Нужна ли нам государственная идеология и какой она должна быть

Поскольку у разных людей интересы различаются до противоположных – в сегодняшнем российском обществе, построенном на эксплуатации человека человеком это неизбежно – говорить, а тем более пытаться практически решить задачу создания единой для всех идеологии – крайне сложно. Если невозможно вести речь о единой для всех идеологии, то нужно ставить вопрос об идеологии, приемлемой для большинства. И здесь появляется широкое поле для размышлений

Главный вопрос: кто должен этим заниматься? Такой субъект есть. Он призван консолидировать общество перед лицом глобальных угроз, защитить, создать условия для нормальной жизни, тем более, что сам содержится за счет общества и в этом условия его собственного выживания. Речь идет, как вы понимаете, о государстве. И без идеологии оно просто немыслимо!

Идеология для большинства – т.е. для народа – несомненно, должна опираться на научный фундамент. А таковым является научная компонента в структуре общественного сознания. Иначе говоря, уровень научного образования широких масс людей. Это жизненно необходимо для того, чтобы за видимой стороной явлений видеть сущность происходящего, делать на этой основе правильные выводы. Достаточный уровень образования массы – это основа зарождения новых передовых идей, с одной стороны, их положительного восприятия и поддержки, с другой. Идея, овладевшая массами – могучая сила развития общества

Таким образом, если мы хотим от достигнутого при Советской власти уровня развития идти дальше, вперед и достигнуть большего, уровень народного образования нужно было бы повышать. Что же происходит на деле? Все наоборот. Что сделали и делается с общеобразовательной школой, что творится сейчас в системе профессионального образования – уму непостижимо! Масса детей не учится, образовательный уровень призывников упал ниже довоенного, учительство нищает и деградирует, наука и высшая школа целенаправленно разрушаются. В этом смысле и ожидаемый результат государственной политики. Государство вовсе не уходит от идеологии, просто у него критерии теперь другие – противоположные: отлучить народные массы от науки, образования, культуры – в широком смысле.

Идеология для народа – это, несомненно, идеология человека труда. Общество может жить только трудом, иных источников благ нет, если не считать воровство и грабеж. Труд – отец богатства, земля – его мать. Это вывод вовсе не марксистов, а их далеких буржуазных предшественников. Он доказан наукой и практикой, жизненным опытом миллионов. Людям старшего поколения памятна атмосфера уважительного отношения к труду, характерная для советского периода нашей жизни. Государство рассматривало труд как дело чести, доблести и геройства. Трудовой вклад человека был высшим мерилом его полезности для общества.

Трудовые ресурсы – человеческий капитал по современной терминологии – главное богатство любого общества, любой страны. Высокий уровень занятости трудоспособного населения - минимизация безработицы – является ключевой предпосылкой общественного благополучия, сегодня это положение закреплено в международных документах.

Советские люди не знали безработицы. Квалифицированные специалисты, да и просто добросовестные работники требовались повсеместно, имели широкие возможности для выбора сферы деятельности и условий труда.  10-15 лет добросовестного труда давали право на получение бесплатного жилья, возможность приобретения автомобиля, получение загородного участка земли и т.д. Об обязательном повышении квалификации, профессиональном росте, льготном санаторно-курортном лечении нечего и говорить – это было нормальным и естественным условием для каждого

Уровень безработицы свыше 7%. И хотя это за этой цифрой миллионы граждан и членов их семей, лишенных средств существования, он считается неплохим показателем, бывает и  хуже. Вместе с тем, реальная картина поистине ужасна, особенно в национально-государственных образованиях – что на Северном Кавказе, что в Сибири,  в моногородах, в сельской местности.

Государство здесь вовсе не сторонний наблюдатель: оно принимает трудовой кодекс, ущемляющий интересы наемного работника и ликвидирует Министерство труда и социального развития без назначения правопреемника, соответствующие структуры в региональных и местных органах власти. При этом широко культивируется идея нетрудового обогащения. А для неподдающихся применяют более убедительный аргумент: низкую заработную плату и несвоевременную ее выплату. Чтобы получить заработанные деньги, доведенные до отчаяния люди, вынуждены объявлять голодовку. И это под сенью государства, претендующего на титул правового.

Имидж успешного человека сегодня олицетворяют шоу-мен и поп-звезда, предприниматель и адвокат, на худой конец – чиновник или администратор-менеджер.

Выращивать хлеб, добывать уголь, варить сталь, водить поезда – удел неудачников, людей низкого сорта. Это тоже идеология, но – другая.

