"Ты моя новая мама?"

Воспитанники детских домов и их усыновление – тема, которую в одной статье можно затронуть лишь слегка. На самом деле они – не биомасса, удельный вес которой подсчитывается невыразительной статистикой. Это личности с прошлым, настоящим и будущим. Десятки маленьких людей, у которых за плечами зачастую жизненный опыт богаче, чем у большинства взрослых. Это не «детдомовцы». Это просто дети.
В середине 2000-х на протяжении двух лет я работала в детском доме и знаю подобные учреждения изнутри. Скажу честно: стереотипы, существующие в обществе в отношении детдомов, не имеют с истиной ничего общего. Во-первых, потому, что дети там не голодают и не ждут конфет или игрушек как манны небесной. В детских домах есть все: модные вещи, игровые приставки. Не буду говорить, что так везде, основываюсь только на личном опыте, полученном в одном конкретном детдоме. А во-вторых, потому, что далеко не все дети мечтают о том, чтобы родная мама забрала их домой, или о том, чтобы их усыновили. Некоторые малыши с детской непосредственностью рассказывают об ужасах, которые творили с ними родители, но при этом совершенно уверенно говорят, что возвращаться туда не хотят, потому что здесь, в детском доме, хорошо, здесь любят и есть друзья…
Тем не менее задача органов опеки и попечительства – минимизировать число детей в детдомах, и с ней, надо сказать, они справляются на отлично. Если в 2007 году в детских домах Северной Осетии находилось более 317 детей, то в 2016-м их количество сократилось до 155.
К сожалению, достигнутая цифра теперь будет уменьшаться незначительно. Сегодня в детдомах республики находится достаточно большое число детей, которых передать в семьи весьма сложно: 46 детей с инвалидностью и 58 с особенностями в развитии воспитываются в доме-интернате для умственно отсталых детей «Ласка», в специальном коррекционном детском доме «Надежда» и в Доме ребенка. Те, кто не вошел в это число, – это более 100 подростков старше 12 лет или дети из многодетных семей, которых, как известно, можно передать на семейное устройство исключительно со всеми братьями и сестрами.
– Много внимания мы уделяем профилактической работе , – рассказывает начальник отдела по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству Министерства труда и социального развития РСО-А Елена Дзуцева .– Органы опеки и попечительства совместно с другими социальными службами стараются сделать все возможное, чтобы оказать неблагополучной семье помощь, не доводя ситуацию до лишения родителей родительских прав. Если в 2007 году в нашей республике было 224 лишения родительских прав, то в 2015-м – только 23. Сохранение ребенка в кровной семье является приоритетной задачей в нашей деятельности.
Большинство детей в детских домах имеют живых родителей, лишенных родительских прав. Это социальные сироты. Тех же, кто действительно потерял обоих родителей, значительно меньше. В РФ доля социальных сирот составляет около 88% от общего числа детей в детдомах, в Осетии – около 70%.
Армен (имя изменено)
Таких интеллигентных детей в современном мире надо поискать. Армену было 10, когда мы с ним познакомились. Он общался с окружающими так: «Алан, извини, пожалуйста, но ты не мог бы, если тебе не трудно, убрать свои вещи с моей кровати». На этом мальчике сказывались гены. Его мама окончила факультет лингвистики с красным дипломом, работала, а потом влюбилась и родила Армена. Отец ребенка оказался непорядочным, бросил их. Но влюбленность, видимо, оставила серьезный след в жизни матери Армена не только его рождением. Она начала пить, вследствие чего ребенка определили в детский дом. Иногда на выходные мальчика забирала бабушка, к которой он был очень привязан, но в силу преклонного возраста она не могла усыновить его. Мать Арменом не интересовалась. Однажды между рассказом о дворовых котятах и новой прочитанной книгой Армен, посмотрев мне в глаза, сообщил: «А у меня мама умерла!». Я не знала, как на это реагировать, говорит он правду или нет. Спросила у взрослых: действительно, все верно. Так мальчик остался один.
Усыновить ребенка из детского дома может каждый гражданин, отвечающий требованиям законодательства. Но это не магазин, куда можно прийти и выбрать. Органы опеки и попечительства подбирают семью именно для ребенка, а не наоборот.
Будущие родители могут узнать о ребенке, нуждающемся в семье, в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Усыновление – процесс ответственный… Те, кто мечтает об усыновлении ребенка, должны обратиться в территориальный орган опеки и попечительства по месту жительства, где их попросят собрать необходимые документы. Это справка из УВД об отсутствии судимости за умышленные преступления против жизни и здоровья, справка с места работы с указанием должности и заработной платы, документ, подтверждающий право собственности на жилье, медицинское заключение о состоянии здоровья, копия свидетельства о браке.
Одним из необходимых документов для выдачи заключения о возможности принять ребенка на воспитание в семью является свидетельство об окончании школы приемных родителей. Такая действует во Владикавказе на базе центра профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Моя семья».
В школе приемных родителей с будущими мамами и папами работают психологи, педиатры, юристы и педагоги. Они дают советы, начиная от особенностей правильного юридического оформления документов и заканчивая особенностями здоровья приемных детей.
За будущими родителями все это время наблюдают психологи, которые потом выносят свой вердикт: стоит ли им брать ребенка в семью именно сейчас. Если есть хоть малейшие сомнения в том, что ребенку в семье будет хорошо, то положительное заключение не дается. Хорошая подготовка кандидатов в замещающие родителя является залогом того, что дети больше никогда не вернутся в детский дом.
