«БОЖИЙ ЛУЧ» ИВАНА ИЛЬИНА.

 

.

1

Писать о выдающемся, русском философе Иване Ильине, значит рассуждать о таких понятиях, как закон и право. Основным стержнем всех его философских работ было изучение природы этих, социально-политических феноменов.

Советская юридическая «школа» Крыленко-Вышинского   перевернула с ног на голову самые базовые понятия права, а именно - справедливость законов, их соответствие  естественному праву человека.

Ведь на самом деле, чтобы  создать «правоохранительные органы», в обществе должны быть не просто законы, а законы - несущие в себе правовую основу. Но большевизм, какой бы окраски он ни был, признает не право, а целесообразность. А цель была ясно сформулирована в работе теоретика русского большевизма Николая Бухарина, еще в 1920 году в работе: «Экономика переходного периода»: «...пролетарское принуждение во всех формах,  начиная от расстрелов  и кончая трудовой повинностью, является, как парадоксально это не звучит, методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи».

Иван Ильин - человек энциклопедической образованности, решительного, деятельного, зачастую резкого в своей внутренней одержимости нрава, в период с 1917 по 1922 год за открытую критику большевизма подвергался шестикратному аресту. В сентябре 1922г. его приговорили к смертной казни, которая была впоследствии заменена высылкой из России.

Идеи русских правоведов шли в разрез с этим, социал-дарвинизмом и носители этих идей оказались опасными для советского государства и коммунистической партии.

Вот почему мы получили в наследство не дух  русской гуманитарной, правоведческой школы, а  «палачно-пыточный» дух Крыленко, Вышинского и он ни куда не исчез. Он передается, как эстафетная палочка, от профессуры к студентам в высшей школе и особенно в законоприменительной практике.  И по сей день юристы,  в исполнительных органах власти, путают закон с правом. Нам следует вернуться к истокам нашего правосознания и повторить пропущенные уроки. Иван Ильин являет собой прекрасный образец такого, не лживого учебника.

2

Иван Александрович Ильин родился в Москве 28 марта (по ст.ст.) 1883 года в доме Байдакова. (Байдаков - купец, почетный гражданин г. Москвы. Дом находился на углу Ружейного переулка и ул. Плющиха. Сейчас на этом месте новые жилые дома.) Родился в дворянской семье присяжного поверенного округа Московской судебной палаты, губернского секретаря Александра Ивановича Ильина и Екатерины Юльевны Ильиной (урожденной Швейкерт.) Отец Ильина - коренной москвич. Дед, полковник Иван Иванович Ильин, служил начальником Кремлевского дворца. У Александра были старшие брат Николай и сестра Любовь и младший брат Сергей. Это - русская ветвь Ильина.

По матери Иван Александрович - немецкой крови. Его дед - Юлиус Швейкерт - был коллежским советником (это 6-й чин в табели о рангах, что соответствовало чину полковника.)

15 июля 1901 года Ильин пишет прошение ректору императорского Московского университета о зачислении его на юридический факультет. Такую возможность, поступить без экзаменов, давал ему  блестящий аттестат.

На юридическом отделении университета  преподавали выдающиеся профессора: П. И. Новгородский и кн. Е. Н. Трубецкой. Так Ильин стал студентом и вошел в научную школу П. И. Новгородского.

Какова же была школа прославленного профессора? Вот что пишет об этом сам Иван Ильин.

«Мы, начинающие студенты слушали его по-особенному, (...) напряженно ловя каждое слово. Он говорил о главном; не о фактах и не о средствах, но о жизни. Он говорил о целях жизни и, прежде всего, о праве ученого исследовать и обосновывать эти цели. (...) Вокруг его слагалось идейное бродило, закладывались основы духовного понимания жизни, общественности и политики».

И не удивительно, что через десятилетия после окончания Московского университета, Иван Ильин в логически безупречной форме и при этом страстно эмоционально, сформулирует своё понимание духовной основы права.

«Право и  государство возникают из внутреннего духовного мира человека,  создаются именно для духа и ради духа  и  осуществляются  через посредство правосознания». - Писал Ильин.

