Статья С. Петлюры о патриотизме 1921 год

На модерации Отложенный

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Председателя Волновахской районной общественной организации «СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА

Сергея Мануйленко

Имя Симона Петлюры и сейчас вызывает глубокие противоречия среди историков, политиков, а также «пересичных» граждан. Я помню в детстве я прочитал роман Николая Островського «Как закалялась сталь» про «героя» Павку Корчагина. Там например среди прочего дерьма, большой ушат выливается на «петлюровцев» и самого Симона Васильевича. Эпизод такой: «петлюровцы» полковника Голуба устраивают погромы. Убивают, грабят, насилуют. Дальше спустя некоторое время состоятельные евреи принесли прошение Петлюре по случаю его приезда в Шепетовку. Петлюра, по книге, направляет евреев к Голубу, устроившему погромы, чтобы разобрался по существу. Но Голуб им сказал, чтобы они «уносили ноги». Таким образом в книге было показано, что жаловаться бесполезно. На самом деле Симон Васильович не только никогда не поощрял еврейские погромы, но и расстреливал атаманов, которые их делали. Не удивительно, что в суде по делу убийства С. Петлюры  в защиту убитого выступали даже евреи. Но французские судьи  в 20-х г.г. 20 века судили приблизительно так как украинские судьи 21 века. И пропаганда большевиков, окупировавших Украину на долгие годы, смогли вдолбить в головы людей информацию о том, что Симон Петлюра – буржуазный националист и вообще нехороший человек. Мне стыдно, что я читал и верил этой книге про Павку Корчагина. Но Слава Богу Советская империя рухнула и свобода пришла в Украину. Но синдром «малороссиянства» живет в умах и сердцах людей. Я встал на путь патриотизма. Да я говорю и думаю на русском языке, но я за сильную, независимую, социальную Украину. И слава Богу, что я освободился от советских стереотипов. Но сейчас в Украине очень нужны патриоты. Мы должны поменять систему власти. Верю, что Украина будет социал-демократическим, а не капиталистическим государством. А сейчас прошу Вас набраться терпения и прочитать статью Великого Сына Украинского народа, патриота и социал-демократа Симона Васильевича Петлюры.

Сергей Мануйленко

16 ноября 2010 года,

г. Волноваха          

 

 

I

Патриотизм — это активная любовь к своей Отчизне, к своему народу; это поступок, действие, благородные устремления каждого сына народа заслужить это имя. Пассивная любовь к своему краю, любовь на печи не является патриотизмом! Древние греки справедливо говорили два с половиной тысячелетия назад, что для того, чтобы заслужить имя патриота, необходимо готовиться всю свою жизнь; необходимо всем телом и душой бороться, чтобы в любой момент быть готовым к патриотическому делу. Отчизна требует его на каждом шагу.

И патриотический поступок может быть лишь осознанным... Случайных и нечаянных патриотических дел не бывало. Каждый патриотический поступок — это экзамен совести и честности сына Отчизны. Каждый член нации должен делать хотя бы малые патриотические поступки: из малых дел создает история великие заслуги сынов народа. Из искры загорается пламя любви к ней, а из пламени активной любви рождается имя — Патриот.

Каждый член нации — это часовой, который усердно и совестливо выполняет свой долг на высоком посту Чести народа. Неизвестно, на долю кого из них выпадет необходимость самопожертвования для охраны этой Чести. Но каждый должен быть к этому готов.

Когда возникает угроза посту, тогда встает на службу вся стража; и горе тому народу, у которого не все сыны способны быть часовыми: честь самой стражи ставится под сомнение. Охрана чести и счастья народа является долгом каждого и всех его сынов. Жертвы во имя чести, благополучия и славы Отчизны приносят своей жизнью герои, великие патриоты, а постоянное стремление сына нации к добру и счастью ее есть — патриотизм.

II

Жалкими лгунами являются те, которые патриотизм хотят уничтожить или заменить его малопродуктивными лозунгами космополитизма, безликого интернационализма; жалкими нищими являются те, которые не способны постичь силу патриотического чувства и красоту патриотического поступка.

Они жалки, ибо их сердце никого не любит, да и их сердце никто не любит; дух их не горит пламенем любви и добра к ближайшему другу — народу своему, дух их не может охватить любовью и дальних друзей, если они не способны полюбить ближних.

Лишь из любви к родному народу рождается патриотическое чувство. Лишь желание счастья и славы родному народу рождает патриотические дела и поступки.

