Откуда у народа такое безразличие
Бесчувствие. Безразличие. Драка. Бесхозные вещи. Лежащий человек. ДТП. Хамство. Кража "на глазах". Десятки, сотни людей ускоряют шаг. Делают вид, что не замечают, увлеченно читая или разговаривая, отворачиваясь в противоположную сторону - хотя краем глаза подглядывают за происходящим.
Гораздо хуже, когда человек становится бесстыдным зевакой. Драка во дворе - десятки мужиков выходят на балконы "покурить", снимая происходящее на мобильный. Видимо, чтобы потом залить на YouTube или похвастаться приятелям за пивком. О том, чтобы вызвать милицию народ не задумывается - не говоря "выйти, разнять". Лежит ничейная сумка - быстрее мимо, глядишь не ебанет. Все равно найдется идиот, которому не стыдно мямлить дежурной "там вещи бесхозные" и не жалко времени. А если все-таки "ебанет" - чмо начинает жать потными пальцами клавиши - "позырить". Пьяный пристает в вагоне к девушке или кого-то явно грабят - десяток мужиков, по габаритам способных скрутить скотину и выкинуть из вагона или сдать в милицию поджали яйца. Или "смотря, но не видя" украдкой снимают на мобильные. Лежит человек, вроде не бомж - но люди пробегают, с жадной брезгливостью вглядываясь - есть ли кровь, не обоссался ли, нет ли на лице предсмертной муки? Все же спешат, бляди - на работу, встретиться с кем-то или просто "пивчанского выпить".
Хотя мне сложно представить начальника, уволившего сотрудника "за опоздание из-за помощи". Или человека, девушку, которая не поймет "опоздал на свидание, прости - рюкзак стремный валялся, я его ментам показал". Заметьте - двадцать лет назад, во времена СССР такое было практически невозможно. Это потом народ начал смотреть на происходящее через фразочку "ничего личного, просто бизнес". Даже не зная, что в романе Марко Пьюзо, убивая Санни Майкл говорит наоборот "Люди - это не бизнес, это личное".
Только не стоит искать здесь политических подтекстов или записывать меня в апологеты совка, хорошо? Просто по мнению большинства социологов и психологов это действительно началось одновременно с девяностыми. И на это есть две основные причины - внешняя и внутреняя. И выбор, конечно же - быть человеком или скотом, без чести и долга.
Если вы окончательно не заболели "текстофобией" и не отупели в своих съемных квартирах и на своих унылых работенках за копейки - давайте поговорим о причинах.
Одна из причина атомизации, жизни по принципу "каждый сам за себя" - банальный инстинкт самосохранения. Казалось бы, в этом невозможно упрекнуть - но логичное беспокойство за свою жизнь мутировало в нежелание жертвовать ничем.
Вообще ничем.
Не то, что жизнью - спокойствием, минутой времени, минимальными усилиями.
В доревлюционной России основным "базисом" - при всей её многонациональности и многоконфесиональности - была вера, "страх божий и закона".
После революции её заменила идеология и опасение опозориться перед обществом, страх закона. В том числе - иделогоия "Кто, если не мы?!". Социологи называют это "общинностью", психологи - идентификацией себя с определенным кругом.
Где больше всего взаимопомощь? Правильно, в "малых общностях". Будь то нацменьшинства, фермеры, водители, военные, и т.п. С 19-ого века и 90-ых таких "общностей" было множество, они перекрывались. Что сделали девяностые? Они выдернули базис. От веры народ "избавлял" СССР, от идеологии - Ельцин. Уверенность размылась - невозможно быть в чем-то уверенным в шторм. Гордость? Нас активно убеждали, что мы должно стыдиться своей истории, что на стране "неискупимый долг" за "проклятый совок". Получившийся вакуум попытались заполнить по заморским рецептам - эдакая попытка перенести Windows на Mac.
Идеологией и "критерием успешности" стала западная модель потребительства. Только на Западе, в отличие от СССР давно работало кредитование. В нашей стране всё свелось к силе и баблу.
