Транснациональные корпорации в идеологической обработке молодых государств
На модерации ОтложенныйТранснациональные корпорации в идеологической обработке молодых государств
Постер фильма "Полуночное безумие", 1980. Еженедельное потребление продукции «Уолт Дисней продакшнс»: 50 миллионов слушает пластинки или танцует под музыку Диснея, 100 миллионов смотрит один фильм, 150 миллионов просматривает комиксы, 800 миллионов читает одну книгу или журнал Диснея.
Последнее десятилетие отмечено резко возросшим идеологическим и культурным наступлением Запада на молодые государства Азии, Африки и Латинской Америки.
В интересах идеологической обработки масс в освободившихся странах они используют кино, театр, рекламу, сеть общеобразовательных учреждений, культурный и научный обмен, церковь, разного рода благотворительные фонды, сотрудничество в подготовке кадров и т.д.
Обращают на себя внимание возросшая изворотливость империалистической пропаганды, ее быстрое переключение с одних форм на другие, бесцеремонность в выборе средств, скоординированность действий государственной пропагандистской машины с частным сектором.
Достаточно сказать, что источником информации, из которого одной развивающейся стране сообщается о событиях, происходящих в другой, являются, как правило, крупнейшие агентства Юнайтед Пресс Интернэшнл (США), Ассошиэйтед Пресс (США), Рейтер (Великобритания), Франс Пресс (Франция). По аналогии с семью нефтяными монополиями-«сестрами» их называют четырьмя «сестрами» в области информации.
Характерно, что любая попытка избавиться от зависимости, в частности путем создания собственных информационных центров или укрепления национальных агентств, немедленно воспринимается «сестрами» и изображается западными правительствами как вопиющее посягательство на так называемую свободу информации, как нарушение прав тех, кто постоянно сам посягает на свободу и права освободившихся государств.
Не меньший, если не больший вес имеют транснациональные гиганты электронной промышленности, монополизировавшие производство средств, с помощью которых соткана всемирная сеть коммуникаций между ТНК, государственно-монополистическими институтами, организациями и правительствами.
Она позволяет добиваться определенных политических, экономических и военных преимуществ в конкурентной борьбе с соперниками.
Так, расположенные рядом два африканских государства - Заир и Берег Слоновой Кости поддерживают телефонную связь между собой через Париж. Кения и Танзания связываются через Лондон, Боливия и Парагвай - через Нью-Йорк, и таких примеров можно привести сколько угодно.
Включив радиоприемник где-нибудь в Бамако или Бейруте, Маниле или Сингапуре, Каракасе или Дакаре, часто в течение нескольких часов можно слушать передачи, ретранслируемые из Парижа, Мюнхена или Лондона.
В ежегодном исчислении американские телевизионные компании продают и распространяют за рубежом материалы для вещания в течение 250 тысяч часов, английское и французское телевидение - программы по 20 тысяч часов каждое, телевизионные компании ФРГ на 6 тысяч часов.
Так, часовой телефильм, производство которого обходится Голливуду в 400-500 тысяч долларов, продается Египту за 400-450 долларов, Ливану - за 170 - 250 долларов, а бывает, и за 70-100 долларов.
Международные рынки буквально наводнены изделиями западной телевизионной продукции. Это детективные серийные фильмы, музыкальные и образовательные программы,
Крупнейшие из них - британское «Висчьюс», англо-американское ЮПИ-ТН и американское «Си-Би-Эс-ньюс» - являются частями ведущих информационных агентств или телевизионных компаний и имеют широкую номенклатуру программ и мощное техническое оборудование.
Даже в Индии, занимающей первое место в мире по производству фильмов, американская и английская кинематографии сохраняют сильные позиции.
Через посредство этой многообразной сети, практически опутавшей весь капиталистический мир и руководимой из США, назойливо внушается мысль: «Вот вам мир, который не знает социальных конфликтов».
При этом кино выполняет роль своеобразного тарана.
Целый ряд серьезных исследователей утверждает, что таким образом в значительной мере порождается и сохраняется зависимость в области знаний и получает питательную среду прозападная элита среди интеллигенции в развивающемся мире.
Последняя, например, ежемесячно распространяет более 15 миллионов экземпляров учебников, изданий художественной литературы и политических книг, комиксов, всевозможных самоучителей и другой продукции.
Многие африканские интеллигенты, ученые, писатели, правительственные эксперты обнаруживают, что для того, чтобы вступить в контакт со своими коллегами в других странах, им нужно издавать свои книги за пределами Африки.
Таким образом зависимость увековечивается. Еще одной формой идеологического проникновения Запада в освободившиеся страны являются «филантропические фонды», созданные на пожертвования ТНК. Только в Африке действует около 30 различных американских фондов. Они организуют выставки, составляют программы для школ и колледжей, предоставляют стипендии студентам и преподавателям, обмениваются литературой, выпускают информационные бюллетени, рисующие в выгодном свете деятельность монополистического капитала, частное предпринимательство.
С расширением прямых инвестиций и созданием своих филиалов в Африке и Азии ТНК начали как бы интегрироваться в их экономические структуры, формируя кадры элиты, передавая ей свои привычки, стиль мышления, поведения, модель потребления. Делается это с помощью рекламы, которая оказывает заметное влияние на культуру и информацию. Рекламные вывески, эмблемы, объявления - элементы потребительской культуры - воздействуют не только на хорошо обеспеченные, но и на низшие слои общества в освободившихся государствах.
