«Нельзя изнасиловать русский народ, нужно способствовать его перерождению изнутри.»

На модерации Отложенный

Рассматривая становление Христианства необходимо отметить, что оно строилось не на пустом месте. Так в Древнем Риме, берущего свое начало в 754 г. до н. э.  -  практиковали религиозное поклонение богам, сперва триаде - Юпитер-Марс-Квирин, а также Янусу и Весте и пр. Историки признают «истовый - именно религиозный  - интерес римлян к конкретным событиям космической жизни и истории; значение, которое они придают удивительным явлениям, объясняемым ими как знамения, и их нерушимая вера в могущество обрядов и ритуалов.» Подобный подход характерен поклонникам Яхве – иудеям. Но если для иудеев слова пророков – священны, то римляне оставляли за собой право отклонять предзнаменования.

Отмечают также, что религиозному римскому  духу свойствен прагматизм и  «сакрализация» общностей - семьи, рода, родины, чего так не хватает нашим современникам. Общественный культ находился в руках высших лиц государства и членов религиозных братств. Во времена монархии первое место в иерархии жрецов т.н. «фламин» и «понтифик»,  принадлежало царю, и он назывался "священный царь". «При коллегии понтификов числились шесть весталок, выбиравшихся главным понтификом на тридцатилетний период из группы девочек в возрасте от шести до десяти лет. Весталки оберегали народ Древнего Рима, поддерживая священный огонь, ни в коем случае не давая ему погаснуть.»

Повсеместно действовало  pietas - означающее «скрупулезное соблюдение обрядов и уважение к естественным отношениям (т. е. упорядоченным в соответствии с нормами)  между людьми.»
Понятие рiеtаs несущее смысловую нагрузку соблюдения обрядов и традиций - в семье предопределяло,  что сын повинуется отцу, а неповиновение приравнивается к из ряда вон выходящему, чудовищному проступку и  позор искупался смертью провинившегося. Так было.
Римской империя просуществовала с 27 года до н. э. по 476 год.; расцвет империи  приходится на 69 - 161 гг.

Победа в 312 г. в сражение под Римом  войск, управляемых цезарем Константином /язычником по рождению/ ставленника британских легионов, открыла христианам свободу исповедания в Римской империи и признание их церкви со стороны государственной власти. По всей империи возводились церкви,  не брезгуя для  этих целей разборкой и уничтожением старых языческих храмов.Константин, получив мощную  поддержку со стороны церкви и став единственным полновластным правителем римского государства,  провел реорганизацию государственного устройство. Столицей Римской империи стала Византию /Константинополь/ расположенная на берегу Босфора,  продолжавшей оставаться таковой как во времена Византийской или Восточно-Римской империи  с 395 по 1453 гг. /с изъятиями/,  так и в период Османской империи с 1453 по 1922 гг.

В 410 г. войска под правлением Алариха христианина, но последователя ереси Ария,  «захватили и опустошили Рим, вырезав часть его жителей. С точки зрения войны и политики это событие не было катастрофой, так как столица находилась в Милане, но весть потрясла Империю от края до края. Как и следовало предполагать, это беспрецедентное событие было истолковано в религиозных, культурных и политических кругах римского язычества как кара за отступление от традиционной религии и принятие христианства.»
Если вспомнить роль и вмешательства Константина в тонкие религиозные споры, подобно как  на Никейском соборе 325 г., где он решительно поддержал кафоликов против ариан, то события 410 г. в Риме – вполне можно признать расплатой. 

Параллельно с проникновением христианства в  Римскую империю шел упадок великой средиземноморской цивилизации Греции и Рима, завершившийся, по мнению историков в V веке. «Среди причин падения Империи и краха античного мира называют и продолжают называть христианство, точнее, его превращение в официальную государственную религию.»
Как косвенный результат деяний  Константина - Рим был захвачен в 474 г. предводителем варваров Одоакром, что стало годом заката самой могущественной державы Древнего Мира.
Мир же получил самую мощную монотеистическую религию – Христианство, становление кот. повсеместно происходило на обломках разрушенных храмов прежней поверженной религии.

Историки христианства, восхищавшиеся его деяниями, называют его Константином Великим.
Но два Рима старый и новый не могли наладить отношения между Константинополем /где император/ и Римом, кот. иногда они становились критическими, т.к. Константинополь претендовал, на равенство Риму и более. Если, перестройка города на месте старого было сложно лишь во времени, то постройка новых церквей и наполнение ее религиозными обрядами – было новым обычаем.
Вот отдельные моменты, благодаря которым церковь была оформлена как соответствующая структура: «Прежде всего, это небывалый расцвет византийской литургии, ее иератическая помпезность, ритуальное и артистическое великолепие. Литургия совершалась как «тайна», предназначенная для посвященных.» и "Четыре части внутреннего пространства храма символизируют четыре стороны света. Внутренность храма — Вселенная. Алтарь — Рай, который находится на Востоке. Царские врата называли также "Дверью Рая".

