Как большевики напали на Финляндию в 1941-м году.

На модерации Отложенный

На гайд-парке уже который день обсуждается опрос про советско-финскую войну  1941-го года. Вообще-то опрос был про т.н. Зимнюю войну - советско-финскую войну 1939-го года, но потом поток мутного сознания либералов перенес дату дальше.

Основная мысль этих почитателей Гитлера и его прихвостней состоит в том, что если бы ужоснахзлой Стален коварно не напал на белых и пушистых горячих финских парней, то никакого нападения Финляндии на СССР, а значит и блокады Ленинграда не было бы.

Я хотел сам сваять креос на тему, но наткнулся на отрывок из книги Мауно Иокипии

«"Финляндия на пути к войне:
исследование о военном сотрудничестве Германии и Финляндии в 1940-1941 гг."

«В других же районах предпринимались упреждающие меры на основании сведений, полученных от немцев. Так в день Барбароссы 22 июня 1941 г. финны провели по крайней мере неделю готовившуюся операцию "Регата", т.е. оккупацию демилитаризованных Аландских островов (двумя полками при солидной в 69 стволов артиллерийской поддержке). Конвой, который охранялся значительными силами прибрежного флота, состоял из 23 кораблей. Предпринятая русскими в 6 утра попытка бомбардировки судов оказалась безуспешной.

Накануне дня Барбароссы германские минные заградителя вышли вечером из финских шхер и ночью без каких-либо осложнений поставили поперек Финского залива два мощных минных заграждения: от Порккала - "Корбету" (400 мин и 700 буев против тральщи-

ков), и от Корппо - "Аполду" (590 мин и 700 буев). Третью операцию по минированию заливов эстонских архипелагов в это же время провели вышедшие из Корппо немецкие торпедные катера. При благожелательной поддержке финнов стремительная операция немцев удалась сверх всяких ожиданий.

В течение следующих трех дней до вступления Финляндии в войну немецкие торпедные катера провели атаки на русские морские коммуникации, связывавшие их с Ханко. И хотя русские на основании типов катеров могли заключить о их принадлежности немцам, тем не менее короткий радиус действия катеров свидетельствовал о том, что они должны были базироваться в шхерах Финляндии. Финны, несмотря на то, что Финляндия еще не вступила в войну, взяли в плен нескольких моряков с потопленного немцами корабля.

Значительно существенней тот факт, что финские большие подводные лодки "Весихииси", "Ветехинен" и "Ики-Турсо" предприняли 22 июня 1941 г., т. е. затри дня до вступления Финляндии в войну, рейд по минированию залива Кунда близ эстонского побережья, который они совершили со своей базы в шхерах Порвоо. Две субмарины повторили операцию 23-24 июня в районе Суурсаари. Таким образом, Финляндия - в духе достигнутых в Киле договоренностей и без каких-либо специальных требований со стороны Германии - еще до решения парламента на практике начала военные действия.

В рамках этих военно-морских операций 22 июня планировалось провести минирование подступов к Кронштадту силами Люфтваффе. Данная задача выполнялась четырнадцатью самолетами Юнкере-88 из Kampfgruppe 806, которые поднялись в Восточной Пруссии, но дозаправку на обратном пути проводили на финском аэродроме Утти. В первом самолете в качестве "лоцмана" находился финский офицер связи. Системы противовоздушной обороны Финляндии были предупреждены о "своих самолетах". Другой немецкий бомбардировочный полк примерно в это же время через Салпаусселькя и Ладогу также совершил налет на Кронштадт, приземлившись на обратном пути в Утти.

Силами этого же воздушного полка 23 июня с хельсинкского аэродрома Мальми попытались нанести удар по каналу Сталина, но отправленный заранее самолет- разведчик сообщил об облачной погоде в районе Повенца, так что на этот раз от полета пришлось отказаться. Попытка удалась только 27 июня 1941 г., когда уже с реконструированного аэродрома Мальми могли легко подняться в небо даже тяжело загруженные бомбардировщики.

