Что нами движет. Стратегия воспитания человека.

На модерации Отложенный

Продолжу свои любительские психологические наблюдения. Можно с известной долей условности выделить следующие основные силы, движущие нами по жизни:

1. Грубое "я". Это, говоря библейским языком, прописанный в нас закон мира сего, говорящий: "я" "моё", "наши-чужие", "наслаждайся", "ищи удовольствий", "защищайся", "выживай", "урывай", "унижай", "унижайся", "обижайся", "обижай", "превозносись над другими", "слепо подчиняйся" и так далее. Сюда же относятся и большая часть эмоций, и стадное чувство, желание быть как все или наоборот выделяться, подчиняться правилам или бунтовать. Это грубое "я". Принимает самые причудливые формы. Проникает во всё. Самое внешнее проявление грубого "я" - эмоции. Они могут быть как бурными, так и вялотекущими, как негативными, так и положительными (например, самодовольство). Грубое "я" может быть агрессивным, тупым, злобным, самодовольным и т.д. То есть, как правило, какие-то определённые эмоции в нём доминируют.

2. Надзирающее "я". Это - подпрограмма "я", надстройка, наблюдающая соответствие всех действий и психических процессов неким правилам, неким стандартам. Каким именно - обычно закладывается в ходе воспитания и социализации как некие априорные ценности. Однако, одним из признаков взросления личности является то, что она начинает сама себе назначать правила и жить по ним. Признаком же деградации личности является то, что надзирающее "я" либо полностью отключается, либо переориентируется на другие "я" и служит лишь самооправданию или, иными словами, грубому "я", хотя по своей природе должно это последнее сдерживать и облагораживать. По сути, надзирающее "я" является самым грубым проявлением совести. При вступлении человека в религиозную практику, он перепрограммирует своё надзирающее "я" на те правила, которые бытуют в этой практике. Надо сказать, что в большинстве религиозных традиций правила эти удивительно (впрочем, что тут удивительного?) схожи.

3. Рассудок. Это - встроенный вычислительный аппарат, высчитывающий, как лучше достичь той или иной цели. Как правило имеет подчинённый характер, может быть развит и задействован в большей или меньшей степени, однако в некоторых тяжёлых случаях становится главной действующей силой в человеческом существе. Часто он тоже выступает в роли судии на предмет того, что правильно а что не правильно. Однако, допускать его в этом можно только до сугубо прагматических вещей, да и то при этом верифицировать с помощью п.2,4 и 5 или даже 7 (см. ниже).

4. Когнитивное начало. Это - желание понять, познать, научиться. Пытливость. Если оно подчинено грубому "я", то вырождается в жажду новых впечатлений, развлечений и тому подобного. Кроме того, оно может быть почти совершенно подавлено и тогда человек погружается в апатию и скуку, которую ничто не может развеять. В очищенном виде когнитивное начало всё больше приближается к праджне, непосредственному постижению сути вещей.

5. Созидающее начало. Сюда относится и чувство правильного, - высшее проявление совести. Особое ощущение, различение правильного и неправильного. Человек чувствует, что если он не сделает это, он нанесёт ущерб чему-то глубокому и главному в жизни и в себе. И если не совершает - чувствует этот ущерб как особую внутреннюю боль. В то же время, при совершении правильного шага, служащего другим на благо, ощущается особая чистая радость. Чувство правильного имеется в зачатке у многих, однако по началу часто врёт. Его надо развивать. Помогает этому - правильно настроенное надзирающее "я". Постепенно при следовании правильно настроенному надзирающему "я", просыпается, развивается и утончается чувство "правильного". Это те самые "чувства, навыком наученные к различению добра и зла", о которых говорил ап.Павел. Сюда же относится и чувство любви, которое заставляет нас заботиться о ближнем, жертвовать собой ради него, созидать, создавать новое и прекрасное, приносить любовь и дарить красоту. Просто - дарить от всего сердца. Сюда же относится творчество и инспирации.

6. Стремление к "горнему". Это чувство заставляет нас искать Бога, метаться по жизни и ни в чём не находить удовлетворения. Это - голос нашего духа. Чувство правильного рождается именно из тоски по горнему. Эта тоска заставляет нас действовать наперекор грубому "я" и рассудку, работать над собой и в конце концов приводит нас к полной трансформации грубого "я", к поглощению его в духе.

7. Можно также особо выделить ещё одно начало, которое можно назвать "чувством Дао" или "Божией волей" или "чувством Истины". Довольно трудно описать это чувство, но попробую. Здесь всё происходящее, само бытие, начинает ощущаться как некий Поток, непрерывный, вечный, благой, хоть и проявляющийся в бытии, но "находящийся" за пределами всех пределов. И вот, когда человек начинает чувствовать это Дао, этот Поток, он видит, что определённый модус действий и внутреннего состояния обостряет это чувство, а всё другое - замутняет. Или, можно условно сказать, что некоторые действия соответствуют Дао, а некоторые - не соответствуют, хотя нет ничего что бы не было в Дао. Поначалу это чувство очень неустойчивое. Но помере же его укрепления и истончения оно становится всё более точным, вплоть до малейших действий и каждого слова и жеста. Чувство это появляется со временем по мере следования пп.5 и 6. 

