Пирамида А.Маслоу - что ещё к ней можно добавить сегодня?
На модерации
Отложенный
Пирамида потребностей и мотиваций Аьрахама Маслоу, психолога, считается сегодня многими наиболее адекватной моделью структуры современного общества.
Психолог размещает в ней пять слоев потребностей и соответствующих им мотиваций. Внизу - физиологические (органические) потребности. Выше, во 2-ом слое, - потребности защиты от всяческих невзгод. В 3-ем - потребность принадлежности к семье, группе, сообществу. В 4-ом - потребность уважения. в 5-ом, на самом верху, - потребность самоактуализации в творчестве.
Важнейшим положением модели является утверждение о том, что пока человек не удовлетворит в достаточной мере нижнюю потребность, на удовлетворение потребностей более высоких уровней он не мотивирован. И такая связь мотиваций с потребностями позволяет говорить о расслоении населения в сообществе людей.
Пирамида - фигура, сужающаяся кверху. И это говорит о том, что основная масса населения расположена внизу.
Что можно и целесообразно добавить к такому описанию структуры современного общества?
Во-первых, следует согласиться, что каждому слою пирамиды (слою людей в обществе) соответствует своя элита. Элита n-го слоя является также элитой и для всех ниже лежащих слоев. Следовательно, элитой всего общества можно считать лишь элиту верхнего слоя, слоя самоактуализированных людей.
Во-вторых, принимая во внимание, что поведение современного человека всё ещё, в основном определяется (формируется) животными инстинктами, а его разум (мышление), в основном, лишь обслуживает инстинкты, можно считать, что соотношение инстинкты/разум с волевой регуляцией коррелирует с порядковым номером уровня пирамиды. Иначе говоря, расположенное в 1-ом слое население руководствуется инстинктами в наибольшей мере. А что касается роли самосознания и осознанной волевой регуляции поведения, то они присутствуют в наибольшей мере в людей, расположенных в верхнем слое.
Комментарии
С тех пор никогда и нигде она практически не подтверждалась.
При чем тут "ватники"?
Любому из нас очевидно, что большинство людей не переходит к удовлетворению высших потребностей после того, как полностью удовлетворены низшие. И - наоборот - огромное множество людей стремится удовлетворить высшие потребности, даже не пытаясь удовлетворять низшие.