При императоре Константине в 324г. была выстроена Базилика Константина. В 532 г. император Юстиниан  на месте старой  сгоревшей церкви за 6 лет выстроил новую, названную Юстинианова базилика. Интересная деталь – в строительстве были употреблены остатки многих монументальных сооружений древности Греции и Рим, видимо из разрушенных  храмов язычников. Известно, что из Аврелиановского Храма Солнца в Риме были привезены порфировые колонны, из храма Артемиды в Эфесе - колонны из зелёного мрамора, а красные порфирные колонны были привезены из Святилища Аполлона в Баалбеке /Ливан/.

История гласит, что по окончанию Юстиниан воскликнул: "Соломон! Я превзошел тебя!"  
Выстроенный храм  нарекли Собо?ром Свято?й Софи?и в честь Софии Премудрости Божией.
В таком виде на протяжении 916 лет использовали как кафедральный собор Константинополя и главной церковью Византийской империи и всего православного мира. До сих пор сооружение поражает всех посетителей своими формами и внутренним убранством.
В 1453 г. султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии. Храм православный  был обращён в мечеть и наречен  Храм Айя София.
В истории Св. Софии можно видеть аналогию со вторым Храмом в Иерусалиме,  разрушенным в 70 г. н. э., римлянами, хотя  Александр Македонский относился к Храму с уважением и слал дары. Арабы, захватившие в 638 г. Палестину выстроили на месте храма Мечеть Скалы - Аль-Акса.

В развитии христианства были странные решения - как запрещения почитания икон при  императоре Льве III в 726 г. и преданию анафеме в 754 г. на иконоборческом соборе в Константинополе. Главный богословский аргумент формулировался так: поклонение иконам косвенно предполагает идолопоклонство. Давние разногласия между папой римским и патриархом Константинополя а по сути между старым Римом и Новым Римом привели к Расколу  христианской церкви, после кот. произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе и Православную церковь на Востоке с центром в Константинополе.

Причиной разделения церквей в 1054г. послужила поправка к Никео-Цареградскому Символу, гласящая, что "Святой Дух исходит от Отца и от Сына". Впервые подобное воззрение, получившее название филиокве = «и от сына»-  добавление, сделанное Римской Церковью в Никео-Цареградский Символ веры,  прозвучало на II Толедском Соборе /589г./, созванном, чтобы утвердить переход короля Рекаредо из арианства в католичество.

Однако лишь в 1014 г. Символ с поправкой о филиокве  был оглашен в Риме по требованию императора Генриха II, когда и началось  размежевания церквей.

Но окончательный разрыв между церквями произошел позже. В 1053 г. Папа Лев IX направляет в Константинополь своего верховного легата кардинала Гумберта с предложениями возобновить церковные связи и заключить союз против норманнов, незадолго до того завладевших югом Италии. Однако Патриарх Михаил Керуларий отнесся к ним сдержанно, отказавшись пойти на какие-либо уступки. 15 июля 1054 г. посланцы Папы в храме Святой Софии публично отлучили Керулария от церкви, вменив ему в вину десять ересей, включая отрицание флиокве  и целибата.

По мнению историков благодаря феодальному строю, чьи корни и ее идеология имеют германское происхождение,  Запад смог выстоять в период нескончаемых бедствий, кот. потрясали его с начала V в.
Нельзя не упомянуть о феномене, получившем свое развитие в  этот период средневековья.
Германских племена королевскую власть почитали священной, с возведением божественного происхождения правящих династий к богам,  чаще всего к Вотану  чуть ли не сына Ноя. Победы  же в сражениях  воспринимались как  божественная поддержка, что порождало поклонение. Прах королей был перенесен в храмы, кот. стали местом поклонения богам. Статус языческого наследия от короля возвысился до статуса Помазанника Божьего, что предопределило их неприкосновенность, где любой заговор против него рассматривается как святотатство.
Ведя ожесточенные войны с соседями /прежде всего с саксами/, имею удачу в военных действиях, в 800 г. в Риме король франков Карл Великий был коронован папой как император Священной Римской Империи.

Как особое явление в христианстве –  крестовые походы, т.е. священные войны, коих в истории было восемь в период с 1095 по 1270 гг. Целью первых крестовых походов организованных по инициативе римского папы было освобождение Палестины, в первую очередь Иерусалима от мусульман. После первого Крестового похода на Святой Земле образовалось два военных ордена для защиты паломников и ухода за больными: тамплиеры и госпитальеры, а монахи разнообразили религиозное образование обучением рыцарскому искусству. Следы- прообразы  бед терзающих нашу Землю сегодня легко находятся в исторических фактах. Так прообразы воинственных монахов периода крестовых походов узнаются сегодня в  последователях "священной войне" /джихад/, как и ранее называвших себя ратниками "священного воинства".

