Коррупция

Уважаемые гайдпаркеры, нижеследующая статья, может быть и не имеет прямого отношения к реалиям РФ, которые обсуждаются на этом сайте. Но мне кажется, что ситуация у вас не намного отличается от казахстанской. В наших условиях коррупция правда выглядит намного абоятельнее. Но это местная специфика. Статья была опубликована в шымкентской еженедельной газете

"РАБАТ" №35 от 1.09.2010

Непобедимая и легендарная

Бороться с коррупцией нужно. Главное – не победить.

О коррупции сейчас не говорит только ленивый. Город обильно увешан лозунгами и призывами покончить с этим позорным пережитком. Работают координационные советы и партийные комиссии. Неправительственный сектор ударными темпами штампует брошюры и красочные буклеты. Проводятся конференции и опросы общественного мнения. Международные фонды тратят миллионы полновесных у. е. на исследования причин и поиск путей спасения от этой напасти. Предлагаются самые разнообразные рецепты. От китайского «всех к стенке» до замысловатых форм стимулирования «антикоррупционного поведения граждан». А граждане, сойдя с высоких трибун, с которых только что клеймили «язву, разъедающую наше общество», садятся за руль авто, чья цена раз в сто превышает их прижизненную зарплату. И, что характерно для нашего времени и местности, не испытывают при этом никакого дискомфорта. Работа есть работа. Так же, как и те, кто терпеливо часами слушают пламенных ораторов, а потом преспокойно дают на лапу гаишнику на улице или чиновнику в окошечке. Да и сами при случае от «благодарности» в твердой валюте не откажутся. И опять же никакого раздвоения личности. Говорим (и пишем) одно – делаем другое. А что мы на самом деле думаем – наше дело.

При всей серьезности проблемы значительное число думающих людей воспринимают борьбу с коррупцией с большой долей юмора. «Пчелы против меда», – со смехом сказал один из знакомых, увидев огромную растяжку с призывом покончить с коррупцией. От имени одного из силовых ведомств. А у вас такой призыв улыбки не вызывает? Вот то-то же! И взгляд на автостоянку перед любым госучреждением, плотно уставленную достижениями западного и восточного автопрома последней пятилетки, возмущения в нас не пробуждает. А парнишка-госслужащий с зарплатой в 200 долларов на тачке ценой в 30000 долларов вызывает скорее уважение: умеет жить джигит! И желание жить так же хорошо. Для чего нужно устроиться на такое же «жирное» место.

А для этого нужно дать тому, кто на таком месте уже сидит. Круговорот взяток и взаимных услуг настолько отлажен, что поддерживает в обществе вполне устойчивое равновесие. И никаких катаклизмов. Образцово-показательные посадки тех, кто как-то вывалился из стройных рядов (не по чину взял или вовремя не отдал), только подтверждают это общее правило. Журналист и историк Алексей Гончаров, посвятивший изучению вопроса много времени и сил, утверждает: «Коррупция у нас идет не сверху, как у всех нормальных людей, а снизу. Это явление гораздо шире, чем банальное «дал – взял». Это и местничество, и трайбализм, рассаживание «своих людей» по роду, духу или образу мыслей на государственные должности, где они ничего не делают, потому что ничего не умеют. Коррупция – это когда человек, получающий государственную зарплату, целью имеет не государственный интерес, а личный».

К этому можно только добавить, что если в обществе коррупция идет снизу, то у каждого отдельного индивидуума – из глубины души. И борьба с ней, соответственно, должна бы начинаться с ежеутреннего самобичевания. Вместо физзарядки. Убедил сам себя, сказал коррупции «нет». И пошел просветленный. Вышел на улицу, а там тысячи таких же сограждан. Тоже «нет» ей, проклятой, сказали. И на службе все решили жить на одну зарплату. И в соседнем учреждении. Представляете, что будет? А к вечеру пятницы забугорные доноры прекращают финансирование их программ по борьбе с нашей коррупцией, за отсутствием объекта борьбы. Тысячи железных борцов, аналитиков, политологов и прочих полезных членов общества вливаются в армию безработных. Это ж коллапс наступит, похлеще экономического кризиса. Политикам не о чем станет говорить. Депрессии всякие там с возможными суицидами от сознания собственной невостребованности и т.д. И вокруг хаос. Ни один вопрос решить нельзя, ни одну бумажку получить. Потому что все разом с коррупцией в себе покончили, а как жить в стерильно честном обществе, не знают. Не научил никто и не показал.

Вот и задумаешься, а стоит ли ее, родимую, искоренять? Нет, бороться с коррупцией, безусловно, необходимо. Нужно же чем-то абстрактным заниматься. Для души. Не всеж о хлебе насущном заморачиваться. Главное, не переусердствовать. А то в горячке и вовсе искореним. И как дальше жить?

Игорь ЛУНИН