Битва за цитадели
Битва за цитадели
После взятия Алеппо Сирия станет другой
Павел Иванов
Новости о боях в сирийском Алеппо и иракском Мосуле уже несколько недель – важнейшие события в мировых СМИ. Более того, штурмы этих городов вызвали мировой политический кризис: Россия и Запад обвиняют друг друга в авиационных ударах по мирному населению. Но пока не получается найти ни политическое, ни военное решение.
Бои в Мосуле и Алеппо – переломные события в продолжающихся уже несколько лет конфликтах в Сирии и Ираке. Это признают все. Несмотря на амбициозные планы и громкие заявления американского военно-политического руководства, пока Мосул не будет взят, об освобождении севера Ирака, не говоря уже о штурме Ракки, можно забыть. Если боевики запрещенного в России «Исламского государства» удержат город, можно смело говорить, что победа над ИГ откладывается на неопределенное время.
Результаты боев в Алеппо определят политическое устройство Сирии не только после войны, но и в самое ближайшее время. Окруженными в городе остаются пестрая группировка боевиков различных оппозиционных сирийских организаций, а также джихадисты из запрещенной в России «Джебхат ан-Нусры». Но если радикалы смогут пережить разгром и уничтожение своих формирований в окружении, то для «умеренной оппозиции» гибель отрядов в Алеппо станет смертельным ударом, который фактически поставит крест на проекте «демократической сирийской оппозиции».
Штаб тасует карты
24 октября мировые СМИ опубликовали победные пресс-релизы штаба операции «Несокрушимая свобода», согласно которым коалиционные силы уже вошли в пригороды Мосула. Эксперты тотчас заговорили о скором падении города и разгроме отрядов ИГ. Обсуждение штурма Мосула быстро перекинулось к предположениям о том, как быстро падет Ракка.
“ Если радикалы смогут пережить разгром своих формирований, то для «умеренных» потеря их отрядов в Алеппо станет смертельным ударом ”
Правда, уже на следующий день стало известно, что населенные пункты, выданные пресс-службой Пентагона за пригороды Мосула, находятся в девяти километрах от реальной черты мегаполиса. Руководство операцией, сделав хорошую мину при плохой игре, заявило, что все идет по плану и город вот-вот падет.
Штаб операции «Несокрушимая свобода» посетил американский министр обороны Эштон Картер, который провел встречи с командирами. Официально цель визита подавалась как «рабочая поездка». Но, по данным СМИ, Картер четко обозначил задачу штабу 101-й воздушно-штурмовой дивизии, который и руководит «Несокрушимой свободой», – максимально ускорить штурм.
Менее чем через сутки после визита главы Пентагона в Ирак прибыл командующий центральным командованием ВС США генерал Джозеф Вотел. Хотя формально высокопоставленный военный, как и Картер, просто побывал в штабе с рабочим визитом, фактически руководство операцией перешло к нему. Примечательно, что ранее в штаб «Несокрушимой свободы» прибыл генерал-лейтенант Стивен Таунсенд – командующий американскими войсками в Ираке.
Если говорить о результатах недельных боев, они неоднозначны. Вначале удача была на стороне иракских и американских военных. Освободили несколько населенных пунктов, наметилось, хоть и неспешное, продвижение. Но уже к среде-четвергу движение остановилось и местами позиции, ранее взятые иракскими силовиками, были отбиты боевиками ИГ.
Более эффективно действовали формирования Пешмерги, которые не только удержали позиции и отбили атаки отрядов «Исламского государства», но и нанесли им серьезный урон.
 |
| Фото: rusargument.ru |
На действия коалиционных сил боевики ответили весьма эффективно, начав рейды по тылам и террористические атаки на инфраструктуру иракских военных и полицейских сил. Мобильные отряды исламских радикалов на джипах и пикапах, действуя из Мосула, обходили иракские позиции, просачивались в тылы и наносили быстрые удары. Эти рейды не привели к провалу операции, но вызвали определенные затруднения в материально-техническом обеспечении наступающей группировки.
Как и следовало ожидать, главной проблемой для штаба «Несокрушимой свободы» стала слабая подготовка иракской пехоты. При сильном сопротивлении боевиков пехотинцы стараются отойти и спрятаться в укрытиях. Заставить же иракских военных вступить в ближний бой и выбить боевиков не могут даже американские военные советники – «зеленые береты».
Положение не спасает и массированная огневая поддержка наступления. Как заявил в конце прошлой недели генерал Таунсенд, за семь дней авиация и артиллерия коалиции нанесли две тысячи ударов по боевикам ИГ в окрестностях и самом Мосуле.