Совесть, опасение "укора общества"? Не смешите меня, им в "новой модели" не осталось места - разве что "удел лохов" и "стыдный атавизм". Слово "честный" стало синонимом "лох", слово "патриот" стало практически ругательным. Рецептом стало "Люби себя, наплюй на всех - и в жизни ждет тебя успех". Люди четко осознали - главная сила под названием "государство" от них отвернулась. Выживай как хочешь, крутись как можешь. И крутились - слесаря 10 разряда на автостоянках, врачи - челноками, конструктора - таксистами, подростки мыли тачки и мечтали стать проститутками "у них жизнь красивая и денег много" или бандитами "их боятся и бабла много".
Общинность размело словно тайфуном - кто-то выживал, кто-то ошалел от непривычно больших денег, начал смотреть сверху.
Порядок? Милиция, судейские, всевозможные "слуги государевы" - такие же люди. Которые видели отношение к "нищим бюджетникам", видели как на закон кладется толстый хер - и с мыслью "я что, рыжий или хуже всех" начали выжимать максимум наживы из собственных возможностей. Тогда еще появился анекдот про милиционера, который год не получал зарплату - и удивлялся "я думал, дали ствол, ксиву и крутись как хочешь".
Результат очень простой - люди перестали доверять представителям государства.
И в первую очередь - милиции.
Точнее - главным образом, милиции, все остальное - лишь следствие.
Посудите сами - кто первым из представителей власти должен реагировать на беду, нарушение закона, преступление? Кто представляет государство на улицах? Верно - милиция. Или полиция, карабиньеры, бобби - название сути не меняет. Человек должен быть уверен - позови он власть на помощь, она придет вовремя, пресечет, спасет, накажет, а не отмахнется, не пошлет нах*й, не наваляет по голове за "правдоискательство".
Человек должен чувствовать - если он вмешается в несправедливость, закон и мощь госмашины окажется на его стороне. Вне зависимости от толщины кошелька или должности преступника - хама, бандита, продажного чиновника-взяточника, уличного хулигана . Человек начинает бороться с несправедливостью тогда, когда понимает - его поддерживает сила, это не битва с ветрянными мельницами и не попытка ссать против ветра. Вы будете смеяться, но милиция - тот самый приводной ремень между населением и госмашиной. Какими бы хорошыми не были суды и законы - без приводного ремня не заработает даже самый дорогой и самый современный двигатель. Он будет крутиться сам по себе, шестерни и валы "народа" - сами по себе.
Понятное дело, коррупция была и есть во всех странах, во все времена - даже в Китае, где за коррупцию живенько расстреливают. Дайте стране честных ментов, а не развращенных безнаказанностью бл*дей, выполняющих свою работу формально и считающих её "способом нарубить бабла" - человеское равнодушие и страх уменьшатся. В конце концов, среди "ментов" множество профессионалов и "волкодавов". Я уже писал о способе - жалея о том, что он остается лишь сюжетом социальной фантастики:
На самом деле все было, конечно же, гораздо сложнее и драматичнее, но идея была проста, как мычание… Мы объявили широчайшую амнистию доходов для сотрудников правоохранных структур, таможенных органов, вообще всего чиновного люда. Мы просто сказали: ребята, мы знаем, что вы берете в лапу. Мы ничего не станем у вас отбирать. Мы целый год даем вам на раздумья, как жить дальше. За это время вы должны прийти в отделы внутренних расследований, созданные в каждом ведомстве, и дать подписку. После этого вы представляете подробнейшую декларацию об имуществе и банковских счетах, — все это, повторяю, остается в вашем распоряжении — и выкладываете все, что связано с вашими "услугами" разнообразным сообществам. Тот, кто сделает так, сохранит свой пост, имущество, репутацию в обществе. Параллельно мы собираем досье на всех. Кто не решится прийти добровольно, — ну, ребята, пеняйте на себя. Нам пришлось уволить чуть больше тысячи человек. Причем "уволить" - это эвфемизм.