Патриотизм и далее остается великим, могучим стимулом к благородным и творческим усилиям единиц или всего народа на пути к воплощению национальных или общечеловеческих идеалов.

Лишь сила и могущество этого слова привлекали величайших гениев человеческого духа к творчеству, побуждали к наилучшим историческим поступкам. Оно, это слово, звало к самопожертвованию, к мукам, к борьбе за лучшее Отчизны и было тем, что создавало великих людей и великие, славные народы.

Патриотизм, то есть любовь к Отчизне — был источником и толчком к самым большим творениям человеческого духа.

Ученые, философы, политики, поэты — все работают в первую очередь над улучшением жизни собственного народа, над его благосостоянием, духовным или материальным.

 Литература, искусство, политика — это продукт народной борьбы, творчество национального духа. По ним мы можем познать всю душу народа.

Вдохновенный, величавый облик Христа, могучая личность Будды, светлое лицо Сократа — эти величественные образы предстают перед нашими глазами как символы неземной любви к своему народу, как исполины- защитники счастья, славы и расцвета родных наций.

Их заповеди, призывы и лозунги выросли на национальной почве, в первую очередь, возникли из понимания этими великими сынами того, как принести пользу своему народу, излечить его боли и раны. Если бы не существовали народы, то человечество не обладало бы и проявлениями великого духа этих великих сынов. Горе собственного народа не позволяло им успокоиться; они боролись, чтобы его очистить и привести к лучшей жизни. Они завещали любить брата для общенационального благополучия и счастья.

Не являются ли несчастья и муки еврейского народа трагедией этого народа, который не последовал за призывом своего величайшего Сына, принесшего для счастья своей нации себя в жертву? Или, может, наоборот, трагедия Сына является результатом страданий народа, не признавшего великой, всепрощающей жертвы?..

Нам не нужно доказывать, что любовь к собственному народу была тем, благодаря чему возникли религии Христа, Будды или философия Сократа и других великих мужей.

Лишь любовь к собственному народу является источником всемирного братства. Любовь к собственному народу учит любить и другие.

III

Патриотическим поступком может называться лишь тот, который приносит пользу всему народу, а не отдельным его классам или группам. Другого патриотизма не существовало и не существует. Слепцами являются те люди, которые думают, что патриотизм может быть классовым или групповым. Классовые и групповые устремления приносят вред всему народу, ибо создают трещины в единстве борьбы и сеют несогласие между отдельными частями народа, или даже делят народ на отдельные группы. Все это останавливает развитие народа и увеличивает количество преград на пути к народному идеалу. Это тормозит прогресс культуры народа, отдаляет конечную цель, к которой стремится каждый достойный народ.

Славные герои разных народов потому-то и являются великими, что умирали во имя славы всей нации, а не отдельных ее классов или групп. Великие произведения тем-то и славятся, что они проникнуты чувством неподдельной любви к Отчизне, а не к разрозненным, враждующим между собой частям народа или общей Родины.

В литературе, в искусстве те произведения, которые занимаются сравнением частей одного народа или разжигают классовую вражду, часто приобретают дурную славу. Каждый чувствует, что как бы красиво ни были написаны произведения, занимающиеся вопросами отдельных классов или групп и превозносящие интересы этих классов превыше всего, наша душа не склоняется к ним целиком, мы ощущаем в них отсутствие чего-то, неполноту правды. Эта неполнота правды поражает нас, и мы отворачиваемся от нее. Пока ведется борьба за общенациональное дело, за всенародный идеал, до тех пор борьба эта охватывает и вдохновляет весь народ; когда же она становится классовой или групповой борьбой, тогда наступает непримиримая вражда разных групп народа, и такая борьба не встречает сочувствия у всех: она обессиливает народ, и она же погубила бывшее Римское государство. Она же приносит несчастье и нам, нашей Отчизне.

Если бы Христос, Будда или Сократ боролись за счастье только части своей нации, тогда их учение не привлекало бы так много людей и слова их не были бы такими величественными. Они желали добра всему народу, хоть он и состоял из мещан, крестьян, ученых, купцов и т.д. И благодаря этому их призывы становились полезными и для других людей, других народов, других государств. Произ-ведения этих великих мужей возникли как лекарство на тогдашние раны и боль родного народа, и вряд ли знал Христос, что его призывы станут достоянием тех народов, существование которых в его времена лишь едва зарождалось.

