Погорельцы с протянутой рукой
В начале сентября нынешнего года в Волгоградской области произошли крупные природные пожары, пламя от которых перекинулось на населенные пункты. В огне сгорели сотни домов и хозпостроек. Региональная власть тогда пообещала, что компенсирует пострадавшим все их потери.
С того времени прошло уже больше двух месяцев, и отчеты чиновников с мест полны оптимизма: погорельцы получают помощь, а тем, кто лишился при пожарах жилья, ударными темпами строят новые дома. Но действительность выглядит не столь радужно.
Материальная помощь погорельцам в Волгоградской области оказывается согласно пунктам постановления региональной администрации N404-п от 7 сентября 2010 года.
Порядок, утвержденный этим постановлением, предполагает, что материальная помощь в связи с утратой имущества предоставляется собственникам сгоревших жилых помещений, а также гражданам, не являющимся собственниками, но постоянно проживавшим в доме.
Чиновничий формалистский подход к делу привел к тому, что среди пострадавших образовалась прослойка людей, которые остались без реальной государственной поддержки. Это люди, которые смогли во время пожара отстоять от огня свои дома, но лишились хозпостроек, скотины, сельхозинвентаря, автомобилей и прочего имущества. У иных стоимость утраченного имущества даже больше, чем сгоревших домов у некоторых односельчан. Однако такие люди теперь вынуждены рассчитывать только на филантропию чиновников и благотворителей.
Жительница села Осички Руднянского района Ольга Варакина подробно перечислила корреспонденту «Росбалта» материальные потери своей семьи. В тот сентябрьский день они лишились всех сараев, гаража с легковым автомобилем, мотоцикла, мотоблока, лодки, припасов зерна и всех домашних животных: свиней, кур, уток, гусей. Все это пожрал огонь.
«Члены комиссии по чрезвычайным ситуациям отказывают нам в материальной помощи. Отказывают потому, что у нас не сгорел дом, а сгорели только хозпостройки, а они якобы помогают только тем, у кого сгорели и дом, и хозпостройки», – рассказала Ольга Варакина.
По словам жительницы, у них в селе в подобной ситуации оказались 27 семей. Самое обидное для людей – это видеть, как другие пострадавшие односельчане получают помощь, которой они лишены.
«Нам выплатили по 35 тысяч рублей из областного фонда. Вот на них, сказали, и стройте, и что хотите, то и делайте. А те, у кого сгорели дом и хозпостройки, получили по 200 тысяч на каждого члена семьи. Мы же просили комиссию выплатить 200 тысяч на собственника. Мы не просили миллионов, а хотя бы по 200 тысяч на одного собственника! Но нам отказывают, сказали – вам не положено», – констатировала Ольга Варакина.
Не досталась таким погорельцам и гуманитарная помощь, направляемая в Волгоградскую область. Семья Ольги Варакиной, у которой выгорел огород, писала заявление с просьбой выдать им продукты. Но и в этом было отказано. «Не положено», — твердили чиновники.
«Нам даже говорят – лучше б вы сгорели», — сообщила жительница села Осички.
Возможно, о том, что защитили свои дома от огня, жалеют и некоторые жители поселка Русская Бундевка. По данным местной жительницы Людмилы Закурдаевой, таких спасенных домов в поселке – четыре. В каждом из них живет по два человека, в основном пенсионеры. Сгорело же в Русской Бундевке около ста домов. Многие дома сгорели потому, что их жильцы и не пытались остановить огонь.
По словам Людмилы Закурдаевой, многие ее односельчане не были владельцами домов, в которых жили, и не вели хозяйства. Поэтому, когда пожар подступил к поселку, то такие жильцы не стали рисковать и противостоять огню.
«Когда начался этот ужасный пожар, я бегала, вытаращив глаза, чтобы что-то вынести, что-то спасти.
А те, кто жил в «лачугах на курьих ножках», но не был хозяином, они только смотрели на огонь. Потому что им нечего было спасать, нечего им сохранять», – рассказала Людмила Закурдаева.
