Оправдание веры
На модерации
Отложенный
Я думаю, что тема расцерковления, тема ухода христиан из Церкви пока еще только начинается. Сегодня почти невозможно точно оценить «входящие» и «исходящие» потоки. Существует постоянный поток «уходящих» из Церкви людей, но существует и постоянный, пока еще больший поток «входящих».
Сильно размыты критерии принадлежности к Русской Церкви, трудно говорить о каких-то ясных общепринятых условиях вступления в Нее. За 20 лет постсоветской жизни крестили десятки миллионов людей. Слава Богу! Но, крестили, честно скажем, большей частью просто так, без какого-либо воспитания в вере, без предварительной подготовки и без проговаривания условий и правил церковной жизни. Большинство из крещеных даже и не начали свою христианскую жизнь. О их расцерковлении говорить невозможно, ибо они не успели толком войти в Церковь.
Но есть очень многие, кто стали христианами и начали жить церковной жизнью, а через несколько лет бросили. Именно о них, о ушедших из Церкви после длительного периода честной и напряженной церковной жизни я и скажу ниже. Прошу наряду с этой заметкой познакомиться с моими размышлениями на очень близкие темы, которые дополняют и раскрывают сказанное: «Что значит верить?», «Свидетельство личного опыта«.
Фото: orthphoto.net
Вера – как основание христианской жизни
В былые времена российская культура была пропитана православием, уклад жизни был традиционен, от человека большей частью требовалось «плыть по течению». Еще в 18 веке для подавляющего большинства россиян вера была не столько актом личного выбора, не столько взятием личной ответственности, сколько принятием господствующей культуры и религиозной традиции. Однако с началом правления большевиков все изменилось. Человек был поставлен в уникальные условия выбора, влекущего за собой серьезные последствия.
Чуть подробнее я писал о той эпохе в заметке о священнике Александре Мене. Репрессии и пропаганда сделали свое дело. Советское общество навязывало верующему роль преступника и вдобавок глупца, который по своей дикости всё ещё не узнал того, что обязан знать каждый грамотный человек. Против верующего было все советское общество как таковое. Атеизм пользовался статусом самоочевидной аксиомы. Большевики сделали все, и вполне успешно, чтобы Православие низвести до культово-обрядового минимализма, чтобы купировать глубокие философские, воспитательные, культурные стороны христианства.
В результате, и это очень важно, получилось так, что в Советском Союзе церковная жизнь христиан могла иметь только одно основание – личную и свободную веру во Христа, часто поддерживаемую узким закрытым кругом христиан из тайных общин. Особенность той веры была в очень ясной и понятной самоидентичности и своей практической направленности: остаться верным Христу, сохранить и передать веру, не дать большевикам ее уничтожить.
Христиане Советского Союза слишком ясно понимали цену своей веры, веры как выбора, веры как уникального опыта жизни со Христом. Слишком дорога была вера, чтобы ее терять ради вторичных по отношению к ней вещей.
Многие из актуальных для наших дней вопросов внутриправославной жизни в те времена не стояли. Насколько я знаю, не было некоего стереотипа «правильного верующего» и «правильной веры». Перед лицом воинствующего атеизма, требовать что-то кроме личного доверия и верности Христу, кроме стремления исполнить заповеди Божьи и кроме признания принадлежности к Православной Церкви было нелепо. Вера во Христа и обрядово-культурные традиции не отождествлялись. Каждый жил по вере, по своей христианской вере так, как знал, как мог. Никому не приходило в голову выискивать изъяны в жизни братьев и сестер во Христе. К примеру, до Перестройки и помыслить было нельзя, чтобы кто-то осудил брата христианина за его принятие эволюционной теории.
На чем основана церковная жизнь сегодня?
После Перестройки наступила свобода. Вера стала модной. Не имея возможности почерпнуть традицию от предыдущих поколений, новообращенные христиане в основной своей массе обратились к единственному, что было доступно – литературе и народным традициям благочестия. Даже сложилось понимание, что традиция может прийти из книг, что знать о «правильном православии», помнить о примерах из прошлого – это уже и есть жизнь в традиции. Идеализированное и рафинированное церковное прошлое, изложенное в книгах, «сбило прицел».
Как-то быстро забылась очевидная истина, что нужно много времени и терпения, чтобы красивые и правильные мысли перешли в область жизни, а не на словах отождествились с ней. Всем известна одна из аксиом о которой в свое время писали и известный ученый, психолог и философ Виктор Франкл и выдающийся православный педагог прошлого столетия протоиерей Василий Зеньковский. Главная задача не в том, чтобы научить жить по шаблону, а в том, чтобы помочь человеку обратить свободу к добру. Смысл жизни, веру, добро нельзя дать, их можно свободно взять и пережить. Смысл жизни и вера передаются только в педагогическом воспитательном пространстве.
Эйфория возрождения церковной жизни (а мы помним тот настоящий глубокий духовный подъем русского народа в первые постсоветские годы) как-то быстро перетекла в уверенность, что мы и живем в той «книжной церкви», осталось лишь зримо по форме соответствовать ей. «Правильное» поведение и «правильные» мысли стали критерием «правильной» традиционной веры, которая может существовать только при наличии неких «узаконенных» в народном сознании форм.
На второй, а то и третий план ушло главное – понимание, что вера ныне, как и в советском прошлом, ни на чем не основана, кроме личного выбора, личного доверия Богу и верности Ему. Я думаю, что из наших знаний о прошлом, из нашего понимания традиции личная вера получает важную подпитку в виде идей о том, как можно по-христиански жить, чтобы исполнить заповеди Божьи, но не более. У современного верующего нет внешних подпорок, разве что кому-то повезло обрести христианскую общину. Современный христианин, часто как бы висит над небытием один на один с Богом. У каждого свой «разговор», свой «договор», свои «счеты» с Творцом, и, по большому счету, никто не может вторгаться в эти отношения и тем более от имени Бога регламентировать их.
На практике, как бы это не было грустно, многие перестали дорожить личной верой христиан, дорожить их опытом.
Вера как акт выбора, акт доверия Христу и Его Церкви цениться мало. Опыт христианской жизни постсоветских христиан, как несомненная живая часть церковной традиции почти никому не интересен.
