5. КАК ЛЮБИТЬ, КОГДА ЛЮБВИ УЖЕ НЕ ОСТАЛОСЬ?
На модерации
Отложенный
«Он убил во мне всю любовь, которую я когда-то испытывала к нему! Когда он рядом, я чувствую себя просто мертвой!» «Я больше не испытываю к ней никаких чувств. Я просто не люб¬лю ее больше». Какие печальные слова. Они звучат, как приговор. Кажется, зачем вообще писать еще о чем-то, когда сказаны такие слова. Если что-то умерло, это уже не вернешь к жизни. Но так ли это? Можно ли оживить то, что было мертвым? Древние греки и римляне думали о сексуальной любви, представ¬ляя ее в виде бога, выпускающего стрелы страсти, поражая жертвы, которые не могут не влюбиться после этого. Начиная с первого века до нашей эры, римляне изображали в живописи и скульптуре Купидона, который был неотразим и одерживал бесчисленные победы. Если в вас попала его стрела, вы были сражены любовью наповал. Многие люди все еще продолжают думать в том же духе и в наше время. Избежать влюбленности нельзя — так же, как, скажем, избе¬жать простуды. В греческой мифологии место Купидона занимал бог любви Эрос, сын богини Венеры. У эллинов сексуальная любовь отож¬дествлялась с божеством. Как мог простой смертный сравниться с ним? Аналогичные представления бытуют и в мусульманской религии. Мусульманская женщина должна одеваться предельно скромно, потому что неприкрытые части женского тела могут вызвать неконтролируемые страсти в мужчине, а в результате и женщина не сможет устоять. По этим представлениям, невероятно, чтобы мужчина и женщина просто обща¬лись между собой наедине, не совершая полового акта. Как и в древней Греции и Риме, любовные страсти — прерогатива богов. Если Купидон выпустил в вас свою стрелу, бесполезно сопротивляться чувствам. В та¬кой «любви» нет свободы выбора. Получается, что вы не можете контролировать ни зарождение сво¬ей любви, ни ее угасание. Такова другая сторона «купидоновой моде¬ли». Мы рабы любовной страсти. В Библии представлена совсем другая концепция любви: любовь — это принцип. Такой подход позволяет человеку, который верит в Спасите¬ля, направлять свою волю и контролировать себя под воздействием Свято¬го Духа. Стрелы Купидона могут достичь вашего сердца, вскружить вам голову, чтобы заставить вас пойти по тропе внебрачной любви, — разрушительному пути, но Библия учит нас, что мы можем сказать «НЕТ» та¬ким побуждениям. Стрелы Купидона могут настигнуть вас и тогда, когда вы уже женаты и заставить поверить, что вы безнадежно влюблены в кого-то, но только не в собственную жену или мужа. Язычники рассматривали такую любовную страсть как божественное предначертание, а потому счи¬тали ее веской причиной для развода. Но истинные христиане отдают себе отчет в том, что они могут отклонить это приглашение к нарушению су¬пружеской верности, преодолев пагубное желание с помощью Божествен¬ной силы. В Библии записаны богодухновенные слова апостола Павла: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудрен¬но, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженно¬го упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого безза¬кония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2:11-14). Может быть это неполноценная жизнь, когда всегда приходится говорить любым искушениям «Нет»? Напротив, это единственно воз¬можный путь к счастью. Нас не призывают, сцепив зубы, заставить выдавить из себя решение против собственной воли, сказать: «Нет» всем соблазнам незаконной любви. Совсем не так. Библия говорит нам, что благодать Божья (укрепляющая нас Божественная сила) «учит нас» го¬ворить «нет» соблазнам и искушениям. Мы не должны оставаться жал¬кими рабами любовных страстей. Во Христе мы — свободные мужчи¬ны и женщины, которым Бог даровал свободу выбора, позволяющие Ему контролировать наши чувства и страсти. Если мы скажем «нет» прелюбодеянию, внебрачной любви, то одержим победу над искуше¬нием. И не возможно себе представить, как вы будете счастливы, когда убедитесь, что избежали коварной западни, расставленной у вас на пути. Если можно сказать «нет» внебрачной любви, то почему нельзя ска¬зать «да» любви, которая, как вы сами знаете, законна и праведна, и разве это не является вашей обязанностью лелеять и поддерживать эту любовь, хотя вы и не чувствуете в себе сил в данный момент? Бога нельзя уподобить Купидону. Если вы дали обет любить, за¬щищать честь и хранить вашу супружескую любовь и брачные узы до гробовой доски. Бог хочет, чтобы вы любили своего супруга или супру¬гу и были счастливы. Возможно, вы скажете, что ваш муж или жена не исполняют своих обязанностей, но это не освобождает вас от выполне¬ния своего долга. В противном случае Божий замысел для брака не имел бы под собой твердой опоры. Мы можем подойти к этой проблеме и с другой стороны: «Можно ли все же любить своего супруга, обладающего плохим характером, если вы чувствуете, что не можете любить его?» Практически во всех современных языках есть только одно слово для описания любви, тогда как в греческом языке Нового Завета ис¬пользуется три слова для этого: эрос, филос и агапе. Эрос — это греческий бог, которому в римской мифологии соот¬ветствует Купидон, бог любовных страстей, «любви», основанной на поклонении красоте или прекрасных качествах объекта любви.