«Философы и историки Просвещения, от Гиббона и Уильяма Робертса до Юма и Вольтера, характеризовали Крестовые походы как болезненный всплеск ярости и религиозного фанатизма.»
С подобным мнением можно лишь согласиться – исправить историю нельзя.
Особенно памятны  для православия  события 2ого крестового похода, кот описывает Летописец, где напоминает:
«.. мусульмане "не насиловали наших женщин […], не ввергали жителей в совершенную нищету, не раздевали донага, заставляя обнаженными ходить по улицам, не предавали огню или голодной смерти […] А ведь злодействовали подобным образом люди, именующие себя крестоносцами, и так же, как мы, верующие во Христа.»
Константинополь в 1204 был году захвачен армией крестоносцев учинивших в городе разгромом, уничтожавших иконы и втаптывавших в грязь святые мощи. Так  созидали т.н. Латинскую империю, кот. просуществовала  до 1261 года.

Греки никогда не забывали этой трагедии. Однако, опасаясь турецкой угрозы, православная церковь, начиная с 1261 г., вступает в переговоры с Римом, настойчиво добиваясь созыва объединительного Собора, в целях разрешения спора о флиокве.
Переговоры продолжались больше века и, наконец, на Флорентийском Соборе (1438–1439) представители православной церкви, под давлением императора, согласились пойти на уступки католикам. Однако союз на подобных условиях был отвергнут и народом, и духовенством. Впрочем, спустя четырнадцать лет Константинополь был захвачен турками, и Византия прекратила свое существование.

Крестовые походы повысили престиж папской власти и способствовали развитию монархий Западной Европы, но и фактически разделили западную Европу с т.н. Востоком и одновременно протоптали путь для контактов с исламом. Интересно, если бы знать последствия предпринимаемых шагов базирующихся на недальновидных решениях узкой группы лиц преследующих своекорыстные интересы, то изменили бы они свое решение в свете печальных событий межрелигиозных войн нашего времени, родоначальниками кот. они являются?
Уверен  -  нет, не изменили. Такова суть человека – жить днем сегодняшним.

 Как в природе, так и в жизни, как и в межгосударственных отношениях - слабость всегда стимулируют желание помериться силами с бывшими лидерами. Слабую империю терзали нашествие варваров-кочевников и последующие набеги викингов. Некогда цветущие европейские города превращались в руины -  разрушились последние очаги культуры. Глубину упадка тех времен можно оценить по центральной Европе VII-VIII вв. «Ярче всего говорит об этом тот факт, что за полтора столетия Италия и Галлия, две самые богатые и развитые области Европы, не произвели ни одного писателя — ни прозаика, ни поэта.»
Выполнила ли новая религия обещания данные людям в священных книгах? Ответ очевиден.


Задолго до падения второго Рима,  в 323 г. до н.э. в Вавилоне пал в свои не полных 33 великий полководец  Алекса?ндр нареченный Вели?ким - создатель мировой державы от Египта до Пенджаба, однако быстро распавшейся после его смерти. Наполеон Бонапарт изрек:
«Что меня восхищает в Александре Великом - это не его кампании, для которых мы не имеем никаких средств оценки, но его политический инстинкт. Его обращение к Амону стало глубоким политическим действием; таким образом, он завоевал Египет».
Знаменитой фразе Генрих IV «Париж стоит мессы!» вполне можно найти корни в истории покорения  Египта.
Католическая лига, пользовавшаяся особо сильной поддержкой среди населения Парижа, отказалась признать его королем, но чтобы вступить в столицу Франции, ему пришлось вернуться в лоно католической церкви, хотя  католики устроили 24 августа 1572 г., в день Святого Варфоломея, резню гугенотов, съехавшихся в Париж на свадьбу Генриха. Где католики – там кровь? История войн России подтверждает этот тезис.
 
Гордыня всегда узнает свои пределы. Стоило армии Александра Македонского лишь взбунтоваться, отказавшись  продолжить поход на Индию,  как  вскоре пал «король».
Хоть был велик – без армии ничто. Роль учителей и учебников – первостепенна.
Великий  Аристотель, наставник Александра, учил ученика -  « рабы являются рабами просто по рождению и что «варвары» — рабы naturaliter  /по своей природе/.

Сколько ошибок Великих нам дано познать, но стать великими – не сможем.

В заключении цитаты от Николая Бердяева чьи слова в оглавлении, кот можно обсуждать:
«Давно пора одуматься, заглянуть в глубину души, в которой поистине должна открыться вся бесконечность мира и бесконечность Бога.»
«Общество и государство могут быть основаны лишь на религиозных, духовных началах.» Читайте на http://www.vehi.net/berdyaev/rus_rev.html
anat 14.11.2011

источник http://sansebastjan.livejournal.com/