Как мудрый барон примирил народ
На модерации
Отложенный
В Петербурге демонтировали мемориальную доску Маннергейму
Мемориальная доска финскому маршалу Карлу Маннергейму, находившаяся на здании Военной академии материально-технического обеспечения в Петербурге, была снята со здания и, как сообщается на сайте Российского военно-исторического общества, перенесена в Царское село. "Мемориальный знак Карлу Маннергейму будет храниться в "Ратной палате" без реставрации, как символ исторических споров в современном российском обществе", - говорится в сообщении организации. (Фото - "Медуза")
Как мудрый барон примирил народ
Роль аристократии в истории весьма наглядно видна на примере двух балтийских стран Финляндии и Литвы. В 1918 году после развала Российской империи обе страны получили независимость. В Финляндии вспыхнула кровавая гражданская война между белыми и красными финнами. Победу белых во многом обеспечил талантливый генерал царской армии истинный аристократ барон Маннергейм. Он имел шведские корни и плохо говорил по-фински. В мае 1918 года, сразу после парада победителей в Хельсинки, генерал подал в отставку из-за принципиальных разногласий с правительством. Барон Маннергейм просил Сенат объявить амнистию, но его мнение проигнорировали. При поддержке властей развернулся «белый террор», который шокировал Европу. Было расстреляно около 10 тысяч красногвардейцев. Еще больше людей погибло в концлагерях от голода и болезней. Жертв террора оказалось почти втрое больше, чем пало в боях гражданской войны. Среди них было много женщин, стариков и детей.
Вернувшись к власти в 1919 году, Маннергейм сам объявил всеобщую амнистию и прекратил безжалостную расправу. Он был выше эмоций и не был одержим жаждой мести, как многие другие. Аристократ думал о будущем страны. Поэтому добился, чтобы пенсии для всех ветеранов гражданской войны были одинаковы. В 1920 г. барон основал "Союз защиты детей", который заботился о детях бедноты и, особенно, о сиротах бывших красногвардейцев. Позднее по его предложению праздник победы белых финнов над красными был отменен и стал днем поминовения всех финнов, павших в братоубийственной войне.
Такими мудрыми шагами дальновидный аристократ Маннергейм способствовал национальному примирению. И это дало спасительный результат. Когда в 1939 году советский вождь Иосиф Сталин попытался захватить Финляндию, у него ничего не получилось. Бывшие красные и белые финны стали плечом к плечу и отстояли независимость своей страны. Огромный Советский Союз так и не смог одолеть крохотную Финляндию.
А вот в Литве все сложилось иначе. Потому что с аристократами ей не повезло. Когда-то там были свои князья и даже король, но к ХХ столетию аристократы практически исчезли. В средние века из-за междоусобиц многие литовские князья бежали в соседнюю Московию, где основали известные дворянские фамилии и превратились в русских. Оставшиеся в Литве аристократы полонизировались вскоре после объединения с Польшей и создания единого государства Речи Посполитой. Независимую Литву возглавил не аристократ, а крестьянский сын Антанас Сметона, закончивший университет в Петербурге. К сожалению, он не был таким мудрым и дальновидным, как барон Маннергейм. Став диктатором в результате военного переворота, сразу же расстрелял лидеров коммунистической партии. В полунищей стране сделал армейских офицеров непомерно богатой кастой, а бунтовавших крестьян безжалостно казнил. Все это раскололо общество и в дальнейшем привело к потере независимости и многочисленным жертвам. В 1940 году Литва отдалась Сталину без единого выстрела.
После войны бывшие литовские офицеры стали «лесными братьями» и организовали сопротивление. Но воевали они не столько с коммунистическими властями, сколько с литовскими крестьянами. Солдат и советских активистов погибло около двух тысяч, а простых крестьян в десять раз больше - около 23 тысяч! Почти все от рук «лесных братьев», потому что коммунисты враждебных им крестьян не расстреливали, а высылали в Сибирь. С тех пор прошло уже почти 70 лет, но национального примирения в стране нет до сих пор. Наверное, все могло быть иначе, если бы Литва имела своего мудрого барона….
Фрагмент главы "Правят лавочники, а не аристократы" из книги "Самоликвидация Европы"
Комментарии