Мне бы поговорить…

На модерации Отложенный

Александр Плющев намедни сделал передачу «Разочарование Интернетом». Такое название было бы оправданно, если раньше была эйфория от Интернета. А она была, в 1997 году, когда в полную силу заработали сетевые центры общения — веб-форумы и чаты.
Весьма популярные в то время веб-чаты и веб-форумы не требуют для своего использования ничего кроме самой программы просмотра веб. В этом оказалось их решающее преимущество перед специальными средствами для виртуального общения — телеконференциями и IRC — для работы с которыми нужны специальные программы. Жизнь показала, что число желающих «протирать дырку» на кнопке Reload, постоянно перезагружая сообщения в веб-форуме, больше, чем число желающих настроить свой удобный доступ в 14 000 тематических телеконференций (newsgroupes) общей мировй сети Usenet. Но, так или иначе, в Русском Интернете уже в 1997 имелось трудно подсчитываемое число веб-форумов и около 200 активных чатов. Ссылки на сто так называемых «лучших» из них были собраны на странице «Русский чат».

О чем можно говорить с теми, кого не знаешь? Правильно, ни о чем. И разговоры в общей комнате чата одинаковы при любом составе участников. Тем не менее, чаты бывают общие и тематические.
Вероятно, самый популярный чат для общения на любые темы — «Кроватка» (www.krovatka.ru), существует до сих пор, но не звездит, хотя прежде входил в имена нарицательные. Правда, там есть один момент, который не всем нравится. В среднем раз в один-два месяца на Кроватке что-то меняется: меняются правила пользования, отказывают работающие ранее возможности, появляются новые, без которых, в общем, прекрасно можно было обойтись.
Если же говорить про «уровень общения в «Кроватке»«, то для того, чтобы этот уровень знать, там надо не только появляться время от времени (или тем более не появляться), а «жить» там, видеть за мелькающими в окне строчками живых людей, знать этих людей, уметь читать между строк и понимать с полуслова… Впрочем, это относится к любым замкнутым сообществам и совершенно не исключает факта бессмысленного сгорания времени у чатлан.

А самая главная беда тех, кто плохо отзывается о чатах - это как раз то, что они читают «пургу», которую несут мальчики-мажоры (и им подражающие посетители) в общих комнатах чата. Но все настоящее общение в чатах происходит приватно. И «приваты» предусмотрены программистами практически всех известных чатов.

Любой чат — это не Гайдпарк, он неудобен для обмена мнениями на заданную тему, так как слова в нем в течение нескольких минут «улетают», а сами сообщения упорядочены там исключительно по времени появления (из-за чего развития темы не происходит).

И если, скажем, вам требуется найти попутчицу в путешествие, то можно попытаться сделать это и в чате. Но более действенно будет отправиться, к примеру, на портал «Путешествия и Туризм» и оставить сообщение типа «Ищу попутчицу для поездки в Париж» в имеющемся там специальном веб-форуме.

Ну а еще лучше сработает социальная сеть.

Вторым по популярности чатом после «Кроватки» была  «Кам-Чат-ка», давно стертая.
Отметим также недоступный теперь «Перекресток» (cross.ru), состоявший из специальных «миров общения», где в течении последних лет двадцатого века были опробованы разные «технологии», включая клубы по интересам, в которых участники разыгрывают в виртуальности импровизированные ролевые игры.

Был еще «Секс-Интим чат» . Для виртуального секса там были предусмотрены специальные приватные чаты. В них каждый желающий может создать специальную «комнату» и кого-нибудь в нее пригласить. «Комнаты» не «запираются», но третий участник не может войти незамеченным. В этом случае он получает от уже присутствующих в комнате либо приглашение поучаствовать, либо указание о том, что «третий — лишний».

Были чаты, особенности которых были отражены в их названиях. К примеру, «Палата № 6»  — «придурковатый» чaт, а в чате «Замок Иф»  предоставлялась возможность неопределенное время побыть в заточении замка и пообщаться с людьми, которых постигла та же участь.
Где всё это? Нигде. Это заросшее поле наших экспериментов.

Отметим, что уже в девяностые существовали трехмерные чаты (получившие тогда странноватое название «активные миры»). Для участие в них нужен трехмерный браузер. Он позволяет передвигаться в трехмерном мире, представать окружающим в виде своего трехмерного воплощения (аватара) и даже слушать музыку с «объемным эффектом». (Русских Активных Миров было четыре).


А потом были нулевые годы и ЖЖ. А потом — десятые годы и Гайдпарк. Но до Гайдпарка — Ньюсленд, который летом 2009 вышел на уровень в девять тыс. комментариев в сутки. (Это комментарии, считаемые после модерации, после удаления спамерского мусора. Сейчас их примерно столько же).
В Ньюсленде чем туже закручивались гайки модерирования, тем лучше что-то обсуждалось. Дескать, потому, что пользователь мог рассчитывать на действительно интересную дискуссию. Хотя на самом деле людям не нужно место для дискуссии, а нужно место, где можно сказать что-то свое, перекрикивая другого.

В Ньсленде случалось использование «гапонов» — штатных комментаторов, которые соблюдают нехитрые правила работы, и, разумеется, подчиняются общим правилам комментирования на сайте. Эти залегендированные виртуалы (в Ньюсленде их трое) должны поддерживать дискуссии на достаточно высоком уровне, размещать интересный контент, иначе вся затея не имеет смысла. Дескать, в таком случае, есть ли разница — общаюсь я с настоящим живым человеком или боевым виртуалом проекта, если от общения получаешь удовольствие?
Гапоны оставляют каждый рабочий день до 50-70 комментариев. Но я вижу в этом свой повод к разочарованию Интернетом.