В качестве яркого примера для этого понимания мы не будем приводить много исторических событий. Возьмем лишь один пример нашего времени — из освободительной борьбы ирландского народа. Эта борьба ведется на наших глазах. И когда мы вспоминаем эту борьбу, перед нашими глазами предстает прославленный образ Суини — верного сына Ирландии, который умер голодной смертью в английской тюрьме, взволновав нас до глубины души и вызвав удивление всего мира. Когда закончится борьба ирландского народа за свою независимость, Суини будет воздвигнут наилучший памятник; памятник великому сыну ирландского народа, который принес себя в жертву борющейся Ирландии, мощно и смело протестуя против английского насилия над его Отчизной, которая жаждет свободной, достойной жизни.

Суини стал прославленным героем. Он вписал своей кровью наилучшую страницу в историю Ирландии. Но как героя его прославляет не только его собственный народ; героем, достойным глубочайшего уважения и высокого примера, считают его и другие народы, в частности те, которые, как и Ирландия, борются за свою честь и независимость.

Но сколько бы ни умирало людей такой же смертью во имя интересов класса или группы, такая смерть не станет великой, потому что произошла не во имя идеалов всего народа. Смерть Суини, добровольная и полная мук, во имя будущего Ирландии, потрясла огромную, могучую Англию и подорвала ее престиж, ибо эта смерть — символ национальной борьбы.

IV

Переходя теперь к нашим великим людям, к нашим героям, мы видим, что они любили весь народ, не различая в нем лучших или худших, занимались великим делом во имя счастья всей Украины, а не определенной части ее. Ибо можно быть великим человеком, но не быть великим Украинцем; можно быть незначительным, даже вредным гражданином нации, но стать великим среди врагов этой нации, как предатели и дегенераты; можно сделать много, но вредного для украинского народа; можно писать книги, брошюры, проекты, законы, универсалы, но принесет ли это общую пользу украинскому народу, или только определенному классу или группе украинского народа?

Можно быть политиком, публицистом, писателем, но истратить свою жизнь на расчленение народа, на искажение его духовной сущности, на задержку и торможение его развития.

В этом понимании мы должны проницательно оценивать как людей, так и их поступки и творчество.

К примеру, Мазепа является великим Украинцем, прославившимся своим патриотическим поступком на благо всей Украины, а Барабаш или Пушкарь являются предателями, хотя москали Мазепу прокляли, а Пушкаря сделали в своей истории московским патриотом, который изменой Украине принес пользу Московщине. Придут  времена, когда вырастут и благородные москали, которые от Пушкаря отвернутся как, от украинского дегенерата. Но, как видим, в свое время — это герои, популярные у врагов нашего народа!

Кочубей, к примеру, даже прославлен московским поэтом Пушкиным за то, что предал Украину, сделав отвратительный донос московскому царю на Мазепу, но уже и теперь есть москали, которые считают Кочубея мерзким человеком.

Великие украинцы — Т. Шевченко, И. Франко и другие, хотя не раз болели ошибками дедов, хотя не раз остро ругали и клеймили некоторые страницы нашей истории, но любили весь народ, отдавая ему самих себя, всю свою душу.

«Ибо я люблю тебя не только

За твой добрый нрав,

Но и за промахи и злобу твою,

Хоть над ними и плачу...» — говорит И. Франко своему народу.

Они любили свой народ бескорыстно, и мы знаем, какие муки и страдания терпели из-за этого. Но они еще глубже любили. Личное счастье их — в любви к Отчизне, к народу. Тот, кто стремился деморализовать, разъединять народ, кто любил народ за кусок сала или выгодное положение — встречал в них непримиримых, неподкупных врагов.

А Сковорода, а светлые образы таких гетманов, как Сагайдачный, Дорошенко, Апостол, а целый ряд других?..

Не материальные цели, не групповые устремления овладевали их душой; народное счастье не давало им покоя, счастье всей Украины тревожило им душу:

«Твое будущее

Душу мне тревожит;

От стыда,

Что потомков поздних будет жечь,

Уснуть я не могу...» — болит душа у И. Франко. Но душа болела за весь народ, не за крестьянство, не за пролетариат, не за буржуазию, как в последнее время тоже говорят сыны Украины.

Разве не в том трагедия нашего народа, что одни его сыны умирают под Крутами **), а другие под руководством Троцкого гибнут под Львовом или под Варшавой?

Разве не в том трагедия Украины, что одни умирают голодной смертью в холодную зиму под Любарем, а другие обворовывают мертвых и бегут во главе с черной совестью нашей истории — Волохом — к врагу, пополняя ряды палачей Украины?..

