Владимир Высоцкий: " Нью-Йорк - это город для меня"

На модерации Отложенный
Владимир Высоцкий: «Нью-Йорк – это город для меня»

В 1978 году Владимир Высоцкий говорил своему родственнику, уже живущему в США, – Павлу Леонидову: «Хочу и буду жить в Нью-Йорке. Как? Не знаю как, но догадываюсь. Деньги? Деньги у нас найдутся…» Однако Высоцкому не удалось осуществить свою мечту.

25 января день рождения Высоцкого отмечали не только в России, но и в Соединенных Штатах. Американцы знали и любили Высоцкого. Когда он скончался, в «Нью-Йорк таймс» появилась большая статья с фотографией артиста. Пресса США в те дни много писала о Высоцком, его ставили в один ряд с Есениным.

Впервые Высоцкий побывал в Америке в 1976 году, проездом из Франции в Канаду. Его пригласили участвовать в популярном телевизионном шоу «60 минут» на канале Си-би-эс. Правда, передача вышла в эфир только через год после записи.

Кстати, тогда газета «Новое русское слово» в номере от 19 февраля 1977 года так анонсировала это событие: «В воскресенье, 20 февраля, в 7 часов вечера по телевидению будет передано интервью с Владимиром Высоцким, известным в Советском Союзе бардом, песни которого часто носят сатирический характер и разоблачают советскую действительность. Интервью будет передано телевизионной станцией Си-би-эс».

Вторично Высоцкий приехал в Америку через год – в августе 1977-го. На этот раз он встретился с Иосифом Бродским. Марина Влади пишет в своей книге воспоминаний «Владимир, или Прерванный полет», что они с Высоцким побывали у поэта дома.

В архиве матери Высоцкого до сих пор хранятся книги Бродского с автографами. Иосиф сказал в одном из интервью: «Мы всячески развлекались, когда Володя бывал в Нью-Йорке». Здесь же жил Михаил Барышников, который обещал помочь перевести сценарий Э. Володарского и В. Высоцкого «Каникулы после войны» на английский язык.

Но первый концерт Высоцкого в Нью-Йорке состоялся только 17 января 1979-го. Стоит напомнить, что в конце 70-х у него не было гастролей даже по России. Вот как это вышло. В Париже он подружился со скульптором и художником Михаилом Шемякиным и через него обратился к известному импресарио Виктору Шульману с просьбой организовать концерты в Америке. Шульман вспоминает: «Через Париж Высоцкого привезли в Нью-Йорк. В то время в КГБ точно знали, кто из артистов собирается выезжать в Америку. А тут вдруг газеты пишут, что бард Владимир Высоцкий, который должен  находиться в Париже, дает концерты в США. А советские спецслужбы об этом ничего не знают! Тогда все подумали, что Высоцкий хотел сбежать…»

Нью-йоркские концерты проходили в Бруклине и Квинсе. Очевидцы вспоминают, что они имели большой успех. Зал Бруклин-колледжа был переполнен. Послушать Высоцкого пришли не только его бывшие соотечественники, но и американцы. Для них перед каждой песней читался ее краткий перевод на английский. Второй концерт состоялся через день в Квинс-колледже. Газета «Нью-Йорк таймс» писала: «Вряд ли это выступление может быть отнесено к обычным, привычным для нас концертам в колледже. Как сказал сотрудник колледжа, у них не было даже афиш предстоящего концерта. Информация о нем передавалась просто из уст в уста, а в результате огромный зал был заполнен до отказа». Выступлению предшествовала встреча Высоцкого со студентами и преподавателями колледжа.

За каждое выступление Высоцкий получал по 3 тысячи долларов. Среди прочих подарков он привез кожаное пальто для жены своего друга Вадима Туманова, Риммы. Туманов вспоминает: «Я же знаю, сколько такие вещи стоят, приготовил деньги… А Володя схватил меня за руку: “Убери свои бумажки! Я за неделю в Америке заработал больше, чем за всю свою жизнь здесь”». Именно после этой поездки Высоцкий купил себе «мерседес», утверждает Виктор Шульман: «Всего в  Америке Высоцкий заработал  34 тысячи долларов.

