Как греческие мифы создали непорочное зачатие Иисуса Христа

На модерации Отложенный

Догмат о непорочном зачатии Иисуса Христа во многом определяет специфику христианства. Содержание догмата свидетельствует, что отцом Иисуса является сам Бог, который через деву Марию зачал христианского мессию.

Догмат основан на Евангелии от Матфея и от Луки. В них рассказывается о чудесном рождении и младенчестве Иисуса Христа. У Матфея волхвы называют Иисуса царем (кесарь); Ирод пытается убить всех младенцев мужского пола, чтобы не исполнилось пророчество о новом царе; Иисус с семьей бегут в Египет, чтобы спастись; Иисус становится спасителем.

 

 

Благовещение. Мария узнает о зачатии Иисуса от Святого духа.

 

Благовещение. Мария узнает о зачатии Иисуса от Святого духа.

Похожая история происходила с пророком Моисеем, поэтому данное описание Иисуса было нужно, чтобы поднять его авторитет в иудейской среде.

Но повествование Луки о рождении и ранней жизни Иисуса отличается от матфеевского. Лука писал для неевреев, поэтому история Иисуса имеет сходства с римскими и древнегреческими представлениями о героях и богах-императорах.

Для народов Средиземноморья рассказ о чудесном зачатии и рождении особенного человека не выбивался из религиозно-мифического дискурса. В мифах Древней Греции и Рима есть повествования о людях, рожденных от богини и мужчины или от бога и женщины.

🔸 Таким был герой Ахиллес. Его матерью была богиня Фетида и царь Пелей:

У богов был свадебный пир: выдавали "сереброногую" богиню Фетиду, дочь  морского старца Нерея, за смертного человека Пелея, царившего над народом  мирмидонцев во Фтии, на севере Греции. ("Илиада", Гомер)

 

 

Ахиллес, победивший Гектора

 

Ахиллес, победивший Гектора

🔸 Троянский герой Эней был сыном Афродиты и пастуха Анхиса:

Следующий за ним был Эней, сын Анхиза и богини  Афродиты, царь Дардании, близ горы Иды. ("Илиада", Гомер)

🔹 Бог медицины Асклепий был сыном Аполлона и царевны Корониды:

Итак, миф гла­сит, что Асклепий, сын Аполлона и Корониды, отли­чал­ся при­род­ны­ми даро­ва­ни­я­ми и умом. Он рев­ност­но занимался нау­кой врачевания и совершил много открытий во благо человеческому здоровью. ("История. Книга четвертая", Диодор Сицилийский)

Герой и полубог Геракл был сыном Зевса и царевны Алкмены. То же самое можно сказать про Персея (сын Зевса и царевны Данаи), Диониса (сын Зевса и Семелы), Ромула и Рема (сыны Марса и Реи).

 

 

Геркулес Фарнезский

 

Геркулес Фарнезский

У ранних христиан была потребность объяснить космическое значение Иисуса Христа: он рожден не как обычный смертный, но как прочие полубоги - от бога Яхве и смертной женщины Марии.

Поэтому нееврейская аудитория понимала написанное Лукой повествование об Иисусе, ведь его происхождение совпадало с зачатием Геракла, Асклепия и Персея.

Вдобавок, миф об Иисусе у Луки совпадает с описанием римских императоров, которые, в восприятии римлян, были "спасителями", "героями благой вести", "создателями мира и порядка" и т.д.

 

 

Октавиан Август, первый обожествленный император

 

Октавиан Август, первый обожествленный император

Проблемное Евангелие от Марка

Если Евангелия от Матфея и Луки повторяют историю о чудесном рождении Иисуса от девы Марии и Святого духа, то в самом раннем евангелии, Евангелии от Марка, нет сюжета о непорочном зачатии Иисуса.

В Евангелии от Марка история Иисуса начинается с описания биографии взрослых Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. Никакого сюжета о непорочном зачатии, никаких слов о Марии, которая встретила ангела.

В этом нет ничего удивительного, потому что образ Иисуса из Евангелия от Марка совпадает с образом из самых ранних новозаветных текстов - посланий Павла. Там Иисус представлен как добродетельный и мудрый герой, который верил в "бога-Отца" и вершил чудеса. Такой характеристики Иисуса придерживались многие ранние христиане, не принимая идею о непорочном зачатии. Для них божественность Иисуса возникла после крещения, и это совпадает с повествованием Евангелия от Марка.

 

 

Иоанн крестит Иисуса

 

Иоанн крестит Иисуса

Ранний образ Иисуса - это добродетельный человек, которого одарил Бог. Он выступает образцом для христиан. Нужно верить и слушаться Бога, тогда он подарит свою милость - лейтмотив ранних новозаветных текстов.

Но у Матфея и Луки появляется рассказ о непорочном зачатии, которое кардинальным образом меняет фигуру Иисуса. Теперь он не просто раби, бродячий добродетельный мудрец. Теперь он результат творческого акта самого Бога. Превосходство Иисуса заключается не просто в его жизни, но еще в рождении. В этом заключается греко-римская идея о героях полубогах, которая легла в основу мифа об Иисусе. Отличный религиозно-маркетинговый ход, позволяющий привлечь греко-римскую и иудейскую аудиторию.