Перед виновными в гибели Магнитского закроют двери

60 российским чиновникам, предположительно причастным к гибели Сергея Магнитского, могут запретить въезд в страны Евросоюза, а их европейские активы попадут под арест. Аналогично намерены поступить в Канаде, США и Великобритании

60 чиновникам, вошедшим в так называемый список Кардина, то есть, возможно, причастным к гибели в СИЗО «Матросская тишина» юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, могут запретить въезд в страны Евросоюза. Кроме того, их зарубежные активы могут быть арестованы. Такие меры в их отношении содержатся в резолюции, принятой Комитетом Европарламента по международным делам.

Комитет одобрил введение этих санкций, проголосовав единогласно — 50 человек высказались «за». «Европарламент призывает ввести запрет на въезд в страны Евросоюза 60-ти российским чиновникам, причастным к этому делу и требует от правоохранительных органов стран Евросоюза принятия действий по аресту банковских счетов или иных активов этих российских чиновников», — говорится в официальном сообщении комитета, распространенном сегодня, 23 ноября».

Данный документ будет представлен для одобрения Европарламенту в декабре этого года. Все 60 упомянутых чиновников ранее вошли в так называемый список Кардина — названный так по имени сенатора США Бенджамина Кардина, представившего этот список. Он был опубликован в апреле этого года и включал в себя тех, кто мог быть прямо или косвенно причастен к хищению 5,4 млрд рублей налогов фонда Hermitage Capital, пыткам и смерти в СИЗО 37-летнего юриста Сергея Магнитского, представлявшего интересы фонда. В списке фигурируют начальник Следственного комитета при МВД Алексей Аничин, его бывший заместитель Олег Логунов (теперь он занимает пост главы правового управления Генеральной прокуратуры) заместитель генпрокурора Виктор Гринь и другие лица.

Напомним, Кардин обратился к госсекретарю США Хиллари Клинтон с просьбой запретить въезд в Штаты перечисленным чиновникам и членам их семей.

Резолюция комитета Европарламента появилась после открытого обращения российских правозащитных организаций. Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева рассказала BFM.ru, что она общалась и с представителями европейского парламента, и с представителями конгресса США по поводу необходимости принятия мер в отношении причастных к делу Hermitage Capital. «Я хочу надеяться, что наши власти почувствуют неловкость от того, что их осуждает международная общественность, — говорит Алексеева. — Хочется надеяться, что санкции повлияют на расследование дела Магнитского в России. Но этот вопрос остается открытым. Я дважды обращалась в СКП, и мне там заявили, что дело открыто. Но пока результатов расследования не видно».

Ранее Европарламент уже высказывал свою официальную точку зрения по делу Магнитского. В июле этого года глава Европарламента Ержи Бузек на встрече с президентом России Дмитрием Медведевым и председателем Госдумы Борисом Грызловым заявил, что Европейский парламент намерен добиться справедливости в отношении дела юриста Hermitage Capital.

Джемисон Файерстоун, глава юридической компании Firestone Duncan, в которой работал Магнитский, в интервью BFM.ru заявил, что в Великобритании также рассматривается возможность введения аналогичных санкций. По его мнению, их цель заключается не в воздействии на следствие, а скорее, в возможности наказать тех, кто причастен к делу Магнитского.

«Ложью было бы предполагать, что эти санкции повлияют на российское следствие, — говорит Джемисон Файерстоун. — Санкции предлагаются, потому что в деле Магнитского нет реального расследования. Сотрудники МВД начали фиктивное расследование, чтобы скрыть это преступление и защитить всех коррупционеров, причастных к этому делу. И международные санкции накажут этих людей, потому что Россия слишком слаба или коррумпирована, чтобы самостоятельно их наказать».

Напомним, в канун годовщины гибели Сергея Магниткого, 15 ноября, Следственный комитет при МВД подвел итоги дела о хищении 5,4 млрд рублей, которые ранее были уплачены компаниями фонда Hermitage. По информации МВД, Сергей Магнитский причастен к хищению этих средств: он разработал схему уклонения от уплаты налогов через фирмы фонда под видом возврата налога на прибыль. А глава Hermitage Саpital Уильям Браудер незаконно скупал акции «Газпрома» и задолжал по налогам 500 млн рублей.

Введение санкций в отношении фигурантов «списка Кардина» сейчас обсуждается в США и Канаде. В сентябре этого года в Штатах появился законопроект «Правосудие в отношении Сергея Магнитского – законодательный акт 2010 г.» В его рамках предлагаются те же санкции, что и в резолюции Комитета Европарламента: запрет на въезд и финансовые санкции в отношении 60 российских чиновников. То же их может ожидать и в Канаде. Соответствующая законодательная инициатива была представлена в парламент Канады депутатом Ирвином Колтером.

Вероятность того, что санкции будут одобрены и введены, довольно высока, полагает президент Института стратегических оценок Александр Коновалов. «К вопросам защиты прав человека относятся внимательно. Стоит учесть, что здесь ущемлены интересы двух британских компаний. Безусловно, если масштабное введение санкций произойдет, то российские официальные ведомства выступят против санкций. Но это не помешает их введению», — считает Коновалов.

После появления в Штатах «Правосудия в отношении Сергея Магнитского» российские дипломаты назвали действия американских законодателей «недостойными», а также обвинили их в попытке сделать из этого дела «политическое шоу».

Ответ из России

Решение Еврокомиссии обидело председателя комитета Госдумы по международным делам Константина Косачева — ему не понравилось то, что евродепутаты не посоветовались со своими российскими коллегами. «Вчера комитет по международным делам Европарламента внес поправки к ежегодному докладу о соблюдении прав человека, касающиеся истории с Сергеем Магнитским, однако сделано это было без всякого предварительного контакта с российскими парламентариями и это решение наших коллег не может не вызывать очевидного недоумения», — сказал Константин Косачев.

При этом он напомнил, что расследование обстоятельств смерти Магнитского в России контролируется на высшем уровне, а это для Косачева означает, что истина в конце концов будет установлена: «Истина будет установлена по всем трем направлениям: и по всем аспектам деятельности компании, в которой работал Магнитский, и по обстоятельствам его смерти, и по возможному хищению этой компанией средств», — утверждает председатель комитета Госдумы по международным делам. — Однако европарламентарии спешат вынести свое заключение лишь по последним двум позициям».