Все говорили, что “мерседес” ему подарила Марина Влади. Но это не так. Он купил его на деньги от американских гастролей».

Тогда же Высоцкий стал подумывать о работе в Голливуде. Но он понимал, насколько это сложно. Осуществить свой замысел Высоцкий попытался в свой следующий приезд в Америку – в августе 1978-го. Тогда он прилетел вместе с Мариной Влади, они отдыхали на Гавайских островах, а затем отправились в Голливуд. Владимир хотел показать свои работы американским режиссерам и продюсерам.

Известна видеокассета, записанная Высоцким для  киноактера Уоррена Битти в мае 1979 года. Поработать в Голливуде артисту так и не удалось, но в американском кинематографе он все же отметился:  как ни удивительно, еще в 1977-м песня Высоцкого была использована в фильме The Turning Point («Поворотный пункт»). Лента, созданная на студии  20-th Century Fox режиссером Х. Россом, была признана одним из лучших фильмов 1977 года и  выдвигалась на премию «Оскар» в семи номинациях. В роли танцовщика Юрия в картине снялся Михаил Барышников, это был его дебют в кино. Кстати, его номинировали на «Оскара» в категории «Лучший актер второго плана». А в одном из эпизодов фильма под гитару звучит фрагмент песни «Если я богат, как царь морской…»

Возможно, именно в 79-м у Владимира Высоцкого укрепляется желание переехать в Америку. Для организации новой концертной поездки по США Высоцкому нужен был человек, которому бы он полностью доверял и который мог бы вести все денежные дела. Выбор пал на его хорошего друга, администратора Театра на Таганке Валерия Янкловича. Весной 1980 года у Янкловича появилась подруга, ставшая затем невестой, – Барбара Немчик. Она была гражданкой США и стажировалась в МГУ. Валерий вспоминал: «В моей жизни появилась Барбара… И Володя сказал, что, когда я женюсь на ней, мы вместе поедем в Штаты: “Мне нужен там свой человек. Попробуем понять, насколько серьезно американцы интересуются русской культурой…”»

Больше всех американских городов Высоцкого привлекал именно  Нью-Йорк. Он говорил друзьям: «Побывал в XXI веке. Нью-Йорк – это город для меня». Его друг Михаил Шемякин вспоминал: «А вот что он возлюбил сразу и так же естественно, как и я, – это Нью-Йорк…»

Весной 1980 года, после дительных затяжек с утверждением сценария фильма «Зеленый фургон», Высоцкий говорил  некоторым своим друзьям, что собирается за границу на полгода: «И поработать надо, собираюсь прозу писать… И образ жизни надо резко поменять. А там видно будет». Кроме того, Высоцкий надеялся на американских врачей. Его здоровье к тому времени сильно пошатнулось. «Вот они меня вылечат!» – говорил он Янкловичу… Возможно, Высоцкий рассчитывал и на поддержку Милоша Формана. Он даже пригласил Формана на московскую Олимпиаду, но режиссеру не дали советскую визу… Высоцкий  был очень огорчен: вероятно, он хотел поговорить с Форманом о сценарии «Каникулы после войны».

Но мечтам и планам Высоцкого о новой стране и другой жизни не суждено было сбыться. 25 июля 1980 года его не стало.

В первые годы после смерти Высоцкого в Америке выпустили больше памятных книг и фильмов, чем за то же время в  СССР. В 1981 году вышел документальный фильм «Пророков нет в отечестве своем». Бюджет его составлял 52 тысячи долларов. Почти все деньги режиссеру пожертвовали поклонники Владимира Высоцкого. Этот фильм имел большой успех в Америке, Европе и даже в Австралии.

В 1981 году в Нью-Йорке в издательстве «Литературное зарубежье» вышел том Высоцкого «Песни и стихи» (2-й том выпустили в 1983 году). В Америке есть и памятники Высоцкому. Один из них находится в Чикаго – это памятный барельеф. А на берегу озера Мичиган на крупном камне выбито имя «Владимир Высоцкий», даты рождения и смерти и строки из его песен.