Разве не в том наша трагедия, произошедшая в ноябре 1919 года, когда родные братья сошлись в кровавом поединке «за счастье Родины» с четырех сторон возле Козятина?..

Да!.. Это кровавое пятно на теле нашей Украины, это болезненная рана ее, которая не зажила и до сих пор.

И оценивая творчество и поступки отдельных представителей нации, патриотизм их мы должны определять лишь по тому, направлено ли это творчество на благо всей нации и смотрят ли эти личности на свой труд с точки зрения общенационального блага. Ибо патриотизмом называется умение согласовать свои интересы и подчинить эти интересы интересам общим, интересам всего народа. Каждый работает в своей плоскости, но для одной цели, не мешая другому в такой же работе. В наше время деятельность единицы оценивается лишь постольку, поскольку она приносит пользу всему народу. Сила и значение нации состоит из суммы этих отдельных поступков во имя общенационального блага.

Оглядываясь в прошлое, мы должны сказать, что в настоящее время мы не можем гордиться патриотическими поступками. Либо каждый из нас будет желать сделать все или будет трудится в области своих узких интересов во вред общему благу. Мы по очереди любим Отчизну, но еще никогда не любили ее вместе, не горели одним, могучим, общим чувством любви к ней. Каждый из нас часто для себя лишь хочет приобрести патент на патриотизм, но пока что никто из нас не имеет его отдельно, а имеем ли мы его все вместе?..

Каждый имеет право на это, но теряет это право в тот момент, когда отказывает другому в праве еще сильнее любить народ и Украину.

V

Мы живем во время разных умных или глупых, хороших или плохих доктрин, во время честных или демагогических программ, во время удивительного разделения общественности на огромное множество разных групп, и сейчас время оценить эти группы, время научиться отличать в них народное от ложного, хорошее от фальшивого. Не доказано еще окончательно, породила ли это разделение жизнь или его породили люди; полезно это или вредно? На это можно ответить кратко: для людей это часто полезно, народам это приносит огромный вред.

И отношение патриота ко всем этим программам должно определяться лишь общенациональным масштабом, мерой народной пользы. Всякое творчество, идущее в направлении вознесения одного класса над другим, является вредным для интересов всей нации.

Если же мы должны согласиться с существованием этих программных интересов вообще, то мы должны соглашаться с ними лишь в том случае, если они работают для общества и находятся в полной гармонии с другими, борющимися за благополучие народа.

В наше же время мы часто встречаем странные претензии, требования таких групп, которые вообще имеют лишь теоретическое значение для народного благополучия. И более того, эти люди упорно отказываются работать вместе с теми, кто в своих программах имеет черты общенационального характера и значения. Эти странные требования недальновидных людей нужно встречать лишь с улыбкой, чтобы их не привлекала возможность пользоваться пассивностью своих сограждан.

Каждая партийная программа, если уже необходимо примириться с ее существованием, должна работать в первую очередь для Украины, а потом уже для своего класса. Интересы своего класса она должна подчинить общенародным устремлениям, а не надевать свой фрак, часто сшитый не из того материала и не на тот рост.

Такие узкопартийные доктрины, как, например, социал-демократическая и ей подобные чисто классовые программы, у нас не только не имеют права претендовать на руководство народом, но должны существовать до определенного времени лишь теоретически и не требовать диктатуры над Украиной для своих 5—8% сочувствующих!

Лишь те партийные программы, которые в первую очередь придерживаются позиции благополучия для всей Украины, а не только определенного класса, и с этой позиции рассматривают интересы отдельных классов и групп украинского общества, могут рассчитывать на наше сочувствие и могут называться патриотическими. Мы должны работать в этом направлении, чтобы помочь народу стать тем, кем он хочет, а не сделать из всего народа искалеченных с.-д. или с.-р.!.. Узкие программы, которые хотят расчленить народ и его душу, вредны и стоят за рамками патриотических поступков.

На примере Московщины мы должны понимать, чем заканчиваются подобные попытки. Заканчиваются они всегда фиаско.

Патриотизмом называется не стремление втиснуть народную душу в какие-то ограниченные рамки, а стремление найти такие формы, которые были бы полезны для всего народа, а не только для определенных классов этого народа.

