Русский «совок» еще спляшет на морде тех, кто пляшет сейчас на нем!

На модерации Отложенный

Странная вещь: чем больше времени проходит после гибели СССР, тем актуальней у нас ностальгическая тема обсуждения всего советского. Или что-то в нашем постсоветском развитии, которое иные называют деградаций, пошло не так? Кстати по царской России после Октябрьского переворота 1917 года тоже какое-то число людей тужило: «10 лет, как жизни нет!» Но через 10 лет таких в стране осталось кот наплакал. А сейчас обратная картина: число тужащих по СССР спустя уже четверть века после его падения с каждым годом все растет.

В связи с чем попытаюсь сформулировать мое представление о советском человеке.

 

1. Прежде всего скажу, что советский человек существовал и продолжает существовать поныне. В годы перестройки были разговоры на ту тему, что какого-то специального советского человека нет, а есть просто человек. Тогда многие были с этим согласны, хотя с трибун и из СМИ неслось: «Мы, советские люди…»

Тогда считалось, что «советский человек» – это всего пропагандистский штамп. В положительном смысле он воспринимался разве что в виде цитаты из книги Б. Полевого о летчике Мересьеве «Ведь ты же советский человек!»

На той волне мы поддержали в сяких воров и номенклатурщиков, которые изображали из себя демократов, а потом заклеймили нас «совками». Такого термина до 1991 года вообще не было, он возник лишь тогда, когда обещанный демократический рай обернулся для большинства адом – и нужно было искать за это козла отпущения.

2. Наверное, не существует на свете более оболганных людей, чем советские люди или «совки». Им приписывают все самое плохое, что существует в обществе и в человеческой природе.

Но этот образ даже не получается карикатурным – настолько он противоречив. Например «совки» – это те, кто мочатся в подъездах. Но в любой стране, где ночью не работают общественные туалеты, люди делают то же самое: отливают, где придется. Но «у них» это делается как-то эстетично, романтично – а у нас с «совковой мерзостью».

Далее. Советские люди считаются безынициативными, склонными к государственной халяве. Но одновременно утверждается, что они были страшно вороваты и тащили с работы все что можно – от скрепок до огромных труб. Спрашивается, как совмещаются два этих утверждения? Если тащили – значит, не такие уж и безынициативные.

Советские люди упрекаются одновременно и в рабстве, и в имперских амбициях. Но кто видел раба-имперца?

Советского человека винят сразу в расизме, антисемитизме и в интернационализме. Он виновен в том, что ставил общественное выше личного – и в том, что в занимал позицию «Моя хата с краю».

Советский человек имел лагерный менталитет, покрывал преступления коллег и соседей, но одновременно стучал на них в КГБ.

Советский человек и алкоголик – это синонимы.

Список претензий к советскому человеку бесконечен. Если выделить из самого большого словаря все негативные определения, они всецело будут отнесены к советскому человеку. Хотя еще ни к кому так не относились в мире. Даже антисемиты признают за евреями положительные качества: ум, любовь к детям, взаимопомощь, предприимчивость. О советском же человеке с 1991 года не было сказано ни одного хорошего слова. За ним не признавалось ни одного достойного деяния.

Победа в войне? Это не благодаря, а вопреки. Но разве воевали не советские люди? А им Бог помог. Эта мысль хорошо проведена в фильме Михалкова «Утомленные солнцем-2»: мыши помогли, комарики, божий промысел…

Советские еще летели в космос, освоили атомную энергию, создали ядерный щит страны, открыли и освоили нефтегазовые месторождения, построили города в вечной мерзлоте, имели лучший спорт в мире… Но все эти достижения ничего не стоят. Любой «антисовок» вам живо объяснит, что за границей все тоже самое делали лучше, что-то мы украли, что-то было никому не нужно, а вот джинсы в достаточном количестве не шили, и очереди были. И бесполезно говорить, что достижения СССР были доступны лишь считанным странам – вам с придыханием расскажут, что недоступная «совкам» жвачка Орбит дороже всех тех достижений.

3. Как определить, кто является советским человеком?

Сформулировать настоящие советские установки труднее, чем плевать в адрес «совков».

