Ловушка для пищепрома

На модерации Отложенный

Недавно в Москве перед журналистами с разоблачительным заявлением выступал главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко: «Установлен ряд серьезных систематических нарушений на таком брендовом производстве, коим является Черкизовский мясоперерабатывающий завод. Начиная от отсутствия системных документов на мясосырье, подтверждающих его качество и безопасность, затем — неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние бытовых помещений и завершая более серьезными нарушениями, как переоборудование производственных помещений без согласования с санитарными органами и с нарушением санитарных норм».

 

Занятно, что любой здравомыслящий человек из мясной отрасли и всяческих контролирующих служб в разговоре о том, что творится за стенами наших мясоперерабатывающих предприятий, на протяжении последних лет 30 называл именно Черкизовский МПЗ в качестве одного из самых образцовопоказательных в смысле бардака производств. Онищенко установил этот факт лишь сейчас. Почему? Да потому что для развития бизнеса клана Бабаевых, владеющий предприятием, немало сделал сам бывший московский мэр, Лужков. Говорят, в 90-е он даже заезжал на завод поиграть в теннис – при Бабаевых на заводе появились неплохие корты. И пока Лужков был в фаворе, надзорные органы Черкизово не трогали. Онищенко в очередной раз продемонстрировал, что его ведомство выполняет надзорные функции ни столько из соображений служебного долга, сколько под влиянием политической конъюнктуры.

 

В общем, наши надзорные органы служат не потребителю, а – интересам власть предержащих, которые далеки от государственных. А поскольку ни в Кремле, ни в Белом доме, ни в Думе, ни в московской мэрии и т.п. Черкизовской или Останкинской колбасы не едят, то и забота о состоянии производства на этих предприятиях мало кого из числа наших государственных деятелей заботит. И то, что их продукцией кормят в школах и детсадах, тоже мало заботит этих деятелей, поскольку их дети и внуки рядовые учебные заведения не посещают.

 

Впрочем, от всеобщего бардака довелось вкусить и в Кремле. Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин на званом ужине у Президента заснял дождевой червя, просочившегося в его тарелку. Скандал получился настолько громким, что управляющему делами президента РФ Владимиру Кожину пришлось делать специальное заявление. Его ведомством было проведено специальное расследование. Кожин отчитался - никакого червяка на банкете в Кремле не было. Выложенную Зелениным на страничке в Twitter фотографию тарелки с червяком и с комментарием «Такое случается и в Александровском зале. Вместе с говядиной подают салат с живыми дождевыми червями» долго изучали специалисты компетентных органов, которые пришли к выводу, что такой посуды на фуршете не было.

 

Где в таком случае могла быть сделана фотография червяка, Кожин не уточнил, видимо полагая, что этот вопрос нужно непосредственно адресовать провокатору Зеленину, которого для пущей убедительности уличили в скудоумии. Как минимум, странным на этом информационном фоне выглядит появившееся неделю назад объявление Администрации Президента РФ о «конкурсе по обслуживанию в 2011-ом году государственных приемов и протокольных мероприятий». Если старые повара и официанты и так удачно справлялись с поставленными задачами, и никакого червяка не было и в помине, к чему искать новых?!! 

 

Случай с Зелениным подтверждает народную мудрость – «рыба гниет с головы». Скандал в кремлевской столовой – зеркало порочности системы контроля за производством продуктов питания в стране.

 

На Западе проблему  контроля безопасности и качества продуктов питания решили при помощи системы ХАССП (от англ.

HACCP – «Hazard Analysis and Critical Control Points» - «Анализ Рисков и Критические Контрольные Точки»). Впервые ХАССП была опробована еще американцами в 70-х годах прошлого века как система контроля при производстве продуктов питания для астронавтов. Контроль безопасности и качества здесь осуществляется  на всех этапах производства, начиная от приемки сырья до прилавка магазина. С 2004-го года система стала обязательной для всех стран Евросоюза.

 

В России ХАССП тоже появился. Правда, сертификация по заокеанской системе носит добровольный характер. И в России ХАССП внедряют пока единицы. Для подавляющего большинства отечественных производителей, привыкших работать на сиюминутную прибыль – это лишние хлопоты. К чему заморачиваться? Кто это оценит? Да и если внедрять ХАССП добросовестно, выходит слишком дорого: нужно модернизировать производство, переучивать сотрудников, проходить дополнительные проверки и т.д. Кроме того, большая часть, скажем, мясоперерабатывающих производств, располагается в цехах бывших советских заводов, физически не приспособленных к требованиям системы.

 

Впрочем, ХАССП начинает пускать корни в отечественной «пищевке», а это тревожный факт для Роспотребнадзора и прочих государственных структур, для которых контрольные функции среди прочего это и хороший приработок. В России существует огромное количество коммерческих структур, которые уполномочены государством проводить сертификацию, например, по ГОСТ. Только плати деньги и будет у тебя сертификат. И понятно, что эти коммерческие структуры крышуются конкретными чиновниками в том же Роспотребнадзоре. Это сродни тому как, например, получаются документы узаконивающие перепланировку. Я сам недавно делал ремонт в квартире. Перенес несколько гипсокартонных стен. Ко мне наведались тетушки из ЖЭКа. Поохали-поохали, ай-ай-ай. Дескать, вам эту перепланировку никогда не узаконить. Но, уходя, как бы невзначай предложили обратиться в коммерческую фирму, которая за сто тысяч рублей в течение дня выдаст мне все необходимые документы на легализацию моих дизайнерских изысков.

 

Для Онищенко и его подчиненных ХАССП – это враг. Чиновники претендуют на то, что их сертификация, лицензирование и т.п. – это единственные якобы значимые бумажки, подтверждающие способность или неспособность кого бы то ни было делать колбасу, йогурты, хлеб и т.д. Единственный путь дискредитировать западные нововведения, размывающие монополию чиновников, культивировать полную вакханалию на рынке услуг по сертификации на соответствие всяким западным системам качества, безопасности, менеджмента. И любой из нас, ни опасаясь никаких санкций, сегодня может организовать конторку и продавать сертификаты того же ХАССП.

 

В России по ХАССП сертифицировано аж 140 мясокомбинатов. При этом лишь 10 во ВНИИ Мясной Промышленности им. Горбатова, единственном авторитетном институте, сохранившемся со времен СССР. А это значит, что пока Онищенко может спасть спокойно.