Крымские каникулы.Часть 3. "В Гурзуф! В Гурзуф!" Почти по Чехову.

На модерации Отложенный

 

Продолжаю теплые воспоминания о Крыме, который посетила этой осенью после длинного перерыва лет в 25.

Помните, я размещала статью о Гурзуфе с фотографиями? Именно она определила для меня место моего пребывания в Крыму, и в середине августа я выкупила путевки и авиабилеты. На следующий же день, как назло, поступила тревожная новость про захват террористической украинской группы в Крыму, которая планировала организовать взрывы в туристических районах и других. Стало не по себе. Закралась мысль уж не поменять ли путевки на Сочи, место более удаленное от  происков бандитов всех мастей.

 

Но в Сочи я была прошлой осенью и уже не сильно тянуло. Зато  как девушки из пьесы "Три сестры" Чехова я мысленно повторяла про себя: "В Гурзуф! В Гурзуф!". Мое заклинание, чтобы там все наладилось и не помешало запланированному отдыху, помогло. Террористы и их закладки были обнаружены, потихоньку тема стала затихать, нервозность прошла.

....

И вот в я уже неделю отдыхаю в Крыму, а до городка, который меня очаровал, я так и не добралась пока.  Сижу на пляже и только посматриваю на меняющие в течении дня свой цвет скалы Адалары, на мощный абрис Медведь-горы.

И правда - большой медведь, который хочет выпить всю воду из Черного моря, чтоб вернуть сбежавшую  с женихом  девушку-сироту, которую АюДаг и его два брата медведя (соседние горы )  воспитали. Есть такая легенда. Но девушка Айя говорила убедительно, и море ее названый отец-медведь не выпил, а отпустил молодых по добру здорову в свободное плавание по жизни.

Вот у этого  водопоя Медведь-горы или АюДага  стоит Гурзуф. Еще его раньше называли Юрзуф. Генуэзско-татарско-русский городок, в лучах заходящего солнца своими разноцветными домиками на разных уровнях напоминающий чем-то Сорренто.

Выбраться в город решили с экскурсией, чтобы ничего интересного не упустить. Экскурсия началась  в  9 утра в воскресенье.

Первым делом в городе нас встретила веселая толпа отдыхающих, стекающая по узким и извилистым улочкам Гурзуфа к морю. Мы с экскурсантами бодро влились в этот разноцветный поток. Слушая экскурсовода, мы спускались к даче Чехова. Утреннее солнышко радовало своим мягким теплом. 

 

Местами мы шли по каменным ступеням, уходящим в арки, на которые просто так падали созревшие плоды инжира. Инжир превращался в варенье, мы шли по сладкой дороге.

 

За углом наткнулись на памятник кошке, смотрящей в море. Интересно, как давно она так сидит? Ждет хозяина-рыбака с рыбой? Ах, вот! На пьедестале памятника написано 2013  год. 

Потом прошли совсем по узким улочкам, где встречались дачи со стенами в виде острых килей - ни один сантиметр прибрежной полосы не должен пропасть!

Надстройки над домами  - кто во что горазд - вносили богемный вид в окружающий пейзаж.

Можно было, проходя по улице, слушать беседы за чаем отдыхающих , снимающих это эксклюзивное жилье.

Но мы торопились попасть на дачу к Чехову.

Такой маленький домик предстал перед нами, почти игрушка.

Бывший дом татарина-рыбака, уезжавшего к детям в центральный Крым, был продан А.П. Чехову за солидную в те годы сумму 3000 рублей. Но Чехов даже не стал торговаться, настолько ему понравилось место. За 3000 рублей Чехов купил не только дом, но и маленький сад, скалу и даже свой собственный укромный пляж.  Надоело ему в Ялте принимать каждый день гостей, которые стремились нанести визит почтения знаменитому писателю. Да и недавно женившийся на Ольге Книппер,  Чехов решил поселиться с женой подальше от матери и сестры, которым Ольга не понравилась. Упрекали его, что она выходит замуж за их сына и брата по расчету, зная, что он болен.  На этой Гурзуфской даче и прожили, как смогли, как умели, как позволили обстоятельства их жизни Антон Павлович и Ольга. Тут они были счастливы. На этой даче Чехов написал за  3  месяца пьесу "Три сестры". Здесь были только их близкие друзья. А затем, после его кончины, Ольга, получившая эту дачу в наследство,  проводила на этой даче  время отдыха в окружении своих друзей - артистов, музыкантов и художников. Дух творчества продолжал витать в этом месте.

 

Сейчас на даче очень интересная выставка фотографий семьи Чехова, первой постановки пьесы "Три сестры", друзей Чехова и Ольги Книппер-Чеховой, восстановлена обстановка комнаты-кабинета Чехова, на веранде действует художественная галерея, где можно купить картины. Пляж для гостей Дачи Чехова - открыт. Там можно купаться и загорать в камнях, как и поступают многие гости Гурзуфа, только надо купить билет в Дом-музей.

 

 

Отдохнув и напитавшись творческой, счастливой атмосферой Дачи Чехова, мы направились на дачу Саламбо Константина Коровина - знаменитого русского художника-импрессиониста.  Он любил Гурзуф и много нарисовал картин с пейзажами города.