VI

Гангрена политической спекуляции и игр уже поражает и молодые ряды нашего нового поколения. С тяжелыми мыслями, с болью, но мы должны назвать новые направления украинской молодой генерации: «социалистическая молодежь», «коммунистическая молодежь»! Это звучит немного и вправду спекулятивно!

Наша молодежь хочет сразу поменять пеленки на фрак!.. Идет ли?.. Подходит ли?.. Не на вырост ли? Все мы, когда были маленькими, так желали надеть штанишки, хотя нам и короткая рубашонка была впору! Но эта шутка будет стоить нам слез...

Не будет странно, если мы признаемся откровенно здесь же, что те, кто сплошь и рядом не умел поставить подпись родными буквами, достигали у нас высокого положения; и они были министрами, высокими генералами и занимали меньшие, но тоже ответственные должности, охраняя национальные ценности. Не глумление ли это людей над самими собой?

В наших правительственных органах, в наших войсках были высокие чиновники и еще более высокие командиры, не умеющие читать и писать на родном языке, и нет ли таких и теперь?

Когда разговариваешь с нашим интеллигентом, то создается впечатление, что этот человек не только сухой грамматики украинского языка не перечитал, но и удивится, узнав, что сочинения Леси Украинки или Ивана Франко переведены на европейские языки; он удивится также и тому, что Фауст, сочинения Шекспира или Гейне существуют в украинском переводе, но удивление его будет еще большим, когда вы ему скажете, что украинская нация вышла на политическую арену раньше, чем московская! Мы не выскажемся парадоксально, если рассчитаем с небольшой погрешностью, что писать грамотно по-украински умеют самое большее тысяча или две украинских интеллигентов; вам ехидно улыбнется большинство украинских интеллигентов, если вы скажете, что в Берлине дамы носят на рукавах украинские вышивки...

И много еще чему будет удивляться наш интеллигент, а еще больше будет удивляться иностранец, разговорившись с нашим интеллигентом о ценностях и богатствах украинской культурной сокровищницы.

Этими ли путями пойдет и наше молодое поколение, или и оно свернет на путь лживых и переменчивых лозунгов?..

Пройдет ли оно равнодушно мимо национального храма и даже не будет знать, в какую сторону света направлен алтарь родного храма?

Это ли патриотизм?!..

VII

Содержанием каждой политической программы является национальность. Последняя наполняет программу и придает ей народные формы. Но это не значит, что программа дополняет национальность, охватывает всю ее собой; нет, национальность скрывает в себе глубокое и всестороннее содержание, а потому наполняет этим содержанием каждую программу.

Из этого следовало бы только то, что каждая программа способствует национальному развитию в определенном направлении; но этот силлогизм исчезнет, если мы будем иметь в виду, что национальная идеология содержит в себе единый дух; и только развившись в высшей степени, этот дух, развиваясь от основы, оказывает влияние на все прочее, пока, наконец, не остановится в той точке, где может себя больше всего проявить.

Следовательно, мы видим, что без развития основы идеологии определенного народа до наивысшей степени, которая определяет его зрелость в жизненной борьбе, прогресс в культуре данного народа невозможен.

Развитие это идет само по себе, если не существует тех недобрых сил, которые его останавливают. Задачей политических программ является — содействовать развитию основ идеологии, приспосабливая свою деятельность к духу и требованиям национальной идеологии.

Наша национальная сокровищница содержит в себе такое множество непостижимого и еще неразвитого, что мы должны будем еще долгие века работать над развитием этих богатств.

В национальном понимании нам всем не хватает еще так много культурного совершенства, что мы должны в первую очередь совершенствовать эту нашу личную национальную культурность. И лишь на этой основе возможно развитие общечеловеческих ценностей. Когда же мы приступим к ним малокультурными в национальном понимании, то лишь причиним вред самим себе, если станем Иванами, не помнящими родства своего, без огня любви не только ко всему миру, но и к свому краю.

И поэтому становится странным и опасным, если мы сразу же тянемся к роли Фауста в земном мире!..

Тем более, что мы не знаем еще азбуку, а уже беремся штудировать алхимию!..

Мы должны понять, что история не скачет так, как политические науки!.. Вслед за девятнадцатым веком, веком развития индивидуальности, идет век национальности, национальной индивидуальности, которая должна развить все свои благородные силы и приблизить время всемирного равенства и братства. Но братства настоящего, построенного на гармонии, а не на дисгармонии чувства, долга и действия. Лишь тогда, когда в мире воцарится единство национального духа, придет в мир всемирная гармония. Когда укрепятся национальные идеалы, когда наша и все национальности проявят себя полностью и в унисон, тогда придет Великое всего человечества!