Конечно, эти мотивации почти всегда смешаны в той или иной пропорции, однако, каждое наше действие имеет лишь одну из этих сил в качестве главенствующей.  Кроме того, те или иные аспекты, проявлены в каждом человеке в разной степени.

Цинизм говорит, что в людях есть только первые три пункта, но он - яд. Человек под действием цинизма деградирует.

Очень важно научиться различать свои мотивации, движущие силы. Нужно помнить, что грубое "я" очень коварно  и проникает повсюду. Поэтому необходимо тренировать и оттачивать п.2 и п.4 чтобы различать присутствие грубого "я", которое может отравить всё.

Ещё нужно помнить: грубое "я" поддаётся обработке и воспитанию. Расхожая ошибка заключается в том, что человек говорит: "ну такой вот я и тут ничего не поделаешь". Так вот - ПОДЕЛАЕШЬ, нужно просто стараться. Кроме грубого "я" в нас ещё множество других сил, нужно лишь перевести грубое "я" в подчинённое положение, для начала - по отношению к пп.2 и 3. Когда грубому "я" не потакают, оно как бы усыхает. А когда включается пп.5 и 6, оно в конце концов совершенно перерождается и становится лишь тенью, подчинённой пунктам с 3-го по 6-й. Пункт 2 постепенно всё больше отходит на 2-й план, его место всё больше занимает п.5 и 6. В конце концов главной движущей силой становится "зов момента", как это называли суфии, или - Божья Воля то есть п.7. Но это уже весьма редкий случай.

Есть ещё одна возможная сила, присутствующая не в каждом человеке: одержимость. Само это понятие подразумевает, что в нас появляется некая сторонняя сила. К чему она ведёт? К разрушению. Себя или окружающего. Часто грубое "я" подключается к этому процессу, получая в этом определённое наслаждение, однако не оно является главной движущей силой здесь. И кроме того, часто именно грубое "я", захватив полную власть в домостроении человека, впускает внутрь этого домостроения вышеозначенного хищника.

И наконец - о воспитании. "Исходное" состояние ребёнка таково, что он обладает мощнейшим когнитивным началом (хотя его мощность, конечно, зависит от индивидуума). Кроме того, его надзирающее "я" поначалу совершенно не развито и оттого грубое "я", хотя и не кристаллизовавшееся ещё, часто захватывает власть в существе ребёнка совершенно. Это можно видеть, например, по эмоциональным вспышкам. Рассудок тоже ещё не развит. Определённое созидательное начало присутствует в человеке от природы. Стремление к горнему наличествует в виде стремления к любви, к любящей доброте, которое присуще каждому человеку от рождения, но потом часто убивается. Ну а пункт 7 как правило отсутствует более или менее полностью.

Неправильное воспитание, которое напрочь губит жизнь ребёнка, по моим наблюдениям, прежде всего заключается в неправильной настройке надзирающего "я", которое либо парализуется (т.е. совсем не развивается критический ум), либо развивается в сторону надзирания за другими людьми, но не за собой. Как правило, это приводит к перекосу вообще всей личности. То есть:

- затрудняется развитие интеллекта, поскольку критический ум - необходимая его составляющая

- искажается когнитивное начало, поскольку из поля познания исключается всё, что может причинить боль грубому "я". Человек не видит своих ошибок, соответственно - не учится на них, соответственно - не развивается. А отсутствие развития вообще говоря означает деградацию.

- постепенно усыхает созидательное начало, поскольку для того, чтобы созидать, чтобы "делать другому хорошо" просто так, из доброго чувства, необходимо любить других людей. А как ты сможешь любить других людей, если твоё грубое "я" главенствует? Ведь оно видит в других либо угрозу, либо источник той или иной поживы, либо же просто объект не достойный внимания.

- тоска по горнему если и присутствует, то не может быть удовлетворена, поскольку путь к этому удовлетворению лежит через обуздание грубого "я". Но часто она напрочь забивается голосом грубого "я".

- о пункте 7 и говорить не приходится.

Соответственно, отсюда выводится и стратегия воспитания правильного, которое, по сути, заключается лишь в трёх основных пунктах:

1. Настройка надзирающего "я" на самоанализ и выявление собственных ошибок с одновременной снисходительностью к ошибкам других. Вложение в надзирающее "я" тех критериев оценки, которые бы способствовали проявлению и развитию остальных, более "высоких", аспектов личности.

2. Поощрение когнитивного начала. Поощрять любые виды познания, отвечать на все вопросы, относиться к интересам ребёнка с уважением.  Предоставлять ему решать за себя (хотя и помогая увидеть заранее причины и последствия этих решений) и помогать отслеживать результаты этих решений.  Короче говоря - побуждать ребёнка к тому, чтобы думать, исследовать, докапываться до причин. Естественным образом это развивает и интеллект.

3. Питание созидательного начала. Необходимо дать ребёнку почувствовать вкус любви, почувствовать - что это такое - быть любящим и любимым. Поощрять его на добрые, благородные дела, заботу, сопереживание. Одновременно это неизбежно будет развивать и чувство правильного, и чувство высокого, а в купе с предыдущими двумя пунктами приведёт к развитию в человеке аспектов, обозначенных пунктами 6 и 7.

Конкретные методы жизнь сама подсказывает.