И все же, вера, как и прежде, есть самое ценное, самое дорогое и единственное основание христианской жизни, церковной жизни. Христианство уже никогда не будет опираться на традиционную религиозную культуру, пропитывающую всю жизнь государства и общества. Ныне уже нельзя плыть по течению общественно-религиозной жизни и приплыть в «рай».
Для меня все более становится понятно, что необходимо различать потерю веры как личного доверия к Богу и верности Ему и Его заповедям и потерю смысла церковной традиционной жизни. Ничего хорошего в том, что человек охладел к церковной жизни нет. Это всегда трагедия. Но я думаю, что это поправимая ситуация, если к «охладевшему» отнестись с доверием, вступить с ним в диалог.
Каковы причины расцерковления?
Сразу оговорюсь, что я не приемлю сваливание вины на самих «охладевших» христиан: мол плохо изучили вопрос, мол ленивые, нечестные, грешные и т.д. Сейчас важно адекватного и честно говорить об ответственности за происходящее и со стороны Церкви и со стороны клириков и ответственных сотрудников, и со стороны самих «охладевших» христиан.
Зачастую ушедшие из Церкви, но все еще доверяющие Богу и дорожащие христианством пережили серьезный кризис, многое переосмыслили. Этот опыт тоже является достоянием современной церковной традиции и очень плохо, что он ныне игнорируется и почти не влияет на осмысление причин расцерковления и на поиск возможностей возвращения «охладевших» христиан.
Назову три основные причины расцерковления.
Первая в том, что очень многие христиане не видят и не чувствуют доверия и уважения к их личному опыту веры, который может исчисляться многими годами. А именно этот опыт для них и является незыблемым основанием их христианской жизни. Главенство провозглашается за «правильными идеями» и «правильными формами». Можно услышать идеологему: «От молитвы нельзя устать, потому что этого не может быть никогда». Или: «пост не может повредить здоровью, потому что и этого не может быть никогда»; «священники не могут ошибаться»; «церковные книги во всем правильные» и т.д. За проповедью «правильной» жизни порой не слышна личная правда, не слышны голоса многих христиан, признающихся, что они искренне многие годы делали все, что сказано, но плодов духовной жизни не получили. Усталость, раздражительность, даже уныние в их жизни есть, а радости, мира, долготерпения нет.
Вторая причина – непопулярность темы иерархии христианских ценностей и проистекающей из них системы критериев оценки информации и собственной жизни. Наивысшей ценностью в Церкви является только Бог. При этом вся остальная церковная жизнь должна быть направлена к Нему и имеет значение лишь в той степени, в которой позволяет к Нему приобщиться, быть с Ним в живом и честном общении. Линейное безиерархичное восприятие знаний и традиций в Церкви приводит, как правило, к развитию чувства вины и осознанию невозможности жить настоящей христианской жизнью.
Третья причина в том, что до сих пор, не смотря на то, что многое сделано, нет христианской школы воцерковления новообращенных, то есть катехизации. Воцерковление – это ограниченный по времени педагогический процесс вхождения человека в Церковь, в идеале в конкретную христианскую общину, имеющий конечной целью самостоятельное, свободное и ответственное построение человеком своей личной христианской жизни. На практике, к сожалению, православные общины находятся в стадии первичного становления (многие христиане даже не знают, где их искать), да и в области обучения преобладает однобокая система передачи знаний, а не опыта построения христианской жизни на основании личной веры во Христа.
Как помочь ушедшим из церкви?
Думаю, первое и самое главное дело способное помочь ушедшим вернуться – это отказ со стороны церковных людей от обвинений в адрес «охладевших», отказ от привычки мерить людей «правильными идеями» и возлагать «бремена неудобоносимые». Пора учиться и начинать доверять христианам, в том числе ушедшим из Церкви и вступить с ними в диалог. Из такого диалога может вырасти серьезный и честный поиск тех форм и принципов церковной жизни, что помогали бы современным христианам духовно возрастать и исполнять заповеди Божьи.
Чтобы диалог начался, я думаю пора научиться различать веру-доверие ко Христу, Евангелию и Церкви и соблюдение церковно-традиционных правил и долженствований. Я ничего не отвергаю, не потакаю грехам и слабостям, а хочу лишь сказать, что надо исходить из правды жизни. Пост, молитва и другие формы церковной жизни действительно могут не приносить плоды в жизни конкретного человека. Не надо бояться это признать. Стоит опереться на оставшееся в сердце человека доверие ко Христу и понять чего же он хочет, этот «охладевший» христианин, понять, что ему лично мешает жить по вере.
Что бы я посоветовал христианам, ушедшим из Церкви? Я бы не старался насильно никого убеждать, а бы посоветовал, прежде всего, быть честным с собой и своими близкими, довериться своему опыту и суметь проговорить свое отношение: «Мне на этом этапе жизни надоели, к примеру, посты и молитвенные правила. Надоели в том смысле, что сил на них уходит много, а вот плодов духовной жизни, как то радости, долготерпения и мира нет. Есть скорбь, расслабленность, озлобленность. Но вера во Христа у меня есть, я люблю своих близких, своих друзей и доверяю им, доверяю Богу и некоторым христианам (среди которых может не быть священников). Мне все еще нравится молиться в храме, мне дорого Причащение, я стараюсь увидеть слово Божье в Евангелии».
То есть главная задача – помочь человеку обрести твердую опору, опору личную для каждого «охладевшего». У кого-то это вера-доверие к Богу, у кого-то любовь к Слову Божьему и стремление его познать, у кого-то доверие к одному человеку-христианину и т.д. Но опору надо найти. А дальше человеку все таки предстоит проделать тот путь, что он пропустил когда-то при вступлении в Церковь – найти в православном христианстве тот образ жизни, что подойдет именно ему, что будет ему содействовать в исполнении заповедей Божьих.
Что это значит? Значит, что методом проб и ошибок, опираясь на свой опыт веры, доверяя опыту других христиан, надо искать те формы православной жизни, что приносят духовные плоды. Конечно, придется от чего-то ради эксперимента отказываться, к чему-то себя принуждать и т.д. Но это уже другая тема, поскольку упирается в индивидуальность.