Вот так, а вовсе не ради того, чтобы у каждого был автомобиль и стиральная машина, и компьютер в доме. Духовный мир человека – основа правосознания, а не то в каких условиях он живет. Материализм выдвинул совершенно ложный тезис - бытие определяет сознание» на самом же деле, если под сознанием понимать духовное устроение человека, то именно оно и определяет бытие. Вот основная христианская по сути своей, мысль Ивана Ильина. Он постоянно подчеркивает это: «Государство, в его духовной сущности,  есть не что иное, как родина,  оформленная и объединенная публичном правом, или иначе: множество людей,  связанных общностью духовной судьбы, и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания. Строго говоря - этим всё сказано».

Правосознание невозможно перенести от одного народа в другой народ подобно тому, как переносятся знания физических, или химических законов. Вера в возможность таких селекций - величайшее заблуждение большевиков-коммунистов и большевиков-демократов.

Очевидно так же, что законодательные акты не вытекающие «из внутреннего духовного мира человека», - мертворожденные дети, а когда их искусственно реанимируют, (подогревают страхом тюремного заключения, штрафом и т.д.), то в итоге сами законы порождают преступность и, в частности, коррупцию. Это порочный круг, из которого нельзя вырваться, как невозможно самому себя вытащить за волосы из болота. Так бывает всегда, когда из фундамента общества вынимают опору - внутренний духовный мир, явленный в сознании человека, как чувство справедливости.

Личный успех, личное благосостояние вовсе не цель человека, а премия по пути к цели, указанной ему богочеловеком. Размер «премии» дается по его силам, потому как материальное благополучие сверх человеческих сил - ведет его к погибели, а Господь зла человеку не желает.

«Высшая цель государства отнюдь не в  том, - говорит Ильин, -  что  бы  держать  своих граждан в трепетной покорности,  подавлять частную инициативу и завоёвывать земли других народов,  но в том,  чтобы организовать и защищать родину на основе права и справедливости, исходя из благородной глубины здорового правосознания».

Таков один из нравственных уроков Ивана Ильина.

Если отсутствует право и справедливость, то такое государство ни чем не лучше шайки разбойников захвативших город, а налоги, им введеные, ни чем не отличаются от грабежа. Суд в таком государстве - есть произвол, даже в том случае, если соблюдены все, предписанные законом процедуры.

3

Перечень  научных работ Ивана Ильина огромен. Я приведу только главы из одной его работы: «Путь духовного обновления» над которой, Ильин работал примерно с 1930 по 1935 год. 

Глава первая и дальше по порядку: «О Вере». О любви». «О свободе», «О совести», «О семье», «О родине», «О национализме», «О правосознании», «О государстве», «О частной собственности».

Кажется, ни чего самого существенного им не пропущено, всему даны определения и место в координатах нравственных ценностей. Попытаться дать краткое представление об этом - существенным моменте в строительстве общества - значит опошлить упрощениями всю глубину и, я бы сказал, весь  оптимистический трагизм философии Ильина.

Ильина нужно не просто читать, но изучать. Это не столько умственная, сколько огромная душевная работа, я бы сказал так - переворачивающая сложившиеся представления о самом главном в жизни человека.

Любопытна судьба этой работы. После огромного успеха лекций Ильина в немецких церковно-общественных  организациях на темы, которые затронуты в «Пути духовного обновления», у организаторов чтений возникла идея издать книгу на немецком языке. Однако немецкие издатели, ознакомившись с рукописью, отказались печатать её, мотивируя тем, что она «пропитана духом Евангелие от Иоанна», то есть дышит «чрезмерно» светлым началом любви, доминирующим у апостола Иоанна.

Впервые книга была издана в Сербии  (Белград) в 1937 году. Полностью только после смерти философа в 1962 году в Мюнхене, в обители преподобного Иова Почаевского.

Надо сказать, что не только эта работа, но многие другие его работы писались в основном в стол. Это видно из переписки Ивана Ильина со своим духовником, архимандритом Константином (Кириллом Зайцевом).