Для того чтобы удостовериться в разрушениях на канале Сталина, немцы отправили туда финскую диверсионную группу из 16 человек. Ее перебросили в ночь с 22 на 23 июня 1941 г. на двух больших немецких гидросамолетах из Оулуярви на Конозеро, к востоку от канала. Она попыталась 28 июня взорвать один из шлюзов, но была отброшена и, убедившись в удавшемся бомбовом налете, удовлетворилась

организацией взрыва на Мурманской железной дороге. Группа вернулась 10 июля. В этом предприятии помимо самих ее участников были задействованы и другие финны.
По приказу Главного штаба из Иоэнсуу в ночь на 23 июня были направлены четыре финских истребителя BW для прикрытия возвращавшихся немецких транспортных самолетов. Немцы, однако, сбились с курса, и финские истребители напрасно ожидали их в условленной зоне советского воздушного пространства около часа.

С нападением 22 июня Германии на Советский Союз финны, за три дня до вступления в войну Финляндии, уже осуществляли воздушную разведку за пределами своих границ. Неподалеку от Таллинна, где велось наблюдение за передвижением кораблей советского военно-морского флота, финский разведчик, поднявшийся в небо с аэродрома в Турку, оказался в такой близости от эстонского побережья, что оказался сбитым 40-мм зенитным орудием. С аэродрома Тиккакоски, в связи с подготовкой наступления на Хиитола и Сортавала, 23-24 июня трижды совершались полеты для проведения аэрофотосъемок этих районов. Аналогичные действия в приграничной зоне предпринимали и русские, атакуя, в частности, 23 июня небольшое финское судно. Осуществлявший в шхерах близ Порвоо разведывательный полет русский гидросамолет МБР-2 в результате отказа двигателей был 24 июня захвачен в плен еще до начала войны.

Проводившиеся немцами еще до Барбароссы разведывательные полеты в Лапландии, сразу же после 22 июня, несмотря на плохие погодные условия, переросли в масштабную воздушную войну. Немцы провели 23 июня 1941 г. минирование акватории Полярного, наследующий вечер - Мурманского залива и 25 июня подвергли бомбардировке железную дорогу и аэродром в Ниве. Велась активная ближняя разведка. Таким образом, формально сохранявшийся запрет финских властей на полеты в Лапландии ни в малейшей степени не сковывали немцев. Финляндия предоставила немцам право на проведение полетов в ночь с 24 на 25 июня, т.е. до того, как сама вступила в войну.

Наконец, надо заметить, что в период финского "трехдневного нейтралитета" немцы сразу же 22 июня 1941 г.

оккупировали Петсамо (Операция "Реннтир"). Это означало, что помимо двух немецких дивизий, следовавших из Рованиеми в Саллу и частично уже там находившихся, на территории Финляндии неожиданно появились еще две новые немецкие дивизии (2 и 3 горная дивизии). Пятая немецкая дивизия (163 дивизия Энгельбректа) стала прибывать в Финляндию лишь на третий день после вступления ее в войну (головные части в Торнио 28 июня). В Петсамо немцы сразу же захватили в плен большой персонал советского консульства, финское "Отделение Петсамо" лишь наблюдало за происходящим со стороны.

И хотя далеко не все проявления финско-германского сотрудничества становились известны русским, у них все же - особенно в период финского "трехдневного нейтралитета" - накопилось такое огромное количество фактов, что их реакция нанести 25 июня бомбовые удары по аэродромам Финляндии сама по себе не была неожиданной. Финны, подсчитав количество появившихся в небе самолетов, приводят в своих бюллетенях явно заниженные данные (около двухсот ). По сведениям официальной истории военно-воздушных сил Советского Союза (на английском языке в 1973 г.), удары наносили самолеты Северного фронта совместно с авиацией Балтийского и Северного флотов. Цель заключалась в ослаблении авиации противника на севере и в том, чтобы воспрепятствовать ее налетам на Ленинград. В операции было задействовано 236 бомбардировщиков и 224 истребителя, всего 460 самолетов. В расчет приняты самолеты, наносившие удары и по немецким позициям в Лапландии. Утверждается, что в результате налетов, продолжавшихся несколько дней, было уничтожено 130 самолетов, что является крайним преувеличением, хотя разрушения кое-где, в частности, на аэродроме в Турку, имели место. Во всяком случае, российская историография более не отрицает ни инициативу собственной страны, ни масштабность бомбардировок.»