Комментарии
Оля, Бог не наказывает.. думаю, что спокойнее было бы всем, когда мы все хотя бы терпели друг друга..
Комментарий удален модератором
Народ недаром сокращает обрядовую сторону до минимума, не видя в ней метода, духовной практики. Либо, видя абсурд, нелепицы, противоестественное...
Дайте пожалуйста, ссылку, мне интересна информация об Александре Мене. Спасибо!
Хотя это не суть важно - важно сердце чистое и духовно чуткое иметь,имхо.ТАк что рад за вас.
Сколько ступенек 82летнему Академику Ж.Алфёрову, Нобелевскому лауреату, не хватает, может он поднатужится!
Пример духовной ценности можете привести?
Желательно по ступеням!
К себе тоже отношу.
Пример духовной ценности приведите почему не хотите?
Собеседника не уважаете?
1. -Непорочность!
2.-Доброта!
3.-Духостяжание!
Я вас правильно понял и вы наствиваете на этом?
Вы сами почему отказываетесь быть добрым?
Вы своё надо почему отказываетесь выполнять?
Поддержите его!
Непорочность духовная ценность?
Вы так же как он считаете?
И не мне, а БОГУ!
Он проверит!
Смысла в духовных ступенях нет, зачем тогда о них говорили?
Какая "живая традиция" есть в РПЦ? Молитвы, ритуалы, чинопочитание, унижение чести и достоинства человека (будто Господу это нужно), неумение объяснить суть Учения, ибо и сами блуждают ( особо конфузов много, когда пиарщики и семинаристы считают, что имеют право учить).
От РПЦ отвернулись в первую очередь
образованные, думающие и нравственные люди.
Они не нуждаются в "помощи" РПЦ - ибо что может дать церковь, которая не стала лучше?
Что будет с врачами поликлиники, посетившие её в один день СОТНИ человек госпитализированы?
Думаю её закроют!
Церковь уложила в больницу 360человек и ни чего?
Чем это можно объяснить!
просто никогда больница еще так не вела себя. и, думаю, не поведет, как и церковь.. да даже если и уложат врачи на койки столько больных, больницу не закроют - без нее никуда. другой вопрос - уволить врачей возможно..
Или лили не надо петь, и ее прыгайте в сторону, в море!
Вижу свою лужу вы не хотите отвечать!
почему вы упорно не хотите меня услышать? оч жаль
Они вам заплатили или родственники!
Блоха на яйцах сидит или живых родит?
Ответ на этот вопрос объяснит почему я о врачах не говорю!
Вы мне пример о враче оного человека угробил!
Какой негодяй!. Попы чудеса творят
АПЛ "Курск" освятил 140 молодых здоровых парней утопил, сколько вдов и детей осталось?
К нему претензий нет?
Поп за свою работу не отвечает, только наши деньги от минобороны забирают!
повторюсь. каждый ответит за себя!
1. Освятил, люди утонули деньги получены
2. Их же отпел, деньги ещё раз получил!
Бизнес у попов прелесть!!!
Оружие разве можно освящать?
Вы освящаете дело ваше!
Но когда за счёт меня налогоплательщика, это мародёрство!
Что из этого следует по вере?
По вере вы лишены каких прав?Вспомните пожалуйста?
Где и когда я нарушил правила!
Я верующих уважаю и к ним не хожу!
В частности, на религиозные портала!
Не употребляю слов, значение которых не знаю!
Благодать это что?
Церковь, утверждает только её учение истинно!
И над которыми веками измываются иудейские раввины , волки в овечьей шкуре .
Вы , сектанты , знаете о том , что русское правослабие никакого отношения к Истинному православию не имеет .
-------------------------------------
=ИСТИННОЕ ПРАВОСЛАВИЕ=
рассказ о христианстве Эфиопии
http://www.secret-r.net/publish.php?p=73
------------------------------------------------------
Вот это православие мало чем отличается от Ислама !
А русское православие , как и сами "русские" и "русское правослабие" создано иудейскими
миссионерами !
Начиная с крещения Киевского Володимира , предварительно его опоив и женив на еврейке , евреем Иоанном .
Эти же жиды организовали крестовые походы диких европейцев на Иерусалим , по пути туда кушая вкусных царацинов (мусульман) , и распространяя всякие болезни !
От их болезней (как сказал царь инков - Пришли дети Сатаны) в течении 4-х лет из 20 - ти миллионов инков остались в живых 10 % !
П/С
которые отреклись от Всевышнего :
http://www.mtss.ru/forum/viewtopic.php?t=3864&start=0&postdays=0&postorder=asc&highlight=
="Священное" педофильство=
«НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ» - Церковь и гомосексуализм »
http://www.messcom.org.ua/2006/12/08/gay2/
Не могу молчать - церковь и гомосексуализм. Часть 2
Архиепископ Сергей Журавлев
И вот из свежих примеров:
26.11.2010 03:08 : Аргентинская полиция арестовала жестокого педофила, который три десятка лет держал дочь в секс-рабстве.
За это время она родила отцу-насильнику 10 детей.
http://echo.msk.ru/news/729294-echo/comments.html#comment-2557307
А вы знаете о том , сколько правослабные совершают педофильских преступлении в Третьем Риме (название России по иудовски) ?
Кто не знает , таким подсказываю - Не менее 2-х миллионов !
Сохин*
Рецензия на учебник по сравнительному религиоведению для православных школ
Православные ультрафундаменталисты любят упрекать мусульман, особенно
новообратившихся, в том, что те якобы «оскорбляют их религиозные чувства».
Все «оскорбление» заключается лишь в том, что мусульмане имеют и высказывают
иной, отличный от христиан, взгляд на Иисуса Христа (мир ему) и на историю
Божественных посланий, следуют предписаниям Корана и не верят в догматы
средневековой церкви.
Однако практика показывает, что эти упреки призваны на самом деле
закамуфлировать кричащий факт: основополагающие издания, вероучительные
документы и учебные пособия православной церкви не просто критикуют Ислам –
они исполнены прямых ругательств, уничижительных эпитетов, а нередко и
нецензурной брани в адрес Ислама, Корана, Пророка Мухаммада (мир ему и
благословение Аллаха) и мусульман.
