Про резину в желатине.

На модерации Отложенный

Эта статья была написана некоторое время назад известным и уважаемым оружейным естествоиспытателем Михаилом Трушечкиным. С тех пор ассортимент травматических боеприпасов существенно расширился, но  статья своей актуальности не потеряла. Предлагаю ознакомиться с тем, как ведут себя поражающие элементы травматических патронов в объектах, имитирующих ткани биологических объектов. Понимание этих процессов позволяет сделать некоторые выводы о возможностях травматического оружия. Приятного прочтения.

Желатин-тест

 

Триумфальное шествие «резинострелов» на российском оружейном рынке, начавшееся с появления «Осы» и получившее дополнительный мощный импульс с приходом «Макарычей», «Наганычей», «ПСМычей» и т.д., похоже поставило точку в недолгой и в общем-то бесславной судьбе газового оружия. Отныне и на долгие годы, вплоть до разрешения гражданам ношения огнестрельного короткоствольного оружия (если паче чаяния мы доживем когда-нибудь до этого дня), травматическое нелетальное оружие станет главным инструментом в оборонном арсенале россиян. Ряды владельцев «резинострелов» пополняются день ото дня. Одновременно растет и потребность в новой информации о боевой эффективности этого оружия.

Естественно, что исчерпывающие ответы на вопросы о возможностях любого оружия могли бы дать глубокий систематический анализ статистики его применения. Но похоже никаких централизованных исследований в этом направлении, как и сбора этой самой статистики в России никто специально не ведет. Сведения из частных источников разрознены, противоречивы, а зачастую и просто недостоверны. Единственным источником информации остаются «домашние» исследования самооборонщиков-энтузиастов.

Несколько слов о методиках:

Излюбленным способом оценки поражающих возможностей «резинострелов» в народных массах остается стрельба по рекламному сборнику «Товары и цены». К слову сказать, метод не столь уж несостоятелен как может показаться на первый взгляд. Стрельба по стопкам влажных газет была основным способом оценки поражающего действия пистолетных экспансивных пуль JHP на заре их появления в США вплоть до перехода к желатиновым тестам. «Газетный» метод, естественно, может дать полезную информацию, но только при оценке однотипных поражающих элементов. Однако количество пробитых страниц решительно не может дать ответ на вопрос о сравнительной эффективности разнородных средств. Так, вам наверняка не удастся продырявить «ТиЦ» ударом кувалды, в то время как выстрел из «Аникса» (см. статью в предыдущем номере) пробивает их чуть ли не насквозь, что впрочем никак не свидетельствует об останавливающих возможностях обоих средств. Весьма интересны результаты средств по «баллистическим свиньям». Отчеты о них периодически появляются в интернете.

Мы хотим предложить вниманию читателей метод стрельбы по желатиновым блокам, широко используемый в США для оценки останавливающего действия экспансивных пуль. Главное достоинство метода — прекрасная наглядность получаемых результатов. Относительно прозрачный желатин позволяет наблюдать и проводить соответствующие замеры как самого раневого канала, так и разрушения окружающих его тканей в результате действия ВПП (временная пульсирующая полость).
Каждый желающий может легко изготовить баллистический желатин самостоятельно. Для этого 100 г технического, а лучше пищевого желатина, нужно развести в 1 литре горячей, но не кипящей, воды до киселеобразного состояния, разлить в молочные пакеты и поставить в холодильник. Считается, что плотность полученного таким образом 10 % желатина близка к плотности ткани человеческого организма (без кожи, костей и пустот).

Испытания:

Объектом исследования стал 9–мм техкримовский травматический патрон и соответственно пистолет «Макарыч», патрон 18х45 с пистолетом «Оса», а также травматический патрон Краснозаводского Химического завода «Рекорд» 12–го калибра, снаряженный тремя резиновыми элементами калибра 17,4 мм общей массой 11 г при навеске пороха 0,7 г.

Фото 1. "Макарыч".

Пуля углубилась в массу желатина на 6,5 см. Энергия травматического элемента по паспорту составляет 30 Дж

Стрельба производилась с очень короткой дистанции — 20-25 см по желатиновым блокам массой 1 кг. Выбор дистанции был продиктован как трудностью попадания в малоразмерную цель, так и стремлением поставить все средства в одинаковые условия, так как всякое увеличение дистанции для легкой (0,7 г) пули «Макарыча» было бы явно не в пользу последнего. Блоки размещались на листе толстой фанеры для замера перемещения блока под воздействием импульса, передаваемого ему пулей. Некоторые из полученных результатов были вполне предсказуемы, другие искренне удивили даже меня.

Итак:

1. Результаты выстрела из «Макарыча» в желатиновый блок особым сюрпризом не стали. Пуля углубилась в массу желатина на 6,5 см, создав хорошо сформированный раневой канал с входным отверстием значительных размеров (см. фото 1).

