РЕКОНЬСКАЯ ПУСТЫНЬ: ПАЛОМНИЧЕСТВО В РЕКОНЬ
На модерации
Отложенный
11-12 августа 2007 года группа молодежи из Петербургского православного клуба молодежи свв. препп. Кирилла и Марии Радонежских, что при нашем приходе, совершила паломничество в удивительное место: Свято-Троицкую Реконьскую пустынь - недействующий полуразрушенный монастырь в непроходимых местах на северо-востоке Новгородской области
В глухих лесах и болотах Новгородской области находятся остатки величественного монастыря - Свято-Троицкой Реконьской пустыни. Точная дата основания обители не известна, хотя временем основания монастыря называют XV или XVI века. Предание гласит, что в XIII веке здесь, на берегу реки Реконьки на гранитном валуне, охотники нашли икону Живоначальной Святой Троицы, В память об этом чудесном событии и был устроен монастырь.
По благословению духовника клуба, иерея Алексия Володина, в поездке приняло участие 15 человек. Готовиться к путешествию начали заблаговременно - за несколько недель распределили обязанности по поездке и, самое главное, по богослужению. Последнее было особенно актуально, потому что никто из участников поездки никогда не был ни уставщиком, ни регентом, и лишь двое пели в любительском хоре.
Свои послушания получили уставщик, регент; были выбраны певчие; было тщательно разобрано богослужение и проведены несколько спевок. Не занятые в подготовке богослужении получили обязанности по устройству лагеря и закупке продовольствия.
Отец Алексий связался с благочинным Любытинского округа Новгородской епархии, в ведении которого находится пустыньи получил благословение на паломничество в обитель и совершение там всенощного бдения и обедницы. Сама поездка началась 11 августа очень рано утром, около б часов. До деревни Верхнее Заозерье - ближайший к пустыни населённый пункт, до которого можно добраться на транспорте, - ехали на четырех машинах. Затем около восьми километров шли пешком по заболоченной лесной дороге. Несмотря на небольшое расстояние, с непривычки устали достаточно сильно, так как преодолевать его приходилось с тяжёлыми рюкзаками, порой сворачивая с непроходимой дороги в лес. Однако, всякая усталость исчезла, как только прямо перед нами выросли Тихвинские ворота обители.
Сам монастырь, поруганный, но по-прежнему пронзительно прекрасный, внешне представляет собой сегодня остатки монастырских стен и строений, двух храмов и двух колоколен. На месте явления иконы Святой Троицы находится камень с высеченной на нем надписью, а также поклонный крест. На всей территории монастыря - разоренные гробокопателями конца XX века могилы насельников монастыря и мирян. Это внешне. А то, как выглядит монастырь внутренне, в своей духовной красоте, наверное, каждому открывается по-разному - в зависимости от сердечной чистоты - но как бы то ни было, особый дух, мирность этого места почувствовали все, кто участвовал в поездке.
В это воскресение всенощное бдение в Покровском храме обители началось вовремя - в 18:00. Несмотря на то, что практически для всех это была первая служба, совершаемая своими силами, она прошла стройно и на одном дыхании. Те, кто не участвовал в пении, по указанию уставщика читали канон, кафизмы, седальны.
По окончании утрени отслужили заупокойную литию по всем «зде подвизавшимся и погребенным».
После постной трапезы при свечах (было уже темно), снова собрались в храме для служения первого часа и молитв на сон грядущим. В молитвах участвовали все, передавая молитвослов из рук в руки. Из воспоминаний этой непородолжительной службы хотелось бы отметить удивительную тишину, в которой каждая строка псалма или молитвы особым образом ложилась на душу, обновляя её.
Но самое главное началось на следующий день. Во время совместного чтения часов и последования ко Святому Причащению духовник клуба о.Алексий исповедывал готовившихся причащаться. А потом началась Обедница, которую также спели на едином дыхании.
И вот он - тот долгожданный момент, ради которого мы проделали этот неблизкий и, для многих, нелегкий путь. Вот тот миг, когда молодежный клуб становится общиной; когда мы, соединяясь со Христом, причащаясь от одной Чаши, становимся единым телом! Пасхальную радость Евхаристии ощутили даже те, кто не причащался Святых Тайн!
...ведь не зря считается, что ангел храма, который приставляется Богом в тот момент, когда храм освящают, никогда не покидает своего места. И мы искренне надеемся, что в этот день ангелы реконьских храмов сорадовались нам.