 «Годы идут, - пишет Иван Ильин, - а я заканчиваю книгу за книгой и складываю их у ног Господа моего; угодны они Ему, то Он сохранит их, как милостиво хранил доселе... Неугодны  - то и я в них не заинтересован... Все они об одном; как восстановить нам, русским, а за нами и другим, верный духовный акт. Акт веры, акт правосознания, акт художества, акт совести, акт очевидности, акт характера. Давно уговаривал меня И. С. Шмелев дать хоть что-нибудь «имкиным детям» (Парижское издательство «Имка-Пресс», контролируемое сионистской организацией.- А.М.), а за ним уговаривали и другие. Я отказывал, ибо чуял запах оного места.  Приблизительно в декабре 1949 года я писал Владыке Анастасию в Мюнхен о том, что заканчиваю мою новую книгу по философии религии и вопреки уговорам друзей продолжаю питать глубокое отвращение к масонам и янкменам».

Такая нравственная щепетильность Ильина совершенно неведомое чувство у нынешних писателей и особенно публицистов. Ради того, чтобы издаться, они поклонятся любому и у любого возьмут деньги. Возьмут и поцелуют ручку в знак благодарности.

В нынешнее время, когда тьма первобытных суеверий стала угрожающе плотной, а нравственные скрепы общества выставлены смехачами на потеху толпе, встает вопрос: что делать тем, у кого совесть еще не покрылась коростой? Ответ Ивана Ильина таков:  «... стоять, держась левой рукой (от сердца идущей) за Господа Христа, за Его неделимый хитон, а правой рукой бороться до конца за Православие и Россию православную. И, прежде всего, зорко видеть те круги, которые «варят антихриста». Все сие, - хотя бы грозило полное с виду бессилие и полное одиночество».

4

В 1938 году, помощником Геббельса Эртом, прекрасно знавшего русский язык, поскольку он проживал до революции в России, было предложено Ильину вести антиеврейскую пропаганду. Такое предложение было не случайным и связано оно с тем, что Ильин, мягко сказать, настороженно относился к закулисной деятельности сионистских организаций.

Ильин отказался.  Предложение вскоре перешло в требование и Ильин эмигрировал в Швейцарию, где  мог продолжать свою научную работу. Ильин с семьей поселился в пригороде Цюриха, Цолликоне.

                                                            * * *

Вершиной философско-художественной прозы Ильина является трехтомная серия книг, связанных единым внутренним содержанием и замыслом, на немецком языке. 

( 1. Я всматриваюсь в жизнь. Книга раздумий. 2. Замирающее сердце. Книга тихих созерцаний. 3. Взгляд вдаль. Книга размышлений и упований.)

«Эти три книги, - писал его ученик Р.М.Зиле, - представляют собой совершенно своеобразное литературное творчество: это как бы сборники не то философских эскизов, не то художественных медитаций, не то просветительно-углубленных наблюдений на самые разнообразные темы, проникнутые одним единым творческим писательским актом - во всем видеть и показать «божий луч».

Частые болезни и последовавшая 21 декабря 1954 года смерть прервали жизнь Ивана Александровича Ильина.

По словам его первого биографа Р. Редлиха: «Философский путь (Ильина) был труден. Его жизненный путь, вероятно, еще труднее. И мне кажется, что верной своей спутнице Натальи Николаевне Ильиной на горький вопрос: «долго ли еще маяться?» он мог ответить, как неистовый Аввакум: «до самой смерти, матушка».

Нам, заплутавшим в джунглях собственной, духовной культуры, вовсе не помешает «божий луч» философских исканий Ивана Ильина, чтобы выйти из лабиринта первобытных страстей и желания на твердую основу, прежде всего - строительства духа и затем - строительство тела, будь то личное, семейное, или государственное. Без этого у нас ничего не получится.

======================

ВЫ МОЖЕТЕ ПРИОБРЕСТИ МОЮ КНИГУ: ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ «ЕСЛИ В ДОМЕ ТЕРЯЮТСЯ НОЖНИЦЫ» ПО АДРЕСУ: http://ebook-rina.ru/product_31.html

Повесть и рассказы из этой книги не могут быть размещены на этой страничке Проза Ру, так как  все авторские права переданы издательству.