Тем более, что ТНК на рекламу денег не жалеют. В целом ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки расходы на рекламу составляют в среднем 30 процентов национальных бюджетов на образование, науку и культуру. Даже местная прогрессивная печать из финансовых соображений вынуждена публиковать целые рекламные полосы западных фирм, которые, как указывает танзанийская «Дейли ньюс», «с этической точки зрения ошеломляют своим антисоциальным и антиафриканским содержанием».
Прогрессивные деятели континента не раз отмечали, что подобная реклама нацелена на поощрение отказа от традиционных культурных ценностей, навязывает Африке потребительские привычки западного общества. Казалось бы, западный частный капитал проник сегодня практически во все сферы духовной и культурной жизни большинства своих бывших колоний. Но даже такого крупномасштабного проникновения уже кажется недостаточно современному империализму.
Поэтому на помощь ТНК привлекается государственная пропагандистская машина, имеющая в своем распоряжении опытные кадры и соответствующие деньги. Официальный орган правительства США - Управление международных связей (УМС) - имеет бюджет около 560 миллионов долларов в год и штат сотрудников численностью более 8500 человек. Вносят свою лепту в идеологическую экспансию американского империализма, и надо заметить немалую, спецслужбы США.
Пожалуй, немногим известно, что треть своего огромного бюджета Центральное разведывательное управление, а это свыше 2 миллиардов долларов, расходует по статьям «распределение информации» за пределами США, то есть для пропагандистских диверсий и «психологической войны» против стран, чей социально-политический строй или чья политика по каким-либо причинам не устраивают официальный Вашингтон. 300 миллионов долларов расходует на пропаганду и Пентагон.
Стремясь влиять на формирование общественного мнения, ЦРУ и американское военное ведомство используют радио, телевидение и разветвленную сеть газет, журналов, информационных агентств и издательств, через которые они наводняют мир поделками своей «черной пропаганды». Делается это примерно по следующей схеме: где-нибудь, скажем, в Бангкоке, в мелкой газете, получающей поддержку ЦРУ, помещается сообщение, которое затем подхватывается агентством Рейтер или американской информационной службой и попадает на первые полосы мировой печати, становится новостью для телевидения и радио.
Так в последнее время были сфабрикованы «утки» о причастности СССР к «международному терроризму», о поставках оружия социалистическими странами борцам за национальное освобождение в Сальвадоре и т.д. Фактически разведка США стала сегодня одной из крупнейших в мире организаций по фабрикации и распространению выгодных американскому империализму идеологических «товаров» - печатной, радиотелевизионной и иного рода информационно-пропагандистской продукции, над изготовлением которой работают в его стенах две тысячи штатных пропагандистов и около тысячи по контракту.
ЦРУ финансирует такие подрывные радиостанции, как «Голос свободной Азии» и «Голос свободной Африки», и намерено создать аналогичную станцию на территории небольшого островного государства в Карибском море Антигуа для ведения целенаправленной «психологической войны» против стран этого района.
Анализ этой концепции показывает, что основные цели империалистической пропаганды в странах Африки, Азии и Латинской Америки можно определить следующим образом: экономические - популяризировать частное предпринимательство и оправдывать сохранение экономической зависимости освободившихся государств от империалистических держав; политические - подрывать престиж социалистических стран, стремиться изолировать от них развивающиеся государства; идеологические - насаждать буржуазную идеологию, нейтрализовать идеи научного социализма.
Народам молодых государств, сбросившим колониальное ярмо, ежедневно, ежечасно внушается миф о «советской военной угрозе», об «агрессивных намерениях» стран социализма, фальсифицируются и извращаются принципы коммунистического учения, очерняются социалистическая действительность и мирные инициативы мирового социалистического содружества.
Антикоммунизм стал главным средством неоколониалистской тактики, применяемым для оказания влияния на все сферы общественной жизни освободившихся государств, основой всех «теоретических» построений неоколониализма и платформой, на которой империалистическая идеология сближается с идеологией феодальных элементов и реакционных групп буржуазии молодых государств. Все заметнее утверждается новая пропагандистская линия с целью разработать «конструктивную альтернативу» идеям социалистической ориентации.
Адепты этой концепции пытаются доказать, что национально-освободительное движение, в том числе революционная демократия и ее идеология, не является частью мирового революционного процесса и не имеет ничего общего с научным социализмом, то есть противопоставляют эти две прогрессивные силы друг другу.
С помощью этой и подобных теорий делается попытка привлечь на свою сторону политические течения националистического толка и интерпретировать с антикоммунистических позиций местный национализм, религии, использовать в своих интересах появившиеся в последние годы многочисленные немарксистские утопические концепции социализма. Вновь особый упор делается на разного рода теории «модернизации», «индустриализации», экономической «помощи» и «экономического роста», чтобы затушевать продолжающуюся хозяйственную эксплуатацию развивающихся государств и внушить их общественности, будто в решении социально-экономических проблем освободившегося мира ключевую роль играют капиталистические страны.
В попытках расширить свою социальную опору в молодых государствах неоколониалисты пропагандируют также антикоммунистически окрашенные теории «элиты», «нового среднего класса», «бедных и богатых наций». Разработкой этих теорий, как и всей тактики неоколониализма, в империалистических странах и занимается государственно-монополистический пропагандистский комплекс, выполняющий социальный заказ монополий.
Более того, в условиях нового, коллективного колониализма экономический гнет многократно возрос. За 30 лет крушения колониальной системы Запад выжал из освободившихся стран больше реальных ценностей, чем бывшие страны-метрополии из колоний за 300 лет.
Терпят провал и их попытки подорвать союз сил национального освобождения с миром социализма.
Николай Ермошкин. Неоколониализм транснациональных корпораций, Коммунист 1981
Комментарии