Фотоотчет, отзывы участни¬ков об этой молодежной поездке - смотрите на сайте клуба:
http://www.kirill-i-maria.spb.ru/2007_08_12.php
______________________________
Немного истории:
Реконьская пустынь
XIII - XIX вв.
В болотистой местности на севере Новгородской области чуть ниже впадения в Реконьку Лебедина ручья находится заброшенный комплекс Реконьской пустыни. Огромные полуразрушенные постройки скрыты от глаз случайного охотника или грибника буйной растительностью, которая за годы забвения сумела по-настоящему завладеть монастырем.
Реконьская пустынь никогда не стояла в одном ряду со знаменитыми монастырями России, но то, что можно увидеть в Рекони сегодня, потрясает воображение. Побывавший здесь становится свидетелем схватки дикой природы и творений рук человеческих.
Добраться до Реконьской пустыни довольно сложно. Никакой общественный транспорт и близко к ней не подходит. Ближайшая к Рекони деревня - Верхнее Заозерье (7 км), но сюда можно добраться только своим транспортом. С дороги М-10 (Москва-Питер) надо свернуть в Чудово на Оскуй - Будогощь. Если ехать из Питера, то удобнее проехать через Кириши. Из Будогощи идет грейдерная дорога на деревню Лашино, за ней мост через речку Рапля, за мостом сразу поворот налево. Проезжаете деревни Дуброва, Петровское, Заполье, Хортицы, Верхнее Заозерье. Дороги плохие, но проезжие. От Заозерья надо идти по тропе.
Другие деревни связанные с пустынью "дорогами" - это Зобищи (примерно 12 км по утонувшим в болоте остаткам гатей) и Порог - примерно 15 км. Ни одна из дорог не является проезжей, хотя...
В конце 2001 года было принято решение о возобновлении рубки леса в районе Реконьской пустыни. В этой связи, одну из лесовозных дорог, что как раз проходит мимо пустыни, привели в порядок, полуразрушенный мост соединяющий берега Реконьки чуть ниже монастыря также восстановили. При благоприятных погодных условиях (бесснежной морозной зимой) сюда теперь может пробраться даже УАЗик. Дорога эта на картах не показана, но начинается она от Неболчей и, вероятно, идет через Порог. Думается, однако, что как только по этой дороге начнется движение лесовозов, так она сразу станет непроезжей для менее проходимого транспорта.
Страницы истории
История Реконьской пустыни небогата событиями. Здесь не вершились судьбы страны и мира, не содержались опальные знаменитости. Дату основания монастыря тоже назвать вряд ли возможно. Предание гласит, что в XIII веке здесь, на берегу реки Реконьки на гранитном валуне, охотники нашли икону Живоначальной Святой Троицы. В память о "чудесном обретении иконы" (предание гласит, что она появилась из вод Реконьки) был устроен скит. Легенды - легендами, но и среди исследователей нет единого мнения о том, когда же возникла пустынь. Называются XV или XVI века... Самая древняя постройка пустыни дошедшая до наших дней - деревянная Троицкая Церковь (конец XVII века), но находится она не здесь, а в музее Витославлицы в Новгороде.
О Рекони точно известно следующее. В 1680 году царь Алексей Михайлович пожаловал пустыни 1800 десятин земли, в 1685 году она поступила в ведение Тихвинского Успенского монастыря, где и числилась до 1764 года, когда была упразднена.
Первый документ, описывающий Реконьскую пустынь, относится к 1686 г. Это опись, составленная попом Николаевского погоста Александром. Опись подробная, перечисляет имущество и земли. "Церковь божия древяная об одной главе, на главе крест древян". "... Да у той же церкви клепала да четыре колокольчика медные. На монастыре две кельи да конюшей коровей двор". "...Да ограда около монастыря забрана в столбцы, двои ворота, одни святые воротцы покрыты тесом, другие простые...". "Да в церкви окончин три окончины стекольчатые, да в кельи четыре окончины стекольчатые...". "За монастырем три двора, в одном поп Мирон Александров, в другом дъячек Александр Никитин, треть двор пустой да гумно казенное..."
Упраздненная пустынь, находившаяся в совершенном упадке и забвении, однако, не исчезла с лица земли. Ее возрождение связывается с именем Андрея Ивановича Шапошникова, о котором мы расскажем подробнее.