Одним из, увы, многих примеров злобного и нецензурного шельмования мировой
религии стал изданный храмом пророка Даниила на Кантемировской в Москве в
2005 г. по благословению православного архиепископа Григория из Александрии
учебник для Духовных школ Русской православной церкви (РПЦ) «Православное
религиоведение: Ислам, Буддизм, Иудаизм». Авторы: Ю. Максимов (Ислам,
Иудаизм) и К. Смоляр (Буддизм). К нему примыкает и посвященная только Исламу
книга того же Ю. Максимова «Религия креста и религия полумесяца», изданная в
2004 г. подворьем Троице-Сергиевой Лавры по благословению епископа
Саратовского Лонгина.
Юрий Максимов ныне является доцентом и преподавателем религиоведения в
Московской Духовной академии (МДА), где его творения используются в учебном процессе для подготовки будущих священников и богословов РПЦ. В настоящей рецензии рассматривается раздел учебника, посвященный Исламу и
подготовленный указанным автором.
П/С
Ислама. Ю. Максимов ставит под сомнение достоверность источников
мусульманской веры не с позиций системы надежных знаний о Боге через
религиозный опыт, а с точки зрения… атеизма: «Положение с исторически
надежными источниками об основателе Ислама весьма плачевное. Значительное количество этих преданий, которые для мусульман священны, являются очевидной
мифологией.
В отношении тех, которые выглядят достоверно, так же нет никаких
объективных оснований для того, чтобы считать их отражающими реальные
исторические факты… Но исследователю не остается ничего другого, кроме как
со здоровым скептицизмом довериться мусульманской традиции на свой страх и
риск, решая, что в ней достоверно, а что – нет» (с. 18).
П/С
во всякой религии только продукт подсознания (или чистого вымысла), то, если быть последовательным в этом методе, с куда большим успехом можно объявить
мифологией все христианские источники, а равно и объявить патологией и культ
святых, и всевозможные чудотворения. Но если уж стать на позиции верующего
человека, то проводить параллели следует не между религией и атеизмом, а
между двумя религиями. И тогда выяснится, что для мусульман источником веры
является Коран, слово Бога, не имеющее вообще никакого аналога в
Христианстве.
А они их забирают, себе мошну набивают!
При этом сведения о жизни и высказываниях (хадисы) Пророка Мухаммада (мир ему) передавались на оригинальном арабском языке цепочками
передатчиков, все
имена которых установлены, так что эти сведения в конце цепочки не
отличаются от того, какими они были в начале, а вот между учением реального
Иисуса Христа и составлением Евангелий находится «черная дыра» более чем в
полвека, причем в Евангелиях поучения Иисуса даны уже в приблизительном
переводе на греческий язык, переводчики неизвестны, а оригинал утерян.
О личности Пророка Мухаммада (мир ему)
Далее Ю. Максимов перескакивает с атеистического метода на миссионерский,
предполагающий дискредитацию духовности Ислама. Он стремится изобразить
получение Посланником *Всевышнего* Мухаммадом (мир ему) откровения как
шаманизм, что, помимо этической оценки, является и совершенно ненаучным,
безграмотным с точки зрения религиоведения.
Вот как описывает он первое явление ангела Джибраила (Гавриила) Пророку (мир ему): «Ему явился некий безымянный призрак, которого позднее стали считать
архангелом Гавриилом. Он силой заставил Мухаммеда прочитать стихи. Эти стихи стали первыми строками «Откровения
Шаманы сами избираются потусторонними силами для службы
им, после чего духи заставляют, в том числе и мучениями (так называемая «шаманская болезнь») кандидата в шаманы принять определенную миссию.
Видна основная параллель и в призвании Мухаммеда, и в призвании шаманов – это насилие над личностью, желание силой и мучениями заставить человека принять свою волю» (стр. 20-21).
Рассмотрим такую аргументацию с религиоведческой точки зрения.
Слова «силой заставил» являются ключевыми в вышеприведенной цитате. Ими он низводит Пророка (мир ему) в разряд шаманов, которыми насильно овладевают «безымянные
призраки». Какое основание? – Только лишь наличие внешней аналогии в части принуждения потусторонним духом человека. В каком случае эта аналогия будет справедливой?
– Только в том случае, если есть истинное призвание от Бога, и оно лишено для призываемого всякого принуждения свыше, а все остальные случаи неистинного призвания свидетельствуют о лже-откровении, шаманизме.
Так ли это на самом деле? Что говорит сравнительное религиоведение?
– Оно полностью опровергает Ю. Максимова!
П/С
описывает массу примеров, как Бог Своей мощью заставлял или побуждал пророков исполнять Его волю. Достаточно вспомнить «борьбу» с Богом
праведного Иакова, получившего за это прозвище Израиль («богоборец»).
Бог
силой заставил упорствовавшего пророка Иону принять откровение свыше и
сообщить его жителям Ниневии – Он воздвиг бурю на море и повелел киту
проглотить его. Пробыв живым три дня во чреве кита, где условия для
свободного выбора и размышления были не слишком комфортны, Иона восстал и
пошел исполнять свою миссию. И таких примеров призвания пророков множество,
все случаи разные, и почему Бог выбрал тот или иной способ призвания –
только Ему известно, и Максимов узнать от Него об этом не сподобился.
Далее Максимов акцентирует внимание на тех чувствах, которые испытал Пророк
(мир ему) при первом Откровении:
«В страхе Мухаммед прибегает домой и рассказывает о видении жене Хадидже…
Хадиджа уверовала в это и постаралась убедить в этом самого перепуганного
Мухаммеда, которому продолжало по ночам являться то же духовное существо.
П/С
Хадиджа уверовала в это и постаралась убедить в этом самого перепуганного Мухаммеда, которому продолжало по ночам являться то же духовное существо.
Довольно долго он пребывал в подозрениях, что это Диавол» (стр. 21-22).