Идеология, приемлемая для большинства народа страны, может строиться только на уважении к отечественной истории и культуре, опыту и традициям предшествующих поколений. На первом месте среди них – забота  о старых и малых, немощных и убогих, причем не на словах, а на деле. В этом коренная черта традиционного общества, сохраняющего психологию и отношения одной большой семьи. Они помогли стране выжить в войну, ими недопустимо пренебрегать сегодня. Между тем, при соучастии государственных органов оплевывается прошлое, в том числе его героические страницы, пренебрежительно растаптывается российская культура, подрываются ее гуманистические истоки. Яркое подтверждение этого - монетизация ветеранских льгот, по сути, ограбление, пресловутые детские пособия в размере 70 рублей в месяц, которые не выплачиваются годами. Это – реализация идеологии государства,  враждебной народу.

Традиционный характер общества проявляется в обращении незнакомых людей друг к другу. Это форма самоидентификации. Дети называют взрослых – «дядя», «тетя», взрослые малышей – «сынок», «дочка», «внучка». Среднее поколение к старшим – «отец», «мать», «дед» и т.д. Подчеркиваю, это обращение вовсе не к родственникам, для них есть другие, более теплые слова. Особо хотелось отметить обращение друг к другу ровесников среднего возраста – «браток», «братка». Его приписывают к криминальной среде. Это не вполне справедливо, хотя сегодня криминальной субкультурой пропитана вся российская жизнь. Напомню, «братишка» – традиционно флотское обращение. В минуты высшего душевного напряжения, общей смертельной опасности И.В.Сталин нашел единственно верное обращение к народу: «Братья и сестры!» В советское время эти традиции естественно трансформировались в близкое по смыслу официальное обращение «товарищи», оно закрепилось и в армейской среде.

 Культивируемое сейчас обращение «дамы и господа» звучит фальшиво, даже карикатурно (представьте в переполненном трамвае), а главное – не объединяет, а разделяет людей.

Много говорят о строительстве пресловутого «гражданского общества». Нет его в России и не будет в ближайшие 50-100 лет – это ясно каждому здравомыслящему и непредвзятому человеку. Гражданское общество формируется из атомизированного человеческого материала и строится на конкурентной основе – каждый против всех. Для этого надо разрушить традиционное общество, а это произойдет только с изменением сознания людей – носителей традиции. Взамен должны прийти формализованные правовые отношения. Нормативная база активно формируется, чаще списывается с западных образцов, но она совершенно не учитывает психологию и условия жизни россиян. Западный тип общественных отношений и гражданское общество базируются на приоритете прав личности, ее эгоизме. Вспомните «Боливар не вынесет двоих» - это классика Запада. Российский тип отношений коллективистский, общинный. «Сам умирай, а товарища выручай!»

Коллективизм закладывается в семье, школе, студенческой среде. Закрепляется и поддерживается в трудовом и воинском коллективе. Мне могут возразить – где они, эти коллективы? Насаждается культ победителя-одиночки, будь то Индиана Джонс или Рэмбо – неважно. Но это делается искусственно, целенаправленно, умышленно – для нашего ослабления и уничтожения. Понятие «трудовой коллектив» и вообще «коллектив» изжито из официального лексикона, заменено терминами «персонал», «наемные работники» и т.п. Индивидуальный трудовой договор стал основным документом трудовых отношений. Трудовой кодекс утверждает, что трудовой договор считается заключенным, даже если его на самом деле нет, но фактически работник приступил к работе. Содержание индивидуального трудового договора засекречивается, особенно в части оплаты. Появилось понятие «защита индивидуальных данных работника». Цель – разобщить и противопоставить людей, заставить их соперничать, конкурировать. Коллективный трудовой договор остался, но его роль уже вторичная, это, по сути, формальная дань сложившейся при советской власти практике.

«Дедовщина» в армии выполняет ту же разъединительную функцию, и не случайно она предшествовала краху. В советские времена сослуживцы оставались друзьями на всю жизнь, как братья, и было реальным понятие «воинское братство».

Возникает вопрос заключительный, как же может государство так обращаться со своим народом? Ведают ли там, что творят? Кем будут править через 40-50 лет?

Полагаю, всё они прекрасно знают, понимают и намечают кое-какие превентивные меры. Речь идёт о новациях в миграционной политике. Идеология  колониального порабощения России вступает в очередную, возможно, заключительную для страны фазу.