Станица Кущевская. Крах вертикали власти

В станице Кущевской Краснодарского края совершен жестокий теракт. Другим словом  эту хладнокровно спланированную резню не назовешь. По своим политическим последствиям  бойня сопоставима с захватом басаевскими боевиками  Буденновска.

Буденновск и Кущевская – две  знаковые точки на карте России.  При внешней схожести – насилие, кровь, смерть – эти  события различны. Их зарядили разные энергии. В них проявились разные  политические реалии современности.  

В Буденновске бандиты пробовали на прочность российскую государственность.  Насилие над людьми для боевиков было не самоцелью, а  инструментом  давления. В Буденновске государство и население были вместе в прямом и переносном смысле: среди заложников в захваченной больнице оказалось немало работников  городской администрации. Бандиты расстреливали захваченных  военных и милиционеров – представителей власти.

В Кущевской  целью бандитов были люди. Они терроризировали станицу, чтобы подчинить себе население, из которого выколачивали деньги, услуги, послушание.  А государство – прямо или косвенно, явно или скрыто – оказалось в одной упряжке с вооруженными подонками. Милиционеры покрывали убийц и грабителей, прокуроры и власти ничего «не замечали». Они незримо присутствовали  за спинами тех, кто убивал.

В нулевые годы общество одно за другим сдавало чиновникам  свои права и свободы в обмен на защищенность, порядок и кой-какой комфорт. Так объясняли власти, а большинство пожелало в это поверить. Кущевская стала моментом истины. С личины власти слетела маска и обнажилась жуткая правда: то, что мы по инерции принимаем за государство, на самом деле таковым не является. Это замкнутая на свои корыстные интересы корпорация, которая, пользуясь атрибутами государства, соучаствует в грабежах и насилии над гражданами. Не надо возмущаться и негодовать. Все логично. Мы сами выпросили себе такую долю.

Квинтэссенция исторического опыта многих народов кровью выведена на скрижалях: никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя отдавать свою свободу. Никто не защитит граждан, кроме них самих. Государство – это они. Если им лень контролировать чиновников и если им недосуг заглянуть  на избирательный участок и вычеркнуть из бюллетеня фамилию заведомого хапуги и коррупционера, если им в радость  большими ложками хлебать пойло, которое подносят  официозные СМИ – а других, если разобраться, и нет, -  то никто не убережет их от участи жителей Кущевской.

Символично, что  трагедия произошла  в почти показательном Краснодарском крае во внешне благополучной станице. Динамичное экономическое развитие, новостройки, сытные рекламные ролики. Сплошной позитив. И все это обеспечила  жесткая региональная власть, которая наложила железную длань на все общественно-политические шевеления и загнала под пресс повседневного давления бизнес. Монолитное единство исполнительной и представительной ветвей власти.  А если глубже, образцовый побег   «вертикали власти», демонстрация торжества «суверенной демократии» в местном разрезе.

И такой афронт.

 Оказывается, на протяжении десяти лет под носом у губернатора, ФСБ, полпредства Президента в районном центре  хозяйничали бандиты -  грабили, избивали, убивали, насиловали.

 Об  этом знали  жители тридцатитысячной станицы, милиционеры,  депутаты, прокуроры, мэры… Государство в государстве. По улицам расползался животный  страх за жизнь свою и  близких. Понятия о чести, человеческом достоинстве, справедливости и законности стали пустым звуком.  Ни одна женщина не  была застрахована от изнасилования, мужчина, посмевший перечить – от убийства, предприниматель – от наезда рэкетиров. Станица выплачивала грабителям дань.

 Уродливая гримаса, проступающая сквозь гламурный лубок заклинаний о модернизации, инвестициях и  нанотехнологиях. Скорее, именно  она  вероятный облик  России завтрашнего дня, чем оптимистичная мазня лейб-пиарщиков.

Да почему, собственно, завтрашнего? Не такова ли  подлинная реальность не только станицы Кущевской,  но и всей России, отмерившей первое десятилетие нового века? Все то, о чем в последние дни захлебываясь рассказывают репортеры из прославившейся на весь мир станицы, это приметы сегодняшней России. Почитайте сообщения об убийствах и избиениях журналистов, о кровавых схватках жителей с незаконными застройщиками, о незаконных судебных решениях,  о фальсификациях на выборах и вам все станет ясно. «Железная пята», о которой сто лет назад пророчески предупреждал Джек Лондон , занесена над нашей страной.

События в Кущевской – публичная заявка о себе  чуждой  народу  силы, которая  уже опутала нас  своими щупальцами. Что это за сила? Отмороженный олигархический и просто крупный  капитал, верхушка чиновничества и преступная мафия, которая давно вышла из подполья. Вырвавшись из-под контроля общества и поднявшись над законом, эти силы  подчинили себе материальные и финансовые ресурсы страны, армию, милицию, прокуратуру, суды, законодательные собрания и возрождают в России банальный феодализм. Есть сюзерены, вассалы, есть крепостные, есть и полузависимый люд, который кичится своей якобы самостоятельностью, но кормится из рук олигархов, коррумпированных мэров или бандитов.

 Если  оглянуться вокруг и внимательно присмотреться, мы обнаружим, что во многих  других городах, станицах, селах  положение дел  не намного лучше. То, что случилось в Кущевской, это уже почти  норма, молчаливо признаваемая потерявшим мужество и волю обществом.  Но только ли в самих людях дело? В казачьих станицах издревле оскорбление чести  дочери, жены, матери почиталось смертельной обидой. Почему казаки, носители генов бесшабашных удальцов и сорвиголов, потомки Емельяна Пугачева, Степана Разина, не организовали отпора, не устроили темную, не вывернули скулы негодяю? Неужто измельчали духом, превратились в робких овец? Наверное, дело в другом. Они видели, что  против них государство. Государство  однажды уже подрезало корни казацкому роду и это отложилось в генетической памяти. Бунтовать казаки не посмели.

Таков логичный дрейф, начатый верхушкой российской власти после буденновской драмы, залоговых аукционов, фальсифицированных выборов президента 1996 года и спровоцированной второй Чеченской войны. Государство за пятнадцать лет повернулось лицом к криминалу и спиной к народу.

Кущевская – это конечная станция сформированного в начале нулевых режима, сущность которого воплощена в понятии  «вертикаль власти». Дальше – мрак и бездна.