Что же странного в том, что при явлении ему посланника из духовного мира на
Мухаммада (мир ему) напал страх и он был перепуган? Уже не впервые
приходится сталкиваться с толкованием православных на этот биографический
факт из жизни Пророка (мир ему), что страх – это чувство, не присущее
встречи человека с Богом или с Его посланниками-ангелами. Но стоит лишь
внимательно обратиться к Торе, и мы увидим, как такие же чувства испытывал
Авраам, одинаково почитаемый иудеями, христианами и мусульманами.
Бытие 15, 7-15: «И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.
Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?... При захождении солнца
крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. И
сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле
П/С
крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. И
сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут
пришельцами в земле не
своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,
но Я произведу суд
над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с
большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире [и] будешь погребен в
старости доброй».
Стоит заметить, что Авраам чувствовал не только страх, но «ужас великий».
Известный религиовед Дж. Фрейзер в своей книге «Фольклор в Ветхом Завете»
так объясняет это место: «В этом описании «ужас и мрак», объявшие Авраама
при наступлении заката, предвещают появление Бога, Который во тьме ночной
проходит между частями убитых животных в образе дыма и огня». (Фрейзер, М.:
2003, изд. «АСТ», стр. 220). Именно такие сходные чувства, присущие явлениям
из горнего мира и испытывал Пророк Мухаммад.
Но Максимов вопреки науке считает, что «Мухаммед имитировал и дурачил своих
последователей. Он специально пользовался этим, чтобы провести большее
впечатление вокруг своего учения» (стр. 24). А аргументы где?
– Их просто нет.
П/С
«Сахих» аль Бухари: 530 (1043). Сообщается, что аль-Мугира бин Шу‘ба, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день смерти (малолетнего сына) посланника
Аллаха Ибрахима произошло солнечное затмение (это произошло в 631 г. – В.С.)
и люди стали говорить: “Затмение началось из-за смерти Ибрахима”. (Услышав
это,) посланник Аллаха сказал: “Поистине, солнечные и лунные затмения не
происходят ни из-за смерти, ни из-за жизни кого бы то ни было (из людей),
если же вы увидите (подобное), молитесь и взывайте к Аллаху».
Этот хадис еще раз доказывает, что Пророк (мир ему) был честен в своей
проповеди и не пытался достигнуть величия и славы нечестным путем. Если бы
он, по выражению авторов учебника, «имитировал и дурачил своих
последователей», то кто мешал ему выдать затмение, как доказательство того,
что Сам Всевышний скорбит вместе со Своим Посланником о смерти его сына.
П/С
приводит цитату из неканонической третьей книги Ездры: «Вот, видение грозное, и лице его от востока. Выступят порождения драконов аравийских на многих колесницах и с быстротою ветра понесутся по земле, так что наведут
страх и трепет на всех, которые услышат о них» (3 Езд. 15, 28-29).
Автор книги берет на себя смелость в толковании этого отрывка: «Много веков спустя
это пророчество исполнилось. Один из лжепророков, пришествие в мир коих
предрекал Господь, прельстил многих, возвестив в Аравии новое учение. Учение
это получило название Ислам… и множество подстерегаемых сим учением драконов
аравийских понеслось по земле и в беспощадных войнах вскоре захватило
огромные территории…» (указ. соч. стр. 122-123). Не слишком ли смело
Максимов обвиняет на весь мир Пророка *Всевышнего* в лжепророчестве, нарушая
тем самым исламо-христианские отношения?
П/С
Пророку, были лишь явлением бесов, т.е. бесообщением (стр. 24). Что ж,
Максимов не нов в своем обличении пророков *Всевышнего*. Стоит лишь
взглянуть в Евангелие, где можно увидеть других соратников Максимова,
повторяющих свои лжесвидетельства на Иисуса: «Он изгоняет бесов не иначе,
как [силою] веельзевула, князя бесовского» (Мф. 12, 24. ср. Мф. 9,34; Мк.
3,22; Лк. 11,15; Ин. 8,48). Но никаких доказательств в правоту своей
гипотезы ни Максимов, ни его фарисейские предтечи не приводят, да их и не
может быть. Поэтому остается только повторять голословные обвинения в адрес
Посланника *Всевышнего*: «Неудача Мухаммеда объясняется еще и тем, что он
был неоригинален» (стр. 26).
Конечно, проповедовать о том, что Бог Един, и что нет других богов, кроме
Него – какая ж тут оригинальность! Да только вот, приписывая такой «эпитет»
пророку Мухаммаду, автор учебника ставит вместе с ним в один ряд и более
ранних пророков Ветхого Завета, «неоригинально» призывающих людей оставить поклонение идолам и возвратиться к вере в истинного Бога.
П/С
Нам этот, главный!
Не берите деньги которые вам не предназначены!
Верующие чемпионы по прыжкам в сторону, любимый ваш вид спорта!
За себя упорно не хотят отвечать!
заявляет о собственной претензии на ориг о собственной претензии на оригинальность в религиоведении –
такого невежества не найдешь даже в книжках воинствующих безбожников!
(А у Сатанистов пожалуйста !)
Не зная, чтобы еще вменить в грех Пророку, Максимов приводит один нелепый аргумент, якобы доказывающий не истинность пророческого служения Мухаммада:
«Мухаммед пытается выйти на проповедь за пределы Мекки – в соседнем городе
Тиафе, но первая попытка не увенчалась успехом, и возвеститель новой религии
был забросан камнями» (стр. 27). Странно, но неужели рецензенты книги,
которые вероятно, разбираются в Христианстве лучше Максимова, не обратили внимание на параллель с евангельским Иисусом, тоже терпевшим подобные «поражения»? Ведь в Евангелии неоднократно говорится о том, что многие иудеи, не понимавшие проповедь «нового» учения, пытались побить Иисуса
камнями (см. Ин. 10, 31-33, Ин. 11, 8). Тут Максимов явно не оригинален!
П/С
что Мухаммед как проповедник был
совершенно несостоятелен. Кроме поражения в Таифе, в самой Мекке он за десять лет не мог приобрести достаточно заметное
число сторонников…» (стр. 27).
Обвиняя Божьего Пророка в «несостоятельности как проповедника», Максимов
кладет «пятно позора» еще на одного библейского пророка,
а именно Ноя.