Это стан¬дартные представления, на которых мы все выросли. Древние язычни¬ки считали эротику происшедшей от Бога, потому что она вызывала эмоции, непостижимые разумом, которые могли нахлынуть, как навод¬нение, сметая на пути все преграды. Филос — более сниженный уро¬вень любви, сродни дружбе, привязанности, в том числе любви к музы¬ке или живописи. Апостолы никогда не употребляли слово эрос по отношению к Богу. Апостол Иоанн говорил, что Бог есть агапе (любовь) (см. 1 Ин. 4:8). Та¬кая категория любви есть принцип, а не страсть. Она свободна и незави¬сима от прекрасных качеств или красоты объекта любви, поэтому лю¬бить можно и плохих, даже безобразных людей. «Едва ли кто умрет за праведника: разве за благодетеля может быть кто и решится умереть [это высшая форма эроса]. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками, посему... будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» (Рим. 5:6-10). Если любовь эрос и филос зависит от ценности того, на кого они направлены, то любовъ-агапе сотворяет ценность в самом ее объекте. Вам не нужно очищать себя прежде, чем вы узнаете, что Бог принимает вас. Его любовь сотворяет нас заново, делает вас драгоценными, как дар, отданный за наше искупление на кресте. Любвоь-эрос непроизвольно стремится к обладанию. В противо¬вес этому, любовъ-агапе бескорыстна, она больше отдает, чем получа¬ет, не ожидая взамен ничего. Если наша человеческая любовь ищет в основном удовольствия для самого себя, то агапе стремится доставить радость и удовольствие другому. Человеческая любовь ищет награды, агапе же от нее отказывается. Любовъ-агапе не может зародиться в человеке. Она не свойствен¬на нашей планете и должна быть «импортирована». Эта животворящая любовь — высшее проявление Божьего характера, который показал Хри¬стос: «Любовь (агапе) от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть лю¬бовь (агапе)...В том любовь (агапе), что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи на¬ши...Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга... Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь (агапе) Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4:7-12). Если брак держится только на эротической любви, он доступен для стрел Купидона и подчиняется капризам судьбы. В этом случае вы легко влюбляетесь и так же легко можете разлюбить. Но любовь-агапе, даро¬ванная нам Христом, укрепляет нашу человеческую любовь. Мы читаем в Новом Завете, что любовь-агапе «никогда не перестает» (1 Кор. 13:8), но кораблекрушения, которые происходят в океане наших брачных отно¬шений, — печальная констатация того факта, что человеческая любовь «перестает». Бог хочет, чтобы мы были счастливы в браке. Агапе может наде¬лить вашу супружескую жизнь еще большей любовью. Когда апостол при¬зывает мужей: «Мужья, любите своих жен» (Кол. 3:19), он использует глагол, происходящий от существительного агапе. Любовь жены тоже должна быть укреплена этой небесной любовью. Все это может казаться нам непостижимым, если мы полагаемся только на собственные силы. Мы должны открыться для небесного дара любви. Апостол Павел пи¬шет: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас... Подражайте Богу, как чада возлюблен¬ные, и живите в любви (агапе), как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу» (Еф. 4:31, 32; 5:1, 2). Обратите внимание: «Как Христос возлюбил нас». Оценить Его любовь означает понять, что мы были бы уже мертвы, если бы Он не умер за нас. Мы обязаны Ему избавлением и от физической смерти, которую Он попрал на кресте, и должны быть благодарны за жертву, принесенную Им ради нас, осознаем мы это или нет. Все мы в бесконечном долгу перед нашим Спасителем; даже солнце светит на небе и дождь проливается на Землю благодаря Его жертве. Каждая буханка хлеба несет печать этого креста, он отражается в каждой капле воды в ручье. Этот урок мы можем по¬стичь, размышляя над крестом Господним. Теперь все начинает меняться. Когда мы видим свою беспредель¬ную слабость, бессилие и плохой характер, который может быть изме¬нен только благодаря милосердию Божьему и жертве Христовой, мы начинаем осознавать, что гораздо проще «быть добрым и сострадатель¬ным к другому, прощать друг друга». Подобно тому, как бесплодная пустыня расцветает под действием живительной влаги в сезон дождей, так и наше сострадание и нежность, исчезнувшие, казалось бы, навсег¬да, снова появляются из потаенных уголков нашего сердца, чтобы ожи¬вотворить наши отношения. То, о чем мы раньше и мечтать не могли, становится реальностью. Призыв любить своего супруга может казать¬ся непостижимым для нас, как восхождение на Эверест, но когда мы видим, как возлюбил нас Христос, свершается чудо. Агапе — это любовь, которая находится в гармонии с Божьей во¬лей для нас и с Его законом. Мы можем пожелать иметь любовь-агапе «во Христе» через Его благодать. Это потому, что все, что происходит по воле Божьей, возможно. Многие «мертвые» браки оживают вновь, когда мы черпаем из этого Вечного Источника Любви. Но может ли любовъ-агапе возродить к жизни сексуальную лю¬бовь и решить ваши интимные проблемы?
Комментарии