Казак-миллиардер
Олигархов у нас по телевизору показывают редко: кто проштрафится, того и покажут в светских новостях. Расскажут про американский клуб стиляги Прохорова и его последнюю игрушку «прохоромобиль»; про то, что Абрамович расстался с женой, родил Аарона и уволил тренера «Челси». В «Познере» побывали Вексельберг и Лисин, но это были полупарадные интервью, в которых компрадоры, как иногда называют олигархов те, кто ещё не прошёл процедуру десталинизации, представали исключительно добрыми интеллигентными людьми с одним только недостатком: слишком уж они добрые и интеллигентные. Однако живого олигарха, так чтобы не только без галстука, но и без понтов, нам особенно не показывали, разве что в кино Владимир Машков сыграл Платона типа Еленина, но там как раз были сплошные демократические понты. Кстати, Березовского, шныряющего и строящего козни по всему периметру, показывают часто, но это, видимо, для острастки, чтобы другим не повадно было; юкосовских сидельцев на экране можно увидеть редко, потому что, когда показывали часто, вставал простонародный вопрос: а почему не за решёткой все остальные олигархи – а отвечать, дескать, тогда производство остановится, в верхах устали… И вот, видимо, оттуда поступил-таки долгожданный заказ на создание положительного образа «строителя капитализма» – народ, посчитали, то ли созрел, то ли от рук отбиваться начал – надо модернизировать его сознание.
В анонсах энтэвэшного олигархического цикла ведущий Алексей Пивоваров льстиво проговаривается: «Честно признаться, я ожидал увидеть «акул капитализма»: закрытых, жёстких и настороженных собеседников, нерасположенных к откровенности, готовых говорить только ледяным языком бизнеса – «ничего личного». Я глубоко ошибся: каждый из наших героев оказался очень обаятельным и адекватным человеком. Я бы назвал «Капитал. ru» автопортретом крупного российского бизнеса, написанным с откровенностью и самоиронией».
Первой «обаятельной и адекватной» «акулой капитализма» стал Олег Дерипаска, необаятельным и неадекватным оказался ведущий, но вначале о герое, о котором мы мало чего знали хорошего. Ну олигарх, ну из ельцинской «семьи», за алюминий с какими-то тёмными братьями бодался, «Норильскникель» с Потаниным никак не поделит; да, в Пикалёве чуть не умыкнул премьерскую ручку, но, к всеобщему удовольствию, вынужден был её с позором вернуть; ну улыбка на лице его какая-то странная гуляет, брезгливо отрешённая, почти как у его бывшего компаньона Романа Аркадьевича…
Фильмик получился крайне традиционным, линейным (шаг вправо, шаг влево?), низкопоклонским, никаких телевизионных штук Пивоваров себе здесь не позволил. Без иронии пришлось обойтись – это вам не почившего маршала Жукова мочить, тут и огрести можно. Вот места трудовой славы героя (Сибирь, Кубань, Гонконг…) и крайне корректные вопросы (неудобный только один – про Пикалёво, но его нельзя было не задать), в остальном либеральный разоблачитель не покушался ни на что, почтительно слушал и «восхишшался».
Действительно, многое из рассказанного поразило. Миллиардер – кубанский казак из Усть-Лабинска, служил в армии, дослужился до старшего сержанта, чем гордится, окончил физфак МГУ, там же начал заниматься бизнесом, но о первом миллионе ничего рассказывать не стал, видимо, из скромности – признался только, что был брокером. Удивил тем, что дети его учатся в Москве. «Как же так, у всех же за рубежом? – подольстился Пивоваров. – Нет, мои в Москве, и сын в армии будет служить!» – отрезал по-военному герой. Пивоваров не поверил, я, кстати, тоже усомнился – многое измениться может, покуда детки подрастут, но намерение радует… Ехали по Краснодарскому краю, и тут, как про Карабаса-Барабаса, все земли (справа, слева) его, Дерипаски. Он возродил колхозы – тут Пивоваров демократически поперхнулся, но когда герой сказал, что одна беда – воруют и воровство это идёт от советских времён, вернулся в себя. В Усть-Лабинске построил огромный храм, а на родном хуторе, где упокоилась бабушка, часовню, уменьшенную копию храма Покрова на Нерли. Рассказал про то, как в школе они галстуками связали пионервожатую, сказавшую что-то оскорбившее казачков, как совсем юным он стал гендиректором алюминиевого комбината, как отбивался от бандитов, как нехорошо недавно получилось в Норильске, когда компаньоны для его самолёта аэропорт закрыли, пришлось прибыть вместе с премьером и разбираться… Про принадлежащий ему автопром (бренд «Волга» терять нельзя, и газели его ого-го), авиапром, строительство аэродромов, про всю его огромную производственную империю… в общем, человек не на трубе поднялся, а на реальном секторе, что очень к нему привлекает. О перекрывавших трассу в Пикалёве говорил с неприязнью, дескать, если нет работы, что стоило переехать в Тихвин? Этим подпортил впечатление, но финал был шикарным – разудалый казачий праздник в Усть-Лабинске, герой скромно в тени, а на сцене – песни, пляски и московский гость (дорогой Никита Сергеевич!), на которого надевают бурку с папахой – лепота.
Впервые на ТВ было рассказано о бизнесмене, по влиянию на народную жизнь значительно превосходящем многих губернаторов и министров, вместе взятых. Это хорошо, а сугубая недоработка Пивоварова заключается в том, что так и осталось непонятным, что за человек его герой? Новый феодал, надежда России, пиарящийся эксплуататор, пример для подражания, двигатель прогресса?.. Хочется, чтобы последнее, но вот беда, несчастные мужички из «Русского заповедника», не говоря уже об их пастыре, смотрелись на экране куда, более счастливыми, чем владелец «заводов, газет, пароходов»…
Комментарии
И очень нужные и полезные стране. Но это всё напрасные потуги, у народа сложилось вполне определённое отношение к ним, и восхищающий ими лакей Пивоваров не сможет никогда его изменить. Мерзкая у него рожа и дела его мерзкие. Изыди сатана!