– Взять ребенка в семью – это хорошо, благородно, правильно, – считает Елена Дзуцева. – Мы приглашаем к себе всех, кто хочет принять детей в семьи, и готовы оказать им помощь как на этапе оформления документов, так и далее, сопровождая замещающую семью. Однако есть граждане, которые считают, что принимать в семью нужно только новорожденного малыша. Это изначально незрелый и неверный подход: настоящие родители примут любого ребенка независимо от возраста. У нас есть замечательные приемные родители, которые, воспитав нескольких детей до совершеннолетия, приходят к нам снова и принимают в семью детей любого возраста.
В нашей республике практикуются три формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это усыновление, опека и приемная семья. Решение о семейной форме устройства ребенка принимают органы опеки и попечительства, действуя исключительно в интересах ребенка. Усыновление или удочерение является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновленные дети по отношению к усыновителям приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к кровным детям. Приемными родителями становятся в основном граждане, которые не являются близкими родственниками ребенка.
В республике развита родственная опека, когда дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитываются в семьях ближайших родственников.
– У нас участились случаи, когда гражданам якобы «подкидывают» ребенка, – рассказывает Елена Дзуцева. – Если такая ситуация случилась, граждане немедленно должны обратиться в органы опеки и попечительства или в полицию, которые поместят ребенка в лечебно-профилактическое учреждение на обследование. Дальнейшее его жизнеустройство будут решать органы опеки и попечительства. Сокрытие ребенка, не имеющего документов, без медицинского наблюдения – это уголовно наказуемое преступление и нарушение его гражданских прав. В соответствии с законодательством граждане, которым «подкинули» малыша, не имеют никаких приоритетных прав, позволяющих принять такого ребенка в семью. Мы должны помнить, что ребенок – это прежде всего гражданин РФ, находящийся под защитой государства.
Арсен (имя изменено)
Арсену искали «новых» родителей не особо долго. Ему было всего восемь лет, он хорошо учился, был послушным и неконфликтным. Милый, скромный мальчик из числа тех, кого любят все.
Когда Арсена усыновили, все думали, что его приемным родителям очень повезло. Однако через месяц мальчика вернули. Приемные мама и папа рассказывали, как на него сыплются жалобы в школе, как он изводит их дома, как на каждую их просьбу следует действие из серии «я сделаю наоборот». Никто не мог понять, в чем дело. Мальчик тоже ничего не объяснял. Хотя подобные моменты бывают во многих семьях: «идеально» себя вести никто не может, рано или поздно наступает момент, когда дети начинают быть просто детьми. А детдомовские дети еще иногда и проверяют «новых» родителей на стрессоустойчивость – вернут их в детдом или нет?
Следующие приемные родители, которые взяли Арсена, проверку на прочность прошли. Арсен в детдом больше не вернулся.
Семьи, воспитывающие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в поле зрения органов опеки и попечительства и психологов службы сопровождения и поддержки замещающих семей центра «Моя семья». Они в любую минуту готовы прийти на помощь и детям, и взрослым. Поэтому отмена решения о передаче ребенка в семью и возвращение его в детский дом встречается в республике редко и является для органов опеки и попечительства предметом отдельного разбора ситуации. В 2013 и 2015 г. случаев возврата детей из семей не было. В 2014-м гражданка Н. привезла троих детей из детского дома Свердловской области, и они находились в приемной семье около года. В соответствии с программой сопровождения была проведена большая работа по сохранению семьи с оказанием психологической помощи. К сожалению, приемная мать отказалась психологически принять ребенка с диагнозом «умственная отсталость». Несмотря на проводимую работу, в связи с отсутствием взаимопонимания между приемным родителем и детьми по инициативе приемного родителя договор о создании приемной семьи расторгли, детей поместили в детский дом. Когда появились граждане, которые хотели принять детей на воспитание, ребята отказались покинуть детский дом, помня о предательстве бывшей приемной матери.
Если замещающая семья «вернула» ребенка, то в 100 процентах случаев, по словам уполномоченного по правам ребенка Артура Кокаева, им уже больше никто не позволит взять другого.
– Уменьшается число родителей, лишенных родительских прав, количество выявленных безнадзорных детей, социальных сирот , – говорит Артур Кокаев. – А 90 процентов из тех, которые выявляются, передают на воспитание в семьи. Если в 2007 г. число впервые выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 529, то в 2015-м – всего 119.
Судьбы выпускников детских домов, детей из приемных семей – это отдельная история. Усыновление ребенка – всегда большая, огромная ответственность. Подобный шаг обдумывают и обсуждают многие, но делают его только крепкие люди с широкой душой и добрым сердцем…
Елизавета ЧУХАРОВА
Комментарии
Не стоит брать детей из детдома, можно "напороться" на такой "коктейль" дурных ген....
Знаю три семьи, пострадавших от своей доброты - один ребёнок стал вором, другой алкоголиком, третий закончил жизнь в психушке, перед этим отравив жизнь родителям.
До 13-15 лет это обычные дети, но потом гены вылезают, во "весь рост".
Усыновление - это точно лотерея !!
Я сам имел дело с сиротами и детскими домами и кое что знаю. Детям для нормального развития нужны не наемные работники которые " любят " их за деньги а именно родители с их любовью заботой и каким то стержнем , который и станет основой характера и всего остального.
К сожалению многие усыновители тоже не сколько детей пытаются взять по душевным каким то позывам а за деньги.
Но самое нехорошее то что дети в детдомах вырастают совершенно не пригодными к жизни вне дет дома. Им дают жилье а они его продают. Поверьте что многие из них просто не умеют заварить чай ... Они привыкли что в дет доме чай всегда уже заверен и налит в чайник. Они даже выйдя стараются снова собираться где то вместе и жить коммунами , рожают детей неизвестно от кого и сдают их в дет дома. Вот такая вот беда