У супруг Закурдаевых огонь спалил сараи, баню; пламя лишило хозяев всей живности – коз, кроликов, кур, выгорел и погреб с припасами на зиму. Теперь же те, кто не защищал свои дома, получают материальную помощь, а супругам Закурдаевым в этом отказано.
«Единственное – какой-то областной фонд со своего «щедрого плеча» оказал нам поддержку. Нам с мужем, как долевым собственникам домовладения, по 34 тысячи перечислили. Потом пригласили в администрацию района. Были там депутаты из облдумы и предприниматели. Они от своего коллектива благотворительную помощь нам, бедным и несчастным, оказали, по 15 тысяч. И еще спрашивает потом корреспондент – ну как вы, благодарны? Да мы не знаю как рады были. 60 лет прожили, но в таком нищенском положении никогда не были. Стыд и позор, ходим с протянутой рукой, ждем милости от администрации», – поведала жительница Русской Бундевки.
Супругам Закурдаевым теперь предстоит восстанавливать все подворье. И «благотворительных» денег на эти работы явно не хватит. По их собственным оценкам, ущерб от пожара хозяйству составил до полумиллиона рублей. Но точные цифры супруги назвать не могут потому, что никакие эксперты даже и не брались оценивать их потери. Комиссия из поселковой администрации, с «карандашиками и блокнотиками» осматривавшая пожарище на следующий день после стихийного бедствия, прошла мимо выгоревшего подворья Закурдаевых.
Супруги оказались упорнее других – они подали иск в суд, пытаясь оспорить решение районной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, которая отказала им во включении в список тех, кому положена материальная помощь.
Первый раунд судебной тяжбы супруги Закурдаевы проиграли: Руднянский районный суд отказал в удовлетворении иска. «Судья слово в слово переписал и огласил решение комиссии по чрезвычайным ситуациям и отклонил нашу просьбу», – сообщила Людмила Закурдаева.
Теперь пострадавшим предстоит дожидаться решения областного суда по кассационной жалобе. Впрочем, больших иллюзий насчет независимости судебной власти пострадавшие селяне уже не питают.
И все же борьба селян за свои права не прошла даром. Без этой борьбы, возможно, они не получили бы и тех небольших пожертвований, что им дали. Депутат Руднянского городского собрания Галина Фролова с самого начала тяжб старалась помочь «дискриминируемым» землякам, написав обращения в администрации и прокуратуры.
«Комиссия при областной администрации выделила 36-ти жителям Руднянского района 1 млн 283 тыс. 855 рублей. Это в среднем по 35 тыс. рублей на человека. Приезжали депутаты Волгоградской областной Думы – шести человекам была оказана помощь по 15 тыс. рублей, из средств этих депутатов. Еще цементный завод выделил 950 листов шифера и 5 тонн цемента. Эти стройматериалы будут распределяться администрациями поселения», – сообщила Галина Фролова.
Впрочем, признала депутат, эта помощь несравнима с теми 200 тысячами рублей, которые положены другим пострадавшим.
«Постановление областной администрации ставит во внеправовое положение людей, которые отстояли свои дома и остались с голыми стенами. Люди очень обижены, оскорблены отношением государственной власти к себе», – констатировала народный избранник.
В местах строительства новых домов для погорельцев установлены веб-камеры. Изображение с некоторых из них, говорят, транслируется на экраны в кабинете премьер-министра. Жаль только, что у этих веб-камер нет микрофонов. Жителям Руднянского района явно есть что сказать премьер-министру.
Комментарии
Вот этой фразой, можно описать отношение Власти и граждан в России. Лучше бы, Мы все сдохли ,и тогда нашим господам станет хорошо и раздольно. ! Они что собираются другие народы сюда завозить ?. А они сами нужны этим народам ? Пусть вспомнят албанцев в Косово ! Но наши начальники страдающие мозговым ожирением, неспособны понять простую вещь - кроме нас, они никому не нужны, да и нам не очень !!!