2. Выстрел из того же «Макарыча» через 2 слоя плотной шерстяной ткани (условно — рубашка и легкая куртка) преподнес первый сюрприз.

Торможение пули при пробитии ткани оказалось значительно меньше, чем я ожидал. Глубина проникновения шарика составила 5,5 см.

Фото 2. "ОСА".
Пуля пробила блок желатина толщиной 22 см навылет. Энергия травматического элемента по паспорту составляет 85 Дж

3. Выстрел из «Макарыча» через 4 слоя той же ткани (условно, одежда межсезонья). Глубина проникновения пули уменьшилась еще на 1 см и составила 4,5 см.

Перемещение блока, как и следовало ожидать, было весьма незначительным и находилось в пределах 5 см во всех случаях.

Вывод:

При применении с близкого расстояния резиновая пуля, диаметром 9 мм травматического патрона с большой долей вероятности приведет к проникающему ранению вне зависимости от типа одежды на объекте воздействия. По всей видимости, это результат конструктивных особенностей подобного рода оружия: высокой скорости, около 300 м/с, при малом калибре травматического элемента.

4. Результат выстрела из «Осы» в «голый» желатин был самой большой неожиданностью. Пуля пробила 22-ти см блок навылет и, отрикошетив от стены, попала в стрелявшего! Блок был отброшен на 25 см. Параметры раневого канала хорошо видны на фото 2. При этом входное отверстие выглядело даже более скромно, чем в случае с «Макарычем».

5. Воодушевившись столь впечатляющим результатом,

Фото 3. "ОСА".
Входное отверстие пули через 2 слоя ткани

стрельбу через материю мы решили начать сразу с четырех слоев. Результат оказался опять неожиданным. Глубина раневого канала составила всего 4,5 см. При этом пуля не пробила материю, войдя в желатин вместе с тканью. Импульс, переданный тяжелой пулей «Осы», весом 11,5 г, был настолько силен, что блок кувырком слетел с листа фанеры. Ткань, с застрявшей в ней, пулей осталась висеть на месте.

6. Поняв, что 4 слоя ткани являются для «осиной» пули непосильной преградой, мы вернулись к двухслойному варианту. На сей раз пробитие составило порядка 11 см, но, как и в первом случае, медленно летящая «тупорылая» пуля пробить материю не смогла. Блок, как и в предыдущий раз, был снесен с листа фанеры.

Параметры внутреннего поражения тканей хорошо видны на фото 3.

Вывод:

Вероятность нанесения пулей «Осы» проникающих ранений при стрельбе через плотную одежду весьма мала. Однако импульс, сообщаемый при этом тканям настолько велик, что неизбежно приведет к глубокому поражению тканей и органов, а также мощному останавливающему эффекту даже при стрельбе через самую плотную одежду.

Фото 4. Патрон с резиновой пулей "Рекорд" 12-го калибра.

Выстрел не только привёл к сквозному пробитию блока, но и к его частичному разрушению. Энергия травматического элемента по паспорту составляет 150 Дж (50 Дж х 3 элемента)

 

7. Я понимаю, что помещение травматического патрона 12-го калибра в один ряд с 9-мм не вполне корректно. Однако результаты стрельбы слишком интересны, чтобы о них умолчать.

Итак, выстрел не только привел к сквозному пробитию блока, но и к его частичному разрушению (см. фото 4). Импульс, и соответственно, отброс блока, даже превосходил таковой в случае с «Осой».

8-9. Ни двух, ни четырехслойная материи не стали серьезной преградой для травматического патрона на столь короткой дистанции. Подчеркиваю это особо, поскольку пули (3 штуки), идущие тандемом, естественно имеют втрое большую поперечную нагрузку и, соответственно, пробивное действие по сравнению с единичным элементом.

Вывод:

Не вызывает сомнения, что 12-й калибр — вообще серьезная вещь, но все время ружье с собой носить не будешь. Ранения с такими параметрами, как на фото 4, являются несомненно смертельными. К слову сказать, производитель на упаковке поместил соответствующее предупреждение: не применять данный патрон на дистанции ближе 20 м(!). Хотелось бы спросить, какой суд признает стрельбу на дистанции свыше 20 м самообороной, и для какой цели создавался травматический патрон, явно смертельный на дистанциях реальной самообороны.

Вместо заключения:

В цели настоящей статьи не входило делать какие-то далеко идущие обобщения и организационные выводы в пользу или в ущерб какого-то конкретного боеприпаса. Надеемся, что материал данной статьи послужит информацией для размышления всех заинтересованных лиц, а вопрос выбора оружия по-прежнему остается делом вашего личного вкуса и симпатии.

 

Редакция благодарит НИИ Прикладной Химии, КХЗ "Рекорд" за предоставленные для испытаний боеприпасы.