Советские люди были интернационалистами. Даже если они в душе и недолюбливали представителей каких-то национальностей, то вслух стеснялись говорить об этом.

Установка не высовываться была сильна у части советских людей – но разве у них только? Эта защитная реакция присуща сегодня и добропорядочным гражданам Европы и США, которые остерегаются рассказывать на работе политические анекдоты и бунтовать против засилия мигрантов и секс-меньшинств.

Но в СССР было и огромное стремление как-то повлиять на обстановку: советские люди активно писали в газеты, контрольные и партийные органы, будучи уверены, что их услышат. Теперь такое и в голову никому не придет.

Советский человек считал, что есть определенный договор: он работает и не задает лишних вопросов, а государство обеспечивает ему жилье, медицину, образование, защиту от внешних врагов и уличной преступности, необходимый ассортимент товаров и комфортность жизни. А если не обеспечивает, то нужно писать жалобы и искать правду.

Хотя советский народ не считал лишним и подстраховаться по принципу «На власть надейся, а сам не плошай!» Многие держали огороды, делали съестные запасы, шили и вязали, умели своими руками починить бытовую технику, построить дом. Дело вполне разумное, позволившее, кстати, многим выжить в страшные 90-е, да и сегодня помогающее выживать.

Советские люди стремились к равенству. Токари, врачи и инженеры считали, что должны жить примерно в таких же условиях, как министры и партработники. И даже в личном общении было неприлично хвастать чем-то сверх обычного. Это хвастовство «нетрудовыми» пришло уже при Горбачеве, который своей перестройкой не исправил накопившиеся недостатки СССР, а возбудил в людях самые низменные, животные инстинкты.

Советские люди верили в настоящую, бескорыстную любовь. «Ты со мной ради выгоды!» – это означало конец отношений. Однако разводов при СССР было в разы меньше, чем сейчас. А сирот при живых родителях вообще насчитывалось на весь Советский Союз единицы. И, кстати, уже за одно это советский строй мне дороже любой, пусть трижды озолоченной формации, при которой слеза ребенка-сироты становится распространенной и вполне привычной нормой.

Советские люди, как и все другие, стремились к материальному благополучию, но при этом имели убеждение, что нужны еще и какие-то духовные ценности. Отсюда тысячи кружков и сельских клубов, домов народного творчества, Дворцов Пионеров, областных и всесоюзных конкурсов народных талантов. Увы, по телевизору эти конкурсы певцов и балалаечников часто смотрелись не ахти – задавленные грубым политическим прицелом и бездарностью ведущих-конъюнктурщиков. Но для самих участников – доярок, трактористов, ткачих и прочих обитателей нашей глубинки – это был настоящий пир горой. Оправдание всех тягот еще недоустроенной жизни: надо же – попасть в телевизор, вся своя деревня смотрит или малый городок! Ух ты! Да мы еще за это в третью смену забесплатно сходим!

Советские люди верили в науку и ждали от нее новых открытий. Многие выписывали научно-популярные журналы, писали в них, составляли свои рацпредложения – как бы вливая этим свою толику в прогресс общей для всех страны. А сегодня можете вообразить себе работягу, который обратится к собственнику производства с предложением оптимизировать процесс работы? Да вот те хрен! Клади асфальт на лужи, чтобы смылся через два месяца! – вот широко распространенный принцип современного наемного работника.

4. В общем советские люди были слишком хороши для этого мира. На том и погорели: на задушевной вере в справедливость и в то, что начальство тоже за своей душой имеет совесть – и выполнит в конечном счете свои обещания об улучшении всей жизни и снабжения.

Но то начальство, как воровка на доверии, живо переметнулось на другие рельсы, указанные сначала Горбачевым, потом Ельциным. И на корню предало доверившийся ему народ – а затем, во искупления своих грехов, давай втаптывать его в грязь путем этого модного сегодня слова «совок».

И это слово сейчас уже нет-нет переносится с советского человека на русского. Он же и вата, и еще черт знает кто.

Но он еще – и несжимаем как вода. Время придет – и русские, как в 1812 году и как в 1945-м, заставят потесниться тех, кто нынче пляшет на их морде.