Переломить ситуацию на севере Ирака должны отряды снайперов сил специальных операций из США, Канады, Франции и ФРГ. Если спецназовцы из первых трех стран работали под Мосулом задолго до начала его освобождения, то бойцы KSK (Kommando Spezialkrafte) появились на прошлой неделе. Задача снайперов – точным огнем выбивать террористов, а также наводить авиацию и артиллерию.
Опыт операции «Анаконда», прошедшей в Афганистане в 2001 году, показывает, что такое применение снайперов дает высокие результаты и действительно может в определенных условиях переломить ситуацию. Но даже подавленные позиции боевиков ИГ надо занимать и зачищать в контактных боях. Но как уже было сказано, делать это должны иракские пехотинцы, которые наступают очень неохотно.
Если говорить о возможном развитии ситуации, то бои под Мосулом могут развиваться по двум сценариям. Консервативный вариант предполагает, что давя позиции боевиков массированным артогнем и авиаударами, иракские силовики продолжат не спеша продвигаться к Мосулу. В радикальном сценарии штаб операции «Несокрушимая свобода» попытается переломить ситуацию, предприняв решительные действия, в том числе прорывы бронеколонн, с целью разрезать отряды ИГ. В пользу возможного перехода к такому варианту говорит визит Эштона Картера, который требовал от лица президента Барака Обамы решительных мер, а также передача руководства штурмом Мосула генералу Вотелу.
«Ан-Нусра» огрызается
В Алеппо после длительных позиционных боев, в ходе которых сирийские силовики при поддержке ополченцев и, по некоторым данным, регулярных частей и подразделений иранской армии замыкали окружение и выбивали противника, террористы попытались взять реванш и прорвать «котел» снаружи.
 |
| Фото: washingtonpost.com |
Контрнаступление «Ан-Нусры» началось 27 октября. Боевики задействовали артиллерию, смертников и даже бронетехнику, включая танки. А 29-го, по непроверенным данным, наступающие джихадисты применили химическое оружие.
О своем наступлении боевики сообщили заранее, развернув пиар-кампанию, где утверждали, что собирают силы для удара по Алеппо и не только спасут своих братьев, но и выбьют оттуда всех силовиков.
Некоторую помощь в подготовке деблокирующего удара оказали и попытки США, Англии и Франции протащить в Совбезе ООН декларации, осуждающие российские и сирийские бомбардировки города. Хотя заявления и были заблокированы, но все же сирийскому правительству пришлось уступить Западу: из Алеппо вывезли несколько отрядов умеренной оппозиции.
Пока обещанный прорыв развивается без заметных результатов. Руководство «Ан-Нусры» выбрало достаточно примитивный план: нанесение нескольких сильных ударов по кратчайшему расстоянию при массированной поддержке артиллерии. Ответ сирийских силовиков последовал незамедлительно. Правительственные части и подразделения, а также поддерживающие их воинские формирования, используя преимущество в артиллерии, сковали вражеские гаубицы и системы залпового огня и фактически «выключили» их из боя.
В воскресенье, 30 октября, боевики вклинились на несколько сотен метров в пригороды Алеппо, но не смогли дойти даже до основных оборонительных позиций сирийских силовиков. Причем максимальное продвижение случилось в пятницу, тогда как в субботу атаки боевиков ослабли, им пришлось сделать передышку. А в воскресенье в контрнаступление перешли верные Башару Асаду части и даже отбили несколько позиций, ранее занятых «Ан-Нусрой».
Хотя формально ВВС Сирии и фронтовые бомбардировщики российской авиационной бригады особого назначения не работают по Алеппо, это не мешает массированными ударами выбивать с высокой точностью тыловые районы боевиков и их подкрепления в 20–50 километрах от города.
Пока обещанный деблокирующий удар не получается. Несмотря на привлечение значительных, по меркам «Аль-Нусры», сил и средств, правительственные войска сохраняют превосходство в артиллерии и бронетехнике, а работа по тылам и подкреплениям боевиков серьезно снижает их ударный потенциал.
В ближайшие дни можно ожидать локальных успехов со стороны штурмующих. По мере углубления в город падает эффективность артиллерии, но возрастает важность умелого применения бронетехники и пехотных подразделений. Но в отличие от иракских военных и боевики «Ан-Нусры», и отряды сирийских правительственных войск к таким боям готовы, поэтому предсказать исход контрнаступления достаточно сложно.
Можно только предположить, что превосходство правительственных войск в тяжелом вооружении и непрерывные удары по тылам сработают против боевиков и прорыв блокады будет сорван.
Павел Иванов
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/33314
Комментарии