Любимый город

 

 «Понеже судно старое...»

 

«С-Пб ведомости». Наследие. 2007. Наталья СЕДОВА

 

Знаменитый ботик, найденный молодым Петром в 1688 году в селе Измайлове, как известно, сперва хранился в Москве. В январе 1722 года Петр I поручил

доставить ботик из Москвы в Петербург гвардии сержанту Кореневу: «Ехать тебе с ботиком и везть до Шлиссельбурга на ямских подводах,

и будучи в дороге смотреть прилежно, чтоб его не испортить, понеже судно старое, того ради ехать днем, а ночью стоять, и где есть выбоины спускать потихоньку».

Указ царя запрещал ставить бо­тик во дворах и на улицах горо­дов и деревень «для опасения от пожаров», а ставить его на полях, вдали от строений и под охраной часовых. «А приехав в Шлиссель­бург, объявить оный коменданту, чтобы его доставить в городе (крепости) на площади против церкви и велел бы его накрыть и ему сержанту с капралами и с солдатами остаться до указу в Шлиссельбурге при том ботике и беречь от всяких случаев».

Подорожная Кореневу, данная вместе с указом, гласит: «От­правлен от нас гвардии нашей сержант Коренев с ботиком в Шлиссельбург и при том ботике капрал и 12 человек солдат и 2 матроса. Того для от Москвы до Твери, от Новгорода и до Шлиссельбурга везде по городам и по ямам, под помянутый ботик и об­ретающимся при нем людям, да­вать по 16 подвод без всякого за­держания...».

В тот же день шлиссельбургскому коменданту Бухгольцу дан был высочайший указ: «Послан от нас от гвардии сержант Коре­нев в Шлиссельбург с ботиком старинным, и когда он тот ботик в Шлиссельбург привезет, тогда поставить его в городе на площа­ди против церкви, как возможно далеко от деревянных строениев, дабы от пожару безопасно было, и вели оный накрыть, и смотри прилежно, чтобы тот бо­тик чем не был поврежден».

29 и 30 мая 1723 года в Петер­бурге проходили празднества, в которых участвовал ботик Св. Николай». 27 мая Петр I отправил­ся за ним на яхте в Шлиссель­бург, а императрица с министрами и генералитетом 29 мая при­была в Александро-Невский мо­настырь в сопровождении Не­вского флота. В семь часов вече­ра из Шлиссельбурга император прибыл на ботике к монастырю. С ним находились вместе бас Го­ловин и капитан-командор Сенявин. Ботик сопровождала яхта, на которой Петр ездил в Шлиссель­бург, и девять галер.

Суда, находившиеся у монас­тыря, приспущением флагов, пу­шечными выстрелами, звуками труб и литавр приветствовали «дедушку русского флота». Был произведен салют из орудий, стоявших на монастырских сте­нах. А ботик отвечал тремя вы­стрелами из своих пушечек, на галерах тоже стреляли и били в барабаны. К ботикуШыл постав­ив! почетный караул от Преобра­женского полка.

Утром 30 мая после заутрени в Невском монастыре их величест­ва и знатные особы отправились с ботиком к Троицкой площади...

После ботик был отправлен в Адмиралтейство, а капитан-командор Сенявин 2 июня объявил царский указ, чтобы в случае по­жара на верфи бот спускать на воду. В августе почетный прием ожидал ботик в Кронштадте. По­том ботик был поставлен «на веч­ное хранение» в Петропавлов­ской крепости, а ныне находится в Центральном военно-морском музее.