Ведь по временным критериям Максимова Ной еще более «не состоятелен» как пророк.
Вот что пишет иудейский историк Иосиф Флавий о проповеди Ноя: «Ной же,
огорчаясь их поступками и крайне печалясь при виде их гнусных стремлений,
стал, по силе возможности, убеждать их переменить свой образ мыслей и
действий». (Иудейские древности, кн. 1, гл. 3). Как мы знаем, его призывы к
покаянию и изменению жизни услышала лишь его семья. Остальное человечество
было убито водами Потопа. А сколько людей пошло за Иисусом Христом при его земной миссии?
Еще Максимов пытается упрекнуть Пророка в излишней жестокости: «Тогда Мухаммед принимает решение, которое можно считать поворотным в мусульманской истории.
П/С
решение заняться грабежом и
совершает первый вероломный набег… Мухаммед
понимал, что имущество в караване принадлежит не ему, не мусульманам, а
другим людям. Однако он призывает мусульман захватить эти ценности… Караван
практически шел без охраны, и вероломное нападение увенчалось успехом:
посланный отряд мусульман возвратился с добычей» (стр. 28-30).
Максимов совершенно не знает истории Ислама – мекканские язычники хотели
беззаконно убить Мухаммада, а после его исхода из Мекки разграбили имущество
и его, и его сторонников. В описанной ситуации Пророк напал на ограбивших
его разбойников и частично вернул похищенное у него и его последователей
имущество. Это закон справедливой войны, своего рода контрибуция,
компенсация понесенных по вине агрессора потерь.
Далее, желая показать «жестокость» Пророка, Максимов приводит отдельные
эпизоды жестоких сражений. Но когда война была мягкой? Важно, что Пророк не
вел захватнических войн, а только оборонительные. Зато в Библии описаны и
многие захватнические войны народа Божьего, причины коих нам не всегда
известны и понятны.
П/С
заслугам каким-нибудь другим
содомам и гоморрам руками воинов Единобожия.
Однако местами библейские описания превосходят понятия о справедливости
Бога: «И послал их Моисей на войну, по тысяче из колена, их и Финееса, сына
Елеазара, священника, на войну, и в руке его священные сосуды и трубы для
тревоги. И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех
мужеского пола; и вместе с убитыми их убили царей Мадиамских: Евия, Рекема,
Цура, Хура и Реву, пять царей Мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили
мечом; а жен Мадиамских и детей их сыны Израилевы взяли в плен, и весь скот
их, и все стада их и все имение их взяли в добычу, и все города их во
владениях их и все селения их сожгли огнем; и взяли все захваченное и всю
добычу, от человека до скота; и доставили пленных и добычу и захваченное к
Моисею и к Елеазару священнику и к обществу сынов Израилевых, к стану, на
равнины Моавитские, что у Иордана, против Иерихона. И вышли Моисей и Елеазар
священник и все князья общества навстречу им из стана.
П/С
пришедших с войны, и сказал им Моисей: [для чего] вы оставили в живых всех
женщин? вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к
отступлению от Господа в угождение Фегору, [за что] и поражение было в
обществе Господнем; итак, убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин,
познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые
не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя» (Числа 31:1-18).
Про девятилетний возраст Айши
Язвительно приводя слова Корана: «Посланник Аллаха – образцовый пример для
вас…» (Коран 33,21), Максимов приводит уже приевшееся обвинение Пророка в
том, что он взял себе в жены девятилетнюю Айшу. Надеюсь, что приведенная
ниже аргументация такого действия Пророка даст ответ многим оппонентам
Ислама, не стыдящимся обвинять его в «педофилии».
Итак, даже если принять девятилетний возраст Айши (а хадисы в этом
расходятся, есть мнения, что Айше было 17 лет и более на момент брака), то в таком браке нет ничего странного. Во-первых, следует вспомнить раннее
созревание девочек Востоке, когда уже к 9 годам
П/С
Деньги детей на образование отсасывают себе.
Сейчас попы в МЧС это уже мародёры!
Человеку постоянно говори что он свинья в конце концов, он поверит и захрюкает!
В религии это коронный приём, каждая убедила верующих, Я ИСТИННАЯ.
У вас тапочки не захохотали?
ЭТО НАУКА ОДНА НА ВЕСЬ МИР!
Показать что умеете копировать текст?
Для этого ум не нужен!
Ксерокс без мозгов, лучше чем вы это делает
когда говорят церковь, разный смысл вкладывают в это слово. вот, скажем, вы, какой вложили смысл?
Есть нормы Русского языка или вам они не указ?
ЦЕРКОВЬ, Объединение последователей той или иной религии. организация, ведающая религиозной жизнью!
1, Для верующих ЛЮБАЯ ВЕРЕ ИСТИННА!
2. ВЕРА ОТСУТСТВИЕ ЗНАНИЙ.
Отсутствие знаний у них истинно!
Не знаешь сколько 2+2= поверишь любому числу!
Вы слышали ТВ Академик С. Капица (ныне жив) сказал "БОГ ЕСТЬ"
Привёл доводы, вы с его доводами согласны?
Науке они не известны!
и почему вы говорите, что те, кто верит, не имеют знания?
Вы верите, а не знаете бог есть.
2=2=4 вы знаете, а не верите!
Сам бог вам скажет 2+2=3 поверите?
Я пошлю его, куда, не скажу!
Ещё раз попробуй!
(Перефраз)
При -373С или 0 по Кельвину движение прекращается!
Их бесконечно, ритм, колебания, круговое.. места здесь не хватит их перечислить!
Это толкует толковый словарь Русского языка, он для бестолковых!
В год 300леия СпБ был репортаж.
Ж.Алфёрова Иегуменья к камню подвела, говорит он освящён 27мая,.
Извините кто вам сказал 27, 29мая он освящён!
Алексий сазал, а почему 29!
Дело в том что при Петре1 между стилями была разница 11дн, сейчас 13.
Вы Алексию скажите, а что он арифметику не знает?
Сейчас Капица на 5каналу по субботам 20минут передача.
Странно, вы в детстве учёных слушали, взросой на сказки переключились.