 здесь -  http://www.around.spb.ru/finnish/waywar/resume.php

и здесь - http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=45498&page=5

Далее:

А.В.Платонов "Трагедии Финского Залива" Москва."Эксмо" 2005.


"16—19 июня 1941 г. отряд кораблей германского флота, пред¬назначенный для действий из финских военно-морских баз, прибыл в Хельсинки и Турку. Командующие германскими и финскими си¬лами действовали самостоятельно и не были подчинены друг другу. Взаимодействие для достижения единой оперативной цели обеспе¬чивалось путем их договоренности между собой. На основании со¬гласованных решений своих командующих штабы разрабатывали соответствующие оперативные документы. Обмен ими производился только лишь по вопросам, касавшимся безопасности плавания (гра¬ниц минированных районов, опознавательных сигналов, навигацион¬ных знаков и др.).
Районы действий финских и германских подводных лодок раз¬делялись 26-м меридианом: к востоку от него действуют финские подлодки, а к западу — германские.
Усилия разведывательных служб Германии и Финляндии нака¬нуне войны целиком подчинялись интересам предстоящих военных действий. Их самолеты в разведывательных целях преднамеренно нарушали советские границы. "

Размещение на своей территории (базах, аэродромах) вооруженных сил противника - является по сути враждебным актом.

Дальше:
"Минная группа «Кобра» под охраной пяти катерных тральщи¬ков и шести торпедных катеров поставила заграждения И-17, И-57, И-58 и И-59 к северу от мыса Пакринем. 21 июня эта группа на¬блюдала советский линкор, идущий на запад, и после выхода, около 21:40, заметила суда и по крайней мере три военных корабля. Во время постановки мин советские береговые наблюдательные посты несколько раз запрашивали германские корабли светом азбукой Морзе. Они не отвечали, но «Kaiser» зажег якорные огни. Ввиду движения советских судов заграждения поставили с некоторым от¬клонением от первоначального плана, после чего германские кораб¬ли без каких-либо помех вернулись в шхеры Финляндии."
А это уже военные действия враждебной страны (Германии) ведущиеся с территории Финляндии.

Ещё:
Финны тоже в ночь с 21 на 22 июня ставили минные загражде¬ния в Финском заливе, но подводными лодками: И-74 — «Iku-Turso» и И-75~«Vetehinen». Уже на рассвете 22 июня германская авиация сбросила 25 донных мин южнее маяка Толбухин, юго-во¬сточнее Кронштадта и между Котлином и Ленинградом. Далее мин¬ные постановки продолжались еженочно. В частности, 24 июня по¬становкой донных мин севернее маяка Тахкуна (заграждение И-19) был перекрыт остававшийся еще свободным для больших кораблей про¬ход вдоль северного берега острова Хиума (Даго). Финские подвод¬ные лодки 24 июня выставили заграждения И-77 и И-78 в районе ма¬яка Родшер. Таким образом, противник в течение только первых трех дней войны создал минную угрозу у выходов из баз и основных морских сообщениях КБФ…
1 По поводу И-74 существует разночтение: некоторые источники указывают, что оно выставлено в ночь с 22 на 23 июня.

А вот это уже боевые действия которые ведут непосредственно ВМФ Финляндии против КБФ 21-22 июня 1941 г.

Про бомбардировочную группу KGr.806 использовавшую с первых дней войны финский аэродром Утти в качестве базы для челночных полетов - уже упоминалось .

Текст Мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой от 12 марта 1940 года здесь - http://heninen.net/sopimus/1940.htm

Что и предлагаю для обсуждения.

Мои тезисы:

1. - Решение о нападение на СССР принято правительством Финляндии зимой 1941-го года и причиной ему не была бомбардировка военных объектов советской авиацией 25 июня.

2. - Боевые действия Финские ВМС начали в ночь на 22-е июня, а сухопутные войска, (РДГ) - утром 22 июня.

3. - Размещение на финской территории двух немецких дивизий уже само по себе являлось нарушением нейтралитета и мирного договора.

4. - Атаке с воздуха подверглись не "мирные города", а военные объекты, занятые немецкой армией, которая уже вела боевые действия против СССР.

и т.д.