Собственно, настоящее имя Шапошникова неизвестно. Родился он в Риге, в лютеранской семье. Отец его хотел, чтобы мальчик пошел по духовному пути, чего и добился, правда, с некоторыми искажениями первоначального замысла. Андрей покинул дом, отказался от лютеранства, принял православие, сменил имя и жил периодическими заработками в России. В 1812 году он прибыл в Тихвинский уезд, где ему порекомендовали отправиться в Реконь - "место тихое и святое". Некоторое время Шапошникову пришлось провести в тюрьме. У Андрея Ивановича были проблемы с документами - он не имел паспорта. Через 9 месяцев заключения он был "прощен" и ему разрешили жить в Реконьской пустыни сторожем.
В 1822 году Шапошников принял малое пострижение, а в 1832 году - принял схиму и новое имя Амфилохий.
Пришествие Шапошникова в монастырь совпало со светским событием: всплыли документы, согласно которых в 1783 году у пустыни были незаконно изъяты 2 000 десятин земли.
Деятельный старец подал документы в суд с требованиями: монастырь восстановить, несправедливо отобранное - вернуть. Российское чиновничество сразу приняло соответствующие и вполне традиционные меры: Шапошников был под каким-то предлогом посажен в тюрьму. Все знают, что в России (ни в то время, ни сейчас), с государством не спорят. Вскоре старца выпустили на волю, решив, что небольшой острастки ему хватит, чтобы мирно продолжить жизнь в близкой его сердцу Реконьской пустыни. Но не на того напали! Старец продолжал упорствовать, благодаря чему пришлось посадить Амфилохия в тюрьму вторично. Тяжба тем временем продолжалась. Дело слушалось в Тихвинском уездном суде и Новгородской гражданской палате. К нему подключились Новгородский митрополит, Синод. Шапошников написал прошение на имя самого императора Александра Первого!
В 1837 году Амфилохий подал прошение уже на имя нового императора - Николая первого. Задаю вопрос: как нужно поступить с человеком, который требует отобранное государством у "хозяйствующего субъекта" вернуть? Для тех, кто не знает истории, или не может провести параллели с недавними событиями вокруг НТВ или ТВ6, даю правильный ответ: посадить в тюрьму. Амфилохий был посажен в тюрьму в третий раз. Теперь власти решили выяснить уже по-серьезному, да кто он такой вообще, этот Амфилохий? Выяснилось, что за 26 лет до третьего ареста, этот самый Амфилохий, был "беспаспортным". О радость! Тогда его преступление было прощено ему (9 месяцев тюрьмы не в счет), но в этот раз - другое дело! Старец был приговорен к наказанию плетьми и к ссылке в Сибирь - подальше от Реконьской пустыни. Ибо нечего в России с царями-президентами спорить. Впрочем, судьба благоволила к Амфилохию. За него вступился Синод, и ссылка в Сибирь, справедливый приговор за отсутствие паспорта, была отменена.
Старец, однако, продолжил свою битву с государством. В 1854 году, после очередного отказа Новгородской палаты, Шапошников подал апелляцию в Сенат. Там не смогли принять решение по делу и передали в Государственный совет, который принял решение в пользу монастыря.
Немного статистики: судебная тяжба тянулась 40 лет, сменилось 3 императора, три раза Амфилохия сажали в тюрьму, один раз приговорили к ссылке в Сибирь и плетям.
13 февраля 1860 года вышел императорский указ о восстановлении в Рекони самостоятельного заштатного общежительного монастыря. Духовное ведомство получило из Казначейства компенсацию за земли, не только капитал, но и проценты. Сумма составила 42,856 руб. 14 коп., из них 25.000 руб. было обменено на 4% билеты с тем, чтобы доход с них служил постоянным обеспечением обители, а 17,856 руб. 14 коп. оставлены на восстановление пустыни.
Перед тем, как рассказать о том, как монастырь воссоздавался, доскажем об Амфилохии. Старец продолжал жить в Рекони, принимал участие в ее возрождении. Затем перебрался в скит в трех верстах от монастыря, где провел два года. Потом он перебрался еще дальше - в самую глубь местных лесов и болот. В 15 километрах от Рекони для него срубили небольшую келью. Согласно преданиям, Амфилохий вел жизнь бедную, без излишеств. Питался ягодами и кореньями, которые находил на болотах, спал в землянке на досках, а вместо подушки у него служил камень. Он подолгу скитался по болотам, проводя время в молитвах, в том числе и зимой - в легких одеждах, босой. Впрочем, такой образ жизни, по-видимому, шел старцу на пользу. Говорят, что (точная дата рождения его неизвестна, а дата смерти 9 августа 1865 года) прожил Амфилохий 125 лет, из которых 51 в Рекони.