Я наоборот!
Это не упорство, а упёрднутость!
Евангилие мутная книга, в этой мути можно поймать,
Церковь и тело и дом Христа, и мать каждого человека, или она те ворота откуда вышел на свет народ?
По пословице когда кухарки нет и дворник годится!
кстати, тот же Капица, который верит в Бога, как в понятие, который утверждает, что наука выросла из религии, Капица, который называет себя православным атеистом и готов одним из немногих ученых разговаривать со служителями церкви, сказал и так - "..тогда мы как-то очень остерегались Бога, но теперь уже с Богом мы как-то находим лучшее понимание".. интересно, что это он имеет в виду?
Сказать правослоыный атеист, равнозначно у лысого рыжеий цвет волос!
Не врать!
Капица не говорил, что верит в бога!
Капица сказал БОГ ЕСТЬ!
Бог не создавал человека, это человек создал бога!
Рад что вы с ним согласны!
Мне важно что сказано, а как это сказано не имеет значение!
Поп вас знает и елей изливает"!
Повторяю С. Капица сказал "Бог не создавал человека, это человек создал бога!"
Согласны или нет избыточных слов не надо!
Троечник повторяет но не понимает!
Теоремы троечник знает, а не понимает их и решать задачи не может.
Капица говорит бога не было, появился человек некоторые придумали понятие бог.
Буддисты не стали создавать бога!
Без него им лучше!
Ваше толкование слов С.Капица, я их знаю, не позволяет мне верить вашим рассказам!
Знания не дают!
Наука серьёзная штука, чтобы ей заниматься нельзя быть теисткой"!
а причем тут поп или елей?
Без избыточных слов!
Попа учили УБЕЖДАТЬ, а не доказывать, жещины лучше ушами воспринимают, не знали?
Кроме того открывается совсем неприглядная картина на внедрение православия на Руси. В многочисленных источниках можно обнаружить что это внедрение сопровождалось геноцидом русского народа. А такие вещи не проходят бесследно и без последствий. Кроме того оказывается христианское православие переняло традиции староправославной Веры в искаженном виде. Все знают, что праздники христианские совпадают с праздниками языческими (суть староправославными). Почему староправославными, а потому что истинное православие СЛАВИТЬ ПРАВЬ. Правь, Явь, Навь - составляют треединство православной Веры. Это как троица в христианстве. Староправославной Вере многие тысячи лет и она пропитала всю жизнь славян-ариев. Эту Веру предков огнём и мечом выжигали с русской земли.
что касается церкви, то я никак не пойму - о какой церкви речь. есть вселенское понимание, есть конкретная церковь - русская, константинопольская, есть приход, храм - помещение и проч..
что касается внедрения, то я в который раз хотела бы сказать - лично меня никто туда не тащил. я сама пришла. и поступаю так, как мне нужно - вы же тоже своей жизнью сами распоряжаетесь? как я могу ответить за чьи-то деяния? я только за себя могу дать ответ..
Само слово Православие означает прославление добрым словом Славного Мира Прави, т.е. Мира Светлых Богов и Предков наших. В современном смысле, «учёная интеллигенция» отождествляет Православие с христианством и РПЦ (Российской Православно-христианской Церковью).
К сожаление понимание медленно приходит в народ. Но к счастью приходит и многие просыпаются от лживого сна.
"...послал Иисус и заповедал им, говоря: “на путь к язычникам не ходите и в города Самарянские не входите, а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева".
Ясно сказано, что Иисус пришёл проповедовать исключительно для израильтян, а у арийских племён была своя Вера и он предостерегал от проповедей в их землях.
а насчет понимания? каждому - свое, согласимся
я тоже знаю многих людей, которые веруют и в храм не ходят.. это отдельная тема
Староправославных встречал, но не вРоссии - добрые люди.
Надо искать. Пока просто ссылки на тему:
http://www.knlife.ru/antient-culture/slaviane/rodnovery-i-inglingi.html
http://kolovrat.tv/
Посмотрите фильм "Игры Богов"
Есть на youtube.com набирите поиск Хиневич , инглинги
http://darislav.com/index.php?option=com_content&view=frontpage&Itemid=1
http://via-midgard.info/radio.html
Но вообще неплохой сайт Дарислав - если cum grano salis.
http://old-church.ru/
Путь к Господу не так прост. Это ж не просто свечку в церкви поставить и Отче наш прочесть.
Вавилонскую башню не надо забывать!
Требует не меньше!
Лучше сиротой быть, чем такого родителя иметь, стыдно за него!
Моё мнение основно на фактах и деяниях!
Всемирный потоп , Содом и Гоморра, Египетские казни, болезни...
Поведение террориста, вы и он, лицемерно нас призываете прощать!
Вы бога прощаете, он нет!
Не со мной, а с фактами, мною приведены, не поспоришь
Верить в бога есть всего два учения ДЕИЗМ И ТЕИЗМ!
ТЕИЗМ учение о Боге как о существе, создавшем мир и управляющем им.
ДЕИЗМ учение о Боге как о существе, сотворившем мир, но не управляющем его судьбами.
Определитесь вы кто? Деист или Теист.
Жить можно, и радоваться, что с верой.
И зачем удалять? - всё равно уродом останешься, хотя и легче станет.
Вера - самая заразная психологическая болезнь на земле. Зомбирующая напрочь.
Можно только пожалеть, что родители своих детей бессовестно заражают, зомбируют,
не дают им воспользоваться правом на свободу совести. Права выбора.
С детства определяют в рабов "божьих".
ХХI век ? Нет! Средневековье на дворе!
Конечно же, люди сами делают выбор, на основе своего уровня знаний,
уровня развития, выбирают куда идти. В какую либо сеть, или мимо них.
Основой выбора часто является нехитрый миф о наличие души у живых организмов,
и бессмертности её после смерти. Можно только посочувствовать попадающим в эти ловушки,
и только пожалеть верующих за то, что им не повезло толком знать, а выпала участь верить.
Знание того, что после смерти ничего уже не будет, конечно же непривлекательно. Но это правда.
В таком уж мире мы родились, чего же рисовать конфетку там, где её нет. Самообман порождает ханжество.
