Памятники православию и ремесленничеству.

Они стоят рядом – Храм Христа Спасителя и памятник Петру I.

Первый – памятник православию, второй – памятник ремесленничеству. Два памятника тому, что мы умеем сделать, когда что-то хотим сделать по заветам предков и когда делаем  то, что не потребно ни ныне живущим, ни последующим поколениям.

Храм Христа Спасителя, построенный по правилам православного зодчества, при всей своей красоте и великолепии к великому сожалению уже не будет тем Храмом, который снесли большевики. Копия даже величайшего произведения всего лишь копия. Было ли это понимание при постройке нового храма? Уверен, этого наши новые новоделы не поняли.

Но куда хуже обстоят дела с памятником  Петру I, не вписавшимся ни в какие градостроительные и архитектурные формы столицы. Такое впечатление, что создателю памятника Зурабу Церетели ничего не говорит имя Микеланджело, создавшего величайшую скульптуру Давида, ансамбль площади Капитолия и купола Ватикана в Риме, имя Фальконе, поставившего памятник Петру I в Питере и написавший при этом такие замечательные слова:

« Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим.

Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побеждённых им трудностей".

Как  всё просто и замечательно, когда люди превращают ремесло в искусство.

И как всё паршиво, когда искусство превращают в ремесло.