Бесполезный ленд-лиз в годы Великой отечественной войны
На модерации
Отложенный
В 1941-1945 годах англичане и американцы поставили в СССР 17,3 миллиона тонн грузов. Ленд-лиз существенно улучшил снабжение Красной армии и помог сократить сроки Великой Отечественной войны. Морские конвои везли в Россию военную технику, артиллерию, продовольствие, взрывчатку и боеприпасы, промышленное оборудование, автомобили, топливо и многое другое. Между тем в годы холодной войны родился тезис о «далеко не лучшем качестве» заграничной помощи. Некоторые основания для подобных выводов у советских историков действительно были.
Ненужные поставки по ленд-лизу
В битве за Москву, имевшей решающее значение для хода войны, около 20% техники было иностранного производства. Тем не менее маршал Андрей Ерёменко в 1958 году утверждал, что «наша бронетанковая техника была несравненно выше по качеству, чем американская».
Особенно дурной славой среди красноармейцев пользовался американский средний танк М-ЗЛ «Генерал Ли» — русские танкисты прозвали его «братской могилой на шестерых». Танк был громоздким и неповоротливым. Его высокий силуэт сильно выделялся на поле боя, облегчая работу немецким наводчикам, а тонкая броня не защищала экипаж.
<ins id="mailru_ad_1060428_1658392498083" class="mrg-tag" data-ad-client="ad-1060428" data-ad-slot="1060428" data-id-attr="element_1_698381" data-ad-status="pending"></ins>
Не пользовались популярностью также маломощные британские танки Mk.ll Matilda II и Mk. Ill Valentine. Генерал Иван Федюнинский в разговоре с союзниками отмечал, что эти машины с узкими гусеницами больше подходят для колониальной войны в Африке. В России же, на пересечённой местности, ««Матильдам» и «Валлентай-нам» трудно приходится». В мемуарах генерал-майора Ашота Казарьяна приводится характерный отзыв о танке «Валентайн» механика-водителя Пыльника: «Керосинка это, прогулочная машина, а не танк. Сколько ни жми — больше двадцати пяти не выжмешь, да и то по хорошей дороге. А ведь по техническому описанию должен давать все сорок».
Неудивительно, что, даже несмотря на повышенный комфорт ленд-лизовской техники, советские бойцы искали поводы пересесть на отечественные танки.
«Дрянь, а не самолёты»
Аналогичные претензии были и к поставленным союзниками самолётам. Подсчитано, что 20% бомбардировщиков и 16% истребителей, на которых летали «сталинские соколы», были зарубежного производства.
«Американские самолёты не одобряются лётчиками. Они утверждают, что наши «миги» и «лаги» лучше», — свидетельствовал в начале 1942 года военный корреспондент «Правды» Всеволод Вишневский.
Больше всего нареканий у авиаторов вызывали устаревшие самолёты Hurricane и Kittyhawk. Они могли набрать максимальную скорость лишь 520 км/ч. В то время как отечественные (и немецкие) воздушные машины разгонялись до 590 км/ч. К прочим недостаткам американской авиатехники относились плохая манёвренность и слабые пулемёты, неспособные пробить броню «мессеров».
Вопрос о качестве самолётов волновал не только рядовых лётчиков, но и руководство страны. По свидетельству Валентина Бережкова, в сентябре 1942 года, беседуя с лидером американских республиканцев Уэнделлом Уилки, Сталин затронул тему поставок в СССР «некачественных материалов», а именно самолётов «Харрикейн» и П-40.
<ins id="mailru_ad_1060450_1658392498083" class="mrg-tag" data-ad-client="ad-1060450" data-ad-slot="1060450" data-id-attr="element_2_442495" data-ad-status="pending"></ins>
«Советские люди отлично знают, — заявил вождь, — что и американцы, и англичане имеют самолёты, равные или даже лучшие по качеству, чем немецкие машины, но по непонятным причинам некоторые из этих самолётов не поставляются в Советский Союз».
В другой раз, как вспоминал авиаконструктор Александр Яковлев, «отец народов» открыто называл «харрикейны» «дрянью».
«Отморозил ноги в английских ботинках»
Если на танках и самолётах всё-таки можно было воевать, то некоторые поставляемые союзниками элементы униформы совсем никуда не годились. Генерал-лейтенант Николай Антипенко, один из известнейших тыловиков Великой Отечественной войны, вспоминал, что кожаная обувь из США отличалась плохим качеством.
«У ботинок была неудобная колодка (низкий подъём), подошва быстро лопалась, поэтому наш боец охотнее надевал свою починенную обувь, чем заграничную новую», — писал Антипенко.