Вы не ту причину своего изменения указали. Эта ложь "во благо" и есть самое плохое.
"Религия - опиум для народа" утверждение, как никогда актуальное сегодня.
И Ваша ложь, Лариса, это её доза. Особенно для начинающих веронаркоманов.
Добро бы "вера" была просто плацебой, то-бишь, средством заведомо без наркотической зависимости.
Увы, религия беспощадна в этом.
Так что, это пример классического ханжества верующей (выносите на суд, притом считая, что это Ваше личное дело).
Да и вообще Вы (извините, конечно, но это бросается в глаза), видимо ваша "вера" не столь крепка, раз Вы бросаетесь со своим ханжеством почти к каждой реплике на каждой (если не на всех) теме по Вере.
Классика и практика ханжества!
ни на кого не бросаюсь, напротив - пытаюсь всем ответить..
Что же касается Веры, то с Этим в церкви все обстоит вообще трагикомично (это было бы смешно, если бы не было так грустно). Не только у людей церкви нет Веры (это бы еще ничего), но нет и никакого понимания, что такое Вера. Отсюда они и путают Веру с доверием, и уверенностью и другими однокоренными словами. Есть другое. Есть самомнение и самоуверенность - уверенность, что они понимают христианство. Есть желание поучать других (что, в общем-то, естественно для неофитов). Но нет ни понимания своего положения, ни понимания своего места на Пути - в общем, ничего, что необходимо для сознательной духовной работы. А еще есть много фантастических представлений о Боге, о человеке, о церкви. Причем, часто эти фантазии выражаются такими словами, в которых могло бы быть и серьезное знание. Но на поверку его почти никогда нет. Вот и получается, что в церкви собираются духовные недоросли (неважно, сколько им лет по паспорту) и одни из них начинают поучать других. Как только человек вырастает духовно настолько, чтобы видеть эту игру, он из церкви
Простите, Лариса, мне не хотелось задевать Ваши чувства. Но кто-то же должен сказать правду.
Осуждать вообще кого бы то ни было - дело ненужное. Проблема же сегодня в другом (хотя это и очень далеко от темы) - претензии церкви на определенную роль в обществе имеют не очень хорошие следствия: очень многие из тех, кому нужно было бы просто учиться (напитываться культурой нашего времени) вместо этого напитываются иной культурой - давно прошедших веков. В результате, их духовное развитие тормозится. Это положение нельзя принимать молча. Отсюда и "осуждения".
увы, вынуждена с вами согласиться во второй части вашего ответа.. потому и пишу, что церковь - это не отдельные люди, которые не всегда идут правильным путем.. надеюсь, Александр, вы понимаете, о чем я
а если говорить конкретно о том, ходить ли в храм, то я ходила, хожу и буду ходить дальше. не буду говорить, почему. если я не иду на службу, как сегодня - у меня гости, и мы засиделись поздно, мне тоскливо - душа просит того покоя, который я обретаю, несмотря на многие нюансы, именно на службе..
если вы о .С.Саровском, то он не отходил от Церкви- матери. вы же знаете, что у него были обстоятельства..
НУ а Бог желает нас к себе приблизить, даже как святые говорят,сочетаться с Ним(теогамия). И при чем здесь тогда эта государственная организация с множеством коммерческих филиалов?
Если лично Вы находите в церкви нечто полезное для своего духовного роста, то, как говорится, и слава богу. Мне не хотелось бы смущать Ваш покой, как я понял, с такими трудами обретаемый в церкви, но все же и не сказать не могу: дорога к Богу - это не всегда только покой. Впрочем, еще раз простите за вторжение в область личного.
(Я как раз приводил Серафима Саровского как пример человека церкви, а Руми - как пример человека вне церкви. Хотя все великие христиане в какой-то момент и довольно быстро перерастали современную им церковь, и, хотя и не порывали с нею, но двигались Вверх самостоятельно.)
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем..
а что касается причастности Тела Христова, то это не мне судить..
и спасибо вам - за деликатность в вопросе духовном.. правда, хорошо знаю, что дорога к Богу - это не просто не всегда покой, а вообще не покой..
(Хотя среди людей церкви принято прямо противоположное мнение - им кажется даже, что они Откровение Иоанна понимают, перед которым в удивлении преклоняли головы крупнейшие умы истории. В реальности же они просто не доросли до понимания своего непонимания, бездны своего непонимания. Для них естественно признаваться в непонимании, скажем, теории относительности, но болезненна и сама мысль, что они не понимают того, что неизмеримо сложнее теории относительности и о чем Иисус рассказывал в форме сказок "чтоб было понятнее" - он говорил и об этом.)
Так вот, то, что сказано в Новом Завете, о церкви понять особенно трудно. В частности, и потому, что у сказанного четко видны, минимум два смысла.
А потом истинных верующих должно быть не очень много. Жить по церковным заповедям не просто ложно, а очень трудно. особенно, если от тебя требуется раздать имущество, которым ты владеешь сверх необходимого, то есть сверх нуждаемости, а занимая должность стремиться быть самым последним, иметь привилегий меньше чем даже БОМЖ.
Когда одна из моих подрастающих дочерей спросила у меня, есть ли бог, я абсолютный атеист, ответил ей: "Не знаю Настёна, может быть и есть, но я никогда его не видел, не здоровался с ним за руку, и не пил с ним чай". С уважением отношусь к своим детям, и решил, что она сама найдёт верное решение. В одной передаче услышал, как Алферов определил религию с точки зрения учёного, т.е. наука опирается на факты, а религия, на веру, мне как атеисту, это очень понравилось.
Жизнь нам подарена, но манной небесной не посыпана, а как раз наоборот, иногда ставит, казалось бы непреодолимые задачи, из которых каждый выбирается по своему. И у меня было не мало критических ситуаций, в которых я экстренно пытался выбрать самое оптимальное решение, которое, как правило, помогало мне выбраться из сложной ситуации. В эти моменты у меня никогда не возникало мысли о боге, то ли потому что понимал, что в данный момент кроме самого себя мне некому помочь, или с детства у меня не было религиозных наставников то ли менталитет такой.