Итак, с 1860 года монастырь отстраивается под руководством присланного сюда с Валаама иеромонаха Даниила, ставшего настоятелем Реконьской пустыни. А в марте 1865 года судьба вновь преподнесла подарок - монастырю было отведено 120 десятин земли из Рудногорской лесной дачи.
С 1870 года в пустыни начато масштабное каменное строительство. По чертежам профессора Щурупова удивительно быстро возводились два комплекса - правобережный и левобережный. На правом берегу за прямоугольной оградой строился однокупольный собор, а рядом с ним трехъярусная колокольня. На левом была возведена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (там похоронен Амфилохий и первый настоятель восстанавливаемой пустыни о. Даниил), хозяйственные постройки и ворота. Здесь же находилась и древняя деревянная Троицкая церковь.
В 1918 году пошел обратный созданию процесс. Сначала был учрежден колхоз "Реконь", позже получивший более соответствующее местности название "Безбожник". Вероятно, это должно было способствовать укреплению духа колхозников, которым приходилось постоянно работать в церковных постройках.
В 1941 году до Рекони добрались немецкие войска. По некоторым данным им удалось занять пустынь на 2 дня, но линия фронта неподалеку от этих краев стояла еще долго. С тех пор на куполе Троицкого собора осталась пробоина, которая дает возможность историкам различного толка в зависимости от текущей конъюнктуры приписывать ее происхождение нужной стороне: немецким войскам или Сибирской дивизии. После войны местность вокруг пустыни так и не заселилась людьми. Дорога к ней стала непроезжей, сам комплекс так зарос лесом, что создается ощущение, что находишься не в Новгородской области, а в каких-то наступающих джунглях.
В 1979 году здесь побывали реставраторы - они разобрали и увезли в Новгород (при помощи машин и вертолета) деревянную церковь Святой Троицы. Другое монастырское сооружение - братское общежитие - отвезено в Любытино - столицу района, где используется в качестве больницы.
Реконьская пустынь стоит по двум берегам речки Реконьки. На правом (южном) берегу стоит огромный Троицкий собор. Своды его полуобрушены, в куполе зияет дыра, по барабану растет целый еловый лес. Полы во многих местах вскрыты - говорят здесь орудовали кладоискатели. Вокруг собора угадываются полуразобранные на кирпич стены, огораживающие прямоугольную территорию - жители окрестных деревень делали из кирпичей, добытых из стены, печи. По углам ограды стоят четырехугольные башенки, а по центру западной стороны высится огромная четырехъярусная и все еще белоснежная колокольня с шатром и четырьмя декоративными главками.
С правого берега на левый можно попасть по мосту, который подновлен в 2001 году, или, если вы пришли зимой, - прямо по льду реки. Во времена давние, был и второй мост, соединявший оба комплекса напрямую, но от него остались только небольшие насыпи по бокам Реконьки. Кстати, если пройти от насыпей по правому берегу вниз по течению, то можно подойти к месту, где по преданию была обретена икона Святой Троицы, с которой началась история этого места.
На левом берегу стоит церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, внутри которой обозначена могила Амфилохия. Церковь обнесена хорошо сохранившейся каменной оградой, по углам которой стоят восьмигранные башенки. В ограде остались ворота, которые ведут в прямом смысле слова "в никуда". Тропинки заросли, и по обе стороны от ворот стоит лес. Самые роскошные ворота обращены на север - через них в монастырь попадали люди приходившие из Заозерья.
Кстати, сегодня на территорию комплекса попадают через пролом в стене рядом с северо-западной башенкой. Почему так? Трудно сказать, возможно этот пролом ближе всего к дороге, которая идет на мост и обходит монастырь с севера, а может быть это дань некоторым особенностям коммунистического менталитета. В Петербурге, к примеру, во многих старинных домах парадные подъезды также были закрыты, и люди ходили черными ходами.
Северные ворота имеют широкий и высокий арочный проезд, две фланкирующие его глухие арки, четверик с двумя килевидными кокошниками, перекрытый четырехскатной крышей. Венчается это насыщенное декором сооружение восьмигранным шпилем на затейливом основании и такою же замысловатой главкой.
К церкви примыкает кладбище с покосившимися крестами на могилах. Последние захоронения были произведены сравнительно недавно - в 1959 году. В северо-западной башенке устроена комнатка, где есть печка и настилы. В ней можно переночевать в зимнее время.
____________________
PS (от редакции): Среди темного леса и непроходимости вдруг возникает это.Даже железную дорогу проложили в 19 веке.
Это удивительное место по своей святости и красоте, посмотрите:
Комментарии