Это мощно диктует нам патриотический долг!!!

Это и есть патриотизм.

VIII

Какое это знакомое и одновременно глубокое слово! Но вместе с тем, способны ли мы осознать его глубину?

Сколько ложных и тенденциозных понятий силятся вложить в него некоторые, и какую только форму не пробовали разные люди придать его смыслу?

Одни присваивают лишь себе право носить это имя, другие — создают целый культ, чтобы опорочить это слово; возникают целые демагогические школы, считающих своей задачей — бороться с этим чувством любви к Отчизне, искоренять его из человеческой природы. Еще недавно считали, вот как в Московщине, что патриотом может быть уж если не царь, то его бояре, дворяне, или там граф, князь и барон. Покупали, не всегда, правда, за наличные, свидетельство о патриотизме и лишь изредка выдавали такое же свидетельство и обыкновенным гражданам, поступки которых на пользу Отчизне достигали беспримерной любви и самопожертвования.

А на наших же глазах в той же Московщине наивные революционеры с Лениным во главе думали, что им удастся опорочить это чувство, очернить тех людей, которые словами и действиями проявляют свою высокую любовь к Отчизне. Но напрасны усилия!..

Будто издеваясь над пророками народного бесчестия, растет патриотическое чувство. Блеск и сияние настоящей звезды никогда не затмит быстротечный отблеск случайных метеоров...

Такова уж сила народного духа, венчающего этим именем наилучших своих сыновей. Как сияло, так и будет оно сиять прекрасным, вдохновенным символом и будет навеки знаком, указывающим на роль и предназначение личностей в борьбе народов за свои идеалы, за идеалы чести нации.

Будет знаком, позорящим нечестность, неверие и трусость в борьбе за национальный идеал, будет символом, поднимающим боевой дух в борьбе за настоящее и будущее Отчизны!..

Именем, приказывающим строить себе вечные монументы и украшать чело свое лавровыми венками.

Именем, которое самых светлых людей истории зажигало непобедимым желанием приносить жертвы во имя лучших целей своей Отчизны.

Именем, извечно таящим в себе непостижимую силу вдохновенной преданности устремлениям народа; приводящим в изумление и приносящим славу тем, кто его заслужил, и порождающим слепое предубеждение, упорную злобу и тайную зависть тех, кто не в силах погубить величие и красоту его!..

Когда я произношу это слово, в моем воображении возникают незабываемые моменты исторических дней под Крутами.

Страшные и величественные картины!..

«Нас мало, но дух наш и единство из стали», — слышу я из уст молодого сына Украины, смело и открыто идущего на неравный бой с бесчестным врагом.

«Мама, мы умираем, чтоб Украина вечно жила!» — в предсмертных муках зовет его товарищ и погибает славной смертью с именем Отчизны и Матери на устах...

«Наша смерть — лишь малый, мощный дар вечной, неугасаемой борьбе за честь и независимость Украины», — говорили другие и с радостной улыбкой на устах приносили себя в жертву Великому — любимой Родине...

Когда же, наконец, родится гений-художник, который оживит в нашем сознании красоту смерти на благо Отчизны?

Есть ли краски, которыми он нарисует эти благородные профили лучших сынов Украины?..

Нет!..

А они так необходимы...

И настоящие, не фальшивые краски, которые способны обратиться к сердцу товарищей, братьев и отцов тех, кто умирал под Крутами, которые бы напомнили живым завет мертвых героев.

Заливает ли краска стыда наше лицо, когда мы понимаем, что мы недостойны быть апостолами прекрасных заветов наших наилучших? А может, она растворилась в осадках подлой крови, которая унаследована нами и которой наполнено такое временами мерзкое наше прошлое?.. Или может, благородная кровь великих украинцев уже смешалась с кровью бесчестных дегенератов?

Если так, то караул!!! —

Спасем же хоть капли благородной крови в нашем теле, чтобы вся кровь эта не испортилась, не извела целое наше поколение!..

Стаття с. Петлюри про патрiотизм. 1921. Публикуется по: Симон Петлюра. К.: Видавництво iменi Олени Телiги, 1999. С. 537—548.

**) 29 января 1918 г. в бою у станции Круты (Борзнянский район Черниговской области) и после него при разных обстоятельствах погибли 300 защитников Киева от армии большевиков под командованием Михаила Муравьева. — Ред.