для расчета взносов практически гарантированно приведет к попыткам доначислений обязательных платежей.