Аналогичные недостатки наблюдались и у британской обуви. В Советский Союз из Туманного Альбиона поступило 15 миллионов пар обуви, и большая её часть, судя по всему, на фронт не попала. Красноармеец Фома Рябина, оказавшись в немецком плену, рассказывал противнику, что ещё на стадии формирования в Армавире бойцы его части «проклинали» английские ботинки. Несмотря на внешний блеск и кажущуюся добротность, эти ботинки «немилосердно жали в подъёме».
«Именно в этом месте они были настолько тесны, что вопрос об их использовании практически отпадал, — утверждал Рябина. — Лишь <тот солдат>, кому посчастливилось захватить на 2-3 размера больше, чем требовалось, чувствовал себя, до поры до времени, сносно».
Похожий эпизод можно встретить в воспоминаниях сержанта Сергея Костина, которому «союзническую» обувь выдали в январе 1944 года в учебном батальоне младших командиров Красной армии.
<ins id="mailru_ad_1060452_1658392498083" class="mrg-tag" data-ad-client="ad-1060452" data-ad-slot="1060452" data-id-attr="element_3_339601" data-ad-status="pending"></ins>
«Мне достались английские ботинки с малым подъёмом, — рассказывал Костин. — В феврале 1944 года я отморозил обе ноги. Пролежал в бригадном лазарете около 20 дней. Ноги почернели, но быстро зажили, и я снова стал в строй».
Пытаясь решить проблему, бойцы разрезали у ботинок подъём и вшивали в этом месте заплатки. Но такая «порча» обуви грозила дисциплинарным взысканием.
Ещё одним недостатком полученной по ленд-лизу обуви была её слабая влагостойкость, что доставляло большие неприятности на фронте. Вот что рассказывал сержант Александр Харизов, участвовавший в освобождении Псковщины (цитируется по сборнику «От солдата до генерала», том 12): «Русским солдатам обувь в то время поставляли американцы. На первый взгляд она была хорошей, но стоило наступить в лужу, она сразу же раскисала, и какие-то шлёпанцы получались».
Откуда же взялось такое количество никуда не годной обуви? Возможный ответ на этот вопрос можно найти, как ни странно, в материалах немецкой пропаганды. В 1943 году «власовская» штабная газета «Заря» опубликовала статью «Английские ботинки». В ней утверждалось, что поставленная по ленд-лизу обувь первоначально предназначалась… для ритуальных услуг. Об этом якобы рассказали пленные англичане.
«Оказывается, в Англии существовала фирма, которая изготовляла ботинки только для покойников, на их похороны, — говорилось в статье. — Так как эти ботинки для носки совершенно не предназначались, естественно, они были сделаны из соответствующего материала».
«Улыбка Рузвельта»
Поставки продовольствия из Англии и Америки спасли от голода миллионы русских. Жители Советского Союза, попробовавшие во время войны американское сгущённое молоко, прессованное мясо и шоколад, признавались, что даже в мирной жизни не ели ничего вкуснее. Однако некоторые другие продукты из-за границы удостоились не столь высоких оценок Однообразные консервы, выдаваемые в окопах, бойцы иронически прозвали «вторым фронтом» и «улыбкой Рузвельта».
«Все в один голос заявляли, что наши, советские мясные консервы более приятны на вкус», — писал тот же Николай Антипенко.
Мало кому нравились привезённые из-за океана сухари и галеты — солдаты говорили, что это «видимость, а не еда».
Наконец, нельзя не упомянуть ещё один аспект, советско-западного сотрудничества — «культурный ленд-лиз». В годы войны советские кинотеатры крутили развлекательные голливудские фильмы, которые не всегда находили понимание у зрителей.
Резервист Даниил Фибих, которому в начале 1942 года довелось посмотреть американскую ленту «Шампанский вальс», назвал происходящее на экране «далёким и чуждым». К слову, этот фильм с музыкой и танцами показывали даже в блокадном Ленинграде. В репертуар советских кинотеатров входили голливудские музыкальные комедии «Сто мужчин и одна девушка» с Диной Дурбин, «Очарован тобой» и др. На фоне трудностей военного времени демонстрация сытой и весёлой жизни могла восприниматься в лучшем случае как глупость и буффонада, в худшем — как издевательство.
Добавим, что недостатки западной продукции всё-таки не дают оснований преуменьшать значение ленд-лиза в целом. В годы Великой Отечественной войны, особенно до «коренного перелома», Советский Союз находился в критическом положении, поэтому любая помощь из-за границы была более чем кстати.
Тимур Сагдиев
Комментарии
Эйнштейн спомог по просьбе михоэлса, которого затем в благодарность- тово. А потом и сами- ага.
Короче, в вов победил газпром - угу!
------
Брехня. Самолётов по ленд-лизу получено 18 тысяч, СССР за это время произвел 160 тысяч. Максимум 10 процентов самолётов было иностранных.