Удивительно побывать в его доме, услышать рассказ про его счастливую в начале и трагическую в конце жизнь. Его друг Шаляпин так же бывал в Саламбо. Друзья ссорились и мирились, подшучивали  над слабостями и прихотями друг друга. В жизни в последствии растеряли друг с другом связь,  но в виде  уже памятников друзья опять вместе в Гурзуфе на даче Саламбо.

 

Лекция  о жизни Коровина и Шаляпина проходила во дворе дома, в тени платанов. Было очень приятно, что работники Дома творчества художников, в котором находится музей Константина Коровина, приготовили для нас, экскурсантов, набегавшихся по улицам Гурзуфа и даче Чехова прохладную минеральную крымскую воду. Она нас просто спасла!

Затем мы зашли в дом, где восстановлена всего лишь одна комната художника Коровина и терраса с видом на море. Но какие они были атмосферные! Как будто попадаешь в Серебряный век!

 

 

После знакомства с дачами этих великих людей у нас было свободное время и нам предложили разбежаться на час - кому надо было на фруктовый рынок, кому на набережную.

На парапетах жители продавали дары Крыма.

 

Прикупив спелого инжира и лаванды мы зашли в соседнее с Домом Саламбо кафе "Бульвар" попить кофе и что-то перекусить.  Каково же было наше удивление, когда мы увидели интерьер кафе.

Мы снова попали в Серебряный век. На стенах висели фотопортреты томных женщин той эпохи - завораживающих, загадочных, прелестных. Есть ли такие лица сейчас?

  Меню кафе - настоящий фотоальбом - можно долго рассматривать. На столиках букеты лаванды, вышитые салфетки. Чай-кофе приносят в настоящей фарфоровой посуде, чуть ли не той эпохи или стилизованной. Чувствуешь себя немного Ольгой Книппер-Чеховой.

 

 

За столиком напротив нас сидел артист и режиссер Сергей Жигунов со своими друзьями. Отдыхали в Гурзуфе или что-то снимали?...

 

 Зарядившись кофе и чаем, мы полетели на продолжение экскурсии. Теперь нас ждал Гурзуфский парк.

В Гурзуфе был открыт когда-то  первый санаторный комплекс, как бы мы назвали его сейчас. Этим домам уже более 100 лет. В этих пансионах  проводили время Маяковский и Горький, Шаляпин и круг их друзей. Сейчас это военный Гурзуфский санаторий.

 

 

К сожалению, про посещение Гурзуфа А.С. Пушкиным   нам мало рассказали. Он жил  в доме генерал-губернатора Новороссийского края герцога Армана Эммануэля дю Плесси Ришелье. 

Дом не показали, по каким-то административным причинам.На территорию санатория , где стоит дворец вход экскурсантам запрещен. Переговоры об открытии посещения экскурсантам ведутся. Надеюсь, еще этот дом увидеть в последствии.

 

Счастливые и наполненные радостным городом Гурзуфом, мы вернулись к себе в санаторий Ай-Даниль, узнав у водителя автобуса, коренного жителя Гурзуфа, что от нашего санатория в Гурзуф можно дойти пешком по дороге вдоль виноградников.

Что мы в последствии и сделали. Дошли, попробовали местный мускатный виноград, полюбовались панорамой города и провели вечер в Гурзуфе.

Теплый, неторопливый вечер - с посиделками в кафе, с покупкой картины с пейзажем Гурзуфа, с поеданием в маленькой татарской забегаловке жаркого из баранины, которое таяло во рту, с чебуреками воздушными, как облака….М-м-м-м!!… Таких чебуреков я никогда и нигде не ела! Тесто, в буквально смысле, таяло на языке, настолько оно было нежным. Не представляю, как татарские кулинары этого добиваются!

Про это семейное кафе я узнала, читая отзывы о Гурзуфе в интернете. Непременно захотелось в него зайти.  Найти его не просто, так как  оно не стоит на набережной. Но благодаря понятливым людям в Гурзуфе, нас направили к нему, и мы его даже нашли в темноте улиц. Если кто захочет посетить это кафе  - спрашивайте татарское семейное кафе на три столика, с низкими ценами,  возле кафе "Столовая" за фонтаном. Вы будете поражены скромностью обстановки, но пусть она вас не пугает. Кухня там отменная!

Желаю всем приятного аппетита, если посетите его!

 

Затем мы прогулялись по ночному Гурзуфу, где все пляжи превращаются в ночные кафе и музыкальные клубы. Выносятся столики на пляж вместо лежаков, и люди сидят буквально в 2-3  метрах от прибоя, наслаждаясь морем, музыкой и вином. Многие просто гуляют по белоснежной мраморной набережной Гурзуфа.

  Возвращались мы уже на такси.  Но если брать такси на стоянке в городе – это оказалось дороже в 2  раза, чем вызвать другое такси на набережную по телефону. Мы пользовались такси под названием Ежикофф. Очень рекомендую! Культурные ребята и цены их радуют отдыхающих, а не пугают.

 

До новых встреч, друзья!

Будет еще небольшое повествование про дворцы, парки и вина.