150 лет назад имам Шамиль принял присягу на верность России.
26 августа 1866 года имам Шамиль принял присягу на верность России.
Десятилетиями он вёл войну на Кавказе, используя религиозные чувства горцев. 25 августа 1859 года имам Шамиль и 400 его мюридов были осаждены в высокогорном ауле Гуниб. После длительных и мучительных раздумий имам Дагестана и Чечни принял историческое решение: под обещание князя Барятинского сохранить жизнь самому имаму, членам его семьи и всем тем, кто готов будет вместе с ним сложить оружие, принять ПОЧЕТНУЮ СДАЧУ. Шамиль оказался мудрым и дальновидным государственным деятелем, сумевшим хорошо оценить перспективы своего народа при бесконечном дальнейшем затягивании войны.

Он попрощался с близкими, и выразил надежду, что победитель дарует ему смерть достойную воина. Вопреки ожиданиям, Шамиля не казнили. Император Александр Второй с ним уважительно, в лаконичной манере побеседовал. Ему предоставили дом в Калуге, во дворе дома возвели мечеть. Шамиль написал царю: "Мой священный долг — внушить детям их обязанности перед Россией и её законными царями. Я завещаю им быть верными подданными Царя России, верно служить новому Отечеству… Успокой мою старость, Государь, и повели, где укажешь, принести мне и детям моим присягу на верность подданства.
Я готов принести её всенародно". И эту присягу он принял вместе с сыновьями летом 1866-го в парадной зале Калужского губернского дворянского собрания.

Шамиль, находясь на положении почетного пленника, пережил свое второе духовное рождение, сердцем и умом осознал величие России, добровольно расширил для себя и своих потомков понятие Отечества.
Потомки Шамиля оправдали его чаяния. Один из его сыновей дослужился до чина генерал-майора русской армии. Внук Шамиля занимался просветительством, строил мечеть в Санкт-Петербурге.
Правнук окончил Плехановский институт в Москве, был в числе тех инженеров, кто налаживал работу АЗЛК.
Пра-пра-правнук великого имама – инженер-программист, живет в обычном, ничем не примечательном многоэтажном доме на Ленинском проспекте в Москве. Он далек от истории и политики, хотя и помнит об истории своего рода. Последний прямой наследник имама твердо усвоил главное, что завещал Шамиль: любовь и преданность к нашему общему Отечеству - России.
Комментарии