Особенности работы новой Госдумы
На модерации
Отложенный
Те же неизменные четыре партии, но 343 депутата от «Единой России» (из 450) и главный кремлевский куратор внутренней политики Вячеслав Володин на посту председателя – такой получилась Госдума седьмого созыва, первое заседание которой пройдет 5 октября. Но одними лишь цифрами и новыми именами перемены в нижней палате не исчерпываются: возвращение одномандатников и попытка сделать выборы более чистыми могут привести и к важным качественным изменениям в работе парламента.
Роль лоббистов
Главная интрига, по мнению политолога Михаила Виноградова, – станет ли Госдума седьмого созыва продолжением исполнительной власти или все-таки будет позиционировать себя как реальный представительный орган, который должен создавать ожидания не только у избирателей «Единой России», но и у того большинства, которое вообще не голосовало на выборах 18 сентября. Другой вопрос, продолжает Виноградов, произойдет ли перепозиционирование Думы из высшего запретительного органа в структуру, которая строит работу по незапретительной повестке. Наконец, третий важный момент, говорит политолог, – какой будет ключевая эмоция нижней палаты: эйфория доминирования или великодушие и обещание всех слушать, как намекала «Единая Россия» в предвыборной агитации. «Для рестайлинга Думы нужно отказаться от формулы «победитель получает все» и от представления о народе как о монолите, поскольку российское общество сложное, сословное, с разными группами интересов, часто несовместимых между собой», – подчеркивает Виноградов.
Радикальных изменений в роли Думы не будет, ведь по Конституции ее полномочия невелики, напоминает политолог Александр Кынев: «Я не жду от этой Думы никаких ярких событий, она избиралась не для этого, а для того, чтобы власть как можно дольше могла сохранить полную управляемость и статус-кво». Учитывая более взвешенный состав депутатского корпуса, депутатской самодеятельности будет меньше и Дума будет чаще следовать в фарватере инициатив администрации президента, тогда как «в прошлой Думе большую часть законодательного бреда генерировали сами депутаты», замечает Кынев.
Роль Думы изменится, возражает политолог Александр Пожалов, и это связано в первую очередь с возвращением смешанной системы: «Приход в Думу одномандатников и новых списочников, которые выбрались через праймериз в регионах, увеличит вес регионально ориентированной повестки в работе палаты и вес социально-бытовой тематики в инициативах депутатов». Среди одномандатников порядка 80 региональных и муниципальных депутатов, глав муниципальных образований, которые знают проблемы нижнего уровня власти, и чисто политическим инициативам они будут уделять меньше внимания, уверен эксперт: «Понятно, что в Думе есть и [бывший депутат парламента Санкт-Петербурга Виталий] Милонов, но он такой среди одномандатников один из немногих».
В публичном пространстве никакой регионализации работы Думы не произойдет, не согласен политолог Аббас Галлямов: «Собравшись вместе, депутаты будут заниматься исключительно федеральными темами. Однако индивидуальная лоббистская деятельность благодаря одномандатникам, конечно, возрастет».
Комментарии