Впрочем, не все потеряно... надеюсь.
Раз видя несправедливость люди ощущают себя дискомфортно, им стыдно, они стараются показать окружающим "я не вмешиваюсь, потому что не заметил" - значит, не вся совесть выгорела в девяностые. Ну, а у кого выгорела - пусть пи*дуют мимо лежащего ветерана. Поржать под пивко над "честным гаишником" из очередной серией "Нашей Раши" - он же "такой дебил, счастья своего не понимает, не "крутится".
Только когда кулак очередного хулигана прилетит в их драгоценный е*льник или никто не подойдет к их упавшей маме, а то и поснимает её на мобильный "смари, обос***ась - прикольно" - пусть не свисдят про "безразличие" и "никто не помог"
Комментарии
НУ, по порядку - не уверен, но кажется, Крестный Отец написал не Марко, а Марио Пьюзо . 60 тыс против 10 тыс на Яндексе, да и все книжки вроде так издавались .
Фраза "Ничего личного, Санни, это просто бизнес" в книге звучит: "Тут все личное, все до последней капли. До последнего куска дерьма, который ежедневно приходится глотать каждому из нас. Люди называют это бизнесом. Пусть так. Но это чертовски личное дело". (из рецензии Экслера выдрал)
Во вторых - не все так ужасно на самом деле. Помогают с оглядкой на разумность. Пьяный лежит - и ... с ним, пусть дохнет, гопники дерутся - а чего разнимать??? Порежут друг друга - мир чище будет.
А то что люди дерьмовые - так это какие есть. Вот таков россиянин, и власть с ментами - тот же народ.
Обвинять в равнодушии все равно что обвинять собаку что она облаивает прохожих. Какие есть и других не родят.
Ну ибвинения ЗАпада-как всегда пусты, бессмысленны, шаблонны и голословны. Другой мир, известный авторам только по агиткам и ужастикам. Дома бы разобрался ....
Кто эти "мы"?
Вот потому и …
(Я - Ильинична).
Могу ли чем либо помочь?
Никакого тайного умысла в моём обращении к вам нет. Я ведь даже не знаю за что вы "боретесь", поэтому у меня вопрос к вам был: "Могу ли чем либо помочь?"
Только и всего....
Если вам немало лет, то может вы помните сентябрь 1990 года, внеочередной Съезд Профсоюза железнодорожников, транспортных строителей и Метрополитена...? Чем примечателен был этот съезд? А тем, что он выдвинул ультиматум Верховному Совету СССР, в части отмены "Устава о дисциплине", мотивируя это тем, что "Устав о дисциплине" делает железнодорожников бесправными. Мне сообщил эту новость Председатель Профкома лично, но он так и не понял, почему я сказал в адрес Съезда - "Ну и идиоты...". Мне почему-то "Устав о дисциплине" не помешал защищать свои интересы в судебном порядке и именно в предверии съезда. И обратись тогда министр за помощью - делегаты съезда ещё 10 лет ходили бы и извинялись по поводу своего ультиматума.
Я к чему это пишу? На площадь выходят организованные люди, которые знают чего они хотят: строить или разрушать.
Петербургский романс
Александр Галич
Посвящается Н.Рязанцевой.
" Жалеть о нем не должно,
... он сам виновник всех своих злосчастных бед,
Терпя, чего терпеть без подлости - не можно..."
(Н.Карамзин)
...Быть бы мне поспокойней,
Не казаться, а быть!
...Здесь мосты, словно кони -
По ночам на дыбы!
Здесь всегда по квадрату
На рассвете полки -
От Синода к Сенату,
Как четыре строки!
Здесь, над винною стойкой,
Над пожаром зари
Наколдовано столько,
Набормотано столько,
Наколдовано столько,
Набормотано столько,
Что пойди - повтори!
Все земные печали -
Были в этом краю...
Вот и платим молчаньем
За причастность свою!
