Китайское НАТО в Азии?
                        
Объединение под названием "Четырехсторонний механизм координации и сотрудничества" объявило о своем создании 4 августа. Кроме Китая, который инициировал новый военный союз, в альянс вошли Пакистан, Афганистан и одна бывшая республика СССР — Таджикистан. Их лидеры решили сформировать альянс из-за того, что все эти государства длительное время страдают от терроризма.
В последние годы ситуация все больше обостряется. В Таджикистане, в частности, активизировались исламистские боевики и даже была попытка государственного переворота. В самой большой страны альянса, Китая, проблемы с исламистами в богатом нефтью регионе Синьцзян — вблизи границы страны с Пакистаном. Через эту угрозу Пекин несет убытки. Сейчас, когда Китай переживает экономический кризис, стране не нужны лишние внутренние проблемы с террористами. Что касается Афганистана, то эта страна на протяжении десятилетий борется с исламистскими "Талибаном" и "Аль-Каидой". Такая же ситуация и в Пакистане. Поэтому военное антитеррористическое объединение в этой части мира своевременное. Тем более, что исламистский экстремизм активно распространяется. И, как свидетельствуют события, один на один с ним бороться сложно.
Новый альянс четырех стран не только сможет эффективно бороться с боевиками в середине своих государств, но и предотвратит дальнейшее его разрастание. Укрепление границ усложнит проникновение террористов на территории этих государств.
Поднебесная уверенно заходит в зону России Впрочем, похоже, Китай преследовал не только антитеррористическую цель. Возможно, это только повод, вывеска для укрепления позиций Поднебесной в Средней Азии, к чему Пекин стремится очень давно.
Сразу заметен тот факт, что в альянс не пригласили Россию. Москва, после того как против нее из-за аннексии украинского Крыма и военной агрессии на Донбассе ввели экономические санкции, всячески демонстрирует, что ее лучшим союзником является Китай. Но, очевидно, в Пекине так не думают.
Для Китая основным конкурентом на мировой арене является, конечно, США. Российская федерация для Поднебесной, скорее всего — регион, который она постепенно собирается завоевать. Хотя Россия и является территориально крупнейшей страной мира, экономически, а тем более в военном плане она намного слабее. И Китай на заигрывания Москвы реагирует спокойно, не выражая особой радости. Кроме того, Пекин, внешне проявляя дружелюбие, не спешит идти на экономические уступки Москве.
Напомним, что в 2015 году президенты двух государств подписали указ о сотрудничестве в сочетании двух экономических проектов — ЕврАзЭС с китайским проектом "Шелковый путь". Но пока в Кремле радовались этому "успеху", Китай запустил и другие альтернативные пути доставки грузов с Запада на Восток в обход территории России.
Двусторонняя торговля между государствами снизилась. Соглашение на 30 лет о поставках Россией газа Китаю, которое должно было принести России 400 миллиардов долларов, осталось на бумаге. Китайские бизнесмены не спешат инвестировать деньги в Россию, опасаясь западных санкций. Возможно, Россия и развернулась на восток после введения против нее санкций, но это не значит, что Китай станет ей подыгрывать.
Свидетельством того, что Китай продолжит и дальше наращивать свое влияние в Центральной Азии, является создание военного альянса четырех стран. Без России. Этот союз назвали вторым НАТО.
Пекин убил двух зайцев одним выстрелом. Во-первых, в него вошли две страны — Пакистан и Афганистан, которых считают зоной интересов США. Но Китай для них географически ближе. Во-вторых, Пекин начал реальное воплощение плана по перетягиванию на свою сторону стран — бывших республик СССР, которые находились под влиянием России. Таджикистан на протяжении многих лет был зоной влияния Кремля. Более того, он является членом военной Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Впрочем, этот альянс — в геополитических интересах России, ведь он укрепит ее границы.  Москва не раз предлагала Таджикистану помощь в борьбе с исламистами. Однако, судя по всему, руководство Таджикистана для противостояния терроризму выбрало гораздо более сильного и прогнозируемого союзника. Тем более, что ОДКБ фактически мертвая организация, которую Россия использует для удержания своих позиций на постсоветском пространстве.
Появление "четырехстороннего механизма координации и сотрудничества" свидетельствует о том, что в Центральной Азии все больше лидерские позиции укрепляются за Китаем. Пекин группирует вокруг себя более слабые государства, среди которых вряд ли найдется место России.
По отношению к Москве, возможно, будет проводиться политика медленного, но уверенного завоевания, ослабление ее позиций. Кроме Таджикистана, Китай продолжит завоевывать постсоветские Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан. Причем Россия не сможет этому серьезно помешать через экономическую слабость и попытки агрессивно навязать другим странам свою диктаторскую политику.
Некоторые выводы из этого события напрашиваются, а именно:
1) Россия, как бы ей ни было это неприятно, постепенно теряет монопольное влияние на центральноазиатские страны.
2) США получила неприятный звоночек из Исламабада и Пекина, ведь еще недавно Вашингтон имел практически эксклюзивные отношения с Пакистаном, который отныне меняет свою ориентацию на Поднебесную.
3) Афганистан впервые, после свержения режима Талибан, становится полноправным участником, пусть и мягкого, но все-таки военно-политического альянса.
4) Китай наращивает свои усилия, направленные на распространение своей зоны влияния в Азии.
                        
                     
                    
                    
Комментарии