Мальчишки были безусы -
Прапоры и корнеты,
Мальчишки были безумны,
К чему им мои советы?!
Лечиться бы им, лечиться,
На кислые ездить воды -
Они ж по ночам: "Отчизна!
Тираны! Заря свободы!"
Полковник я, а не прапор,
Я в битвах сражался стойко,
И весь их щенячий табор
Мне мнился игрой, и только.
И я восклицал: "Тираны!"
И я прославлял свободу,
Под пламенные
Мы пили вино, как воду.
И в то роковое утро,
(Отнюдь не угрозой чести!)
Казалось, куда как мудро
Себя объявить в отъезде.
Зачем же потом случилось,
Что меркнет копейкой ржавой
Всей славы моей лучинность
Пред солнечной ихней славой?!
...Болят к непогоде раны,
Уныло проходят годы...
Но я же кричал: "Тираны!"
И славил зарю свободы!
Повторяется шепот,
Повторяем следы.
Никого еще опыт
Не спасал от беды!
О, доколе, доколе,
И не здесь, а везде
Будут Клодтовы кони -
Подчиняться узде?!
И все так же, не проще,
Век наш пробует нас -
Можешь выйти на площадь,
Смеешь выйти на площадь,
Можешь выйти на площадь,
Смеешь выйти на площадь
В тот назначенный час?!
Где стоят по квадрату
В ожиданьи полки -
От Синода к Сенату,
Как четыре строки?!
23 августа 1968
" "... по натуре я была и остаюсь борцом, а...".
Мне известно, что это такое. Поэтому я и счёл необходимым по мере возможности оказать вам содействие, если, конечно, ваши устремления позитивны и в моих оценках. Свой же интерес к вопросу темы я высказал кратко в своём комментарии - "Безразличие" на пустом месте не растёт!
Но обратите внимание: по такому важному для жизни общества вопросу и такая слабая посещаемость темы?!
Что касается стихов, то я уже ответил: никогда не ставил для себя целью их запоминание . И ничего нового у Галича не увидел. У меня более прозаическая жизнь, например:
" Поэтому заявление и адресовано Вам лично и потрудитесь на него ответить тоже лично. В противном случае Вы только подтвердите мой тезис о том, что вопрос экзаменов на производстве не является вопросом Знаний, это есть вопрос Политики, вопрос подчинения вне рамок Закона.
Что касается письма № ДЖ-3/2126 от 3.07.1995 г., то прошу Вас, г-н Министр, подобные глупости больше мне не присылать."
Это как раз о том, о чём говорит чуть ниже Ирина Лобанова. А министр...., обыкновенный, Глава отрасли.
2. "Свой ... интерес к вопросу темы я" тоже высказала кратко в своём комментарии от 18.12.10. 11.52.
3. Ваша просьба ответить мне на Ваше заявление лично мне непонятна, тем более, я не пойму, причём здесь письмо за № ДЖ-3/2126 от 3.07.1995 г.
4. С Ириной согласна, поэтому мне страшно.
То есть я ошибся, приняв "лозунг" за жизненную установку. И считаю теперь нашу переписку следствием недоразумения с моей стороны. Удачи вам!
Возьмём десяток людей и они по-очереди пройдут мимо какого-нибудь события. После этого попросим их описать это событие. И я не уверен в том, что в десятке случайно отобранных людей не найдётся хотя бы одного, который вообще ничего не заметил. Кто-то сможет описать "событие" в подробностях.... А остальные займут свои места между ними.
Но мало увидеть... Увиденное, как правило, сталкивается с отсутствием практики, нет внутреннего импульса к действию.
И для примера можно привести то, что на виду, но тоже не обсуждается с целью устранения. Обратите внимание на российского мужика: малейшая неприятность, а его рука как в автоматическом режиме тянется к стакану и к бутылке. Хотя именно при неприятностях, тем более крупных, мужчина должен вообще забывать о "стакане".
Что же его приводит к этому состоянию? К состоянию отсутствия воли к позитивным в общественном отношении действиям.