Экономические причины распада СССР.

На гайдпарке идет жестокая война между сторонниками СССР и их противниками из лагеря сторонников перестройки. При этом обсуждают все – ГУЛАГ, договор Молотова- Риббентроппа, Вторую мировую войну и т.д. Но мало обсуждений, которые помогли бы понять, почему же все таки в действительности рухнул СССР? Политические предпосылки к этому – деятельность Горбачева, Ельцина и других ясны, но страна бы не рухнула, если бы у них не было опоры на дефицит товаров, очереди и другие «прелести» последнего этапа существования Советского союза.     

В комментариях к различным статьям об СССР наши демократы приводят «убийственный» довод о причине развала страны – экономика Союза была де нежизнеспособна, поэтому он и развалился. И как ни удивительно это для сторонников социалистического строя,  они правы! Ибо существовавшая на момент развала Союза экономика никакого отношения к плановой социалистической экономике уже  не имела

      К началу правления Хрущева планирование производства в СССР производилось в натуральных показателях, в них же велась и отчетность. То есть, заводу давалось – он должен выпустить за  квартал 200 каких то изделий «А»  и «100» изделий «Б». Под это ему отпускалось определенное количество материалов и комплектующих . Так как стоимость их была известна изначально, то себестоимость  изделия составляла  стоимость материалов плюс стоимость затрат по их изготовлению, то есть, тоже была запланирована.

      Выполнение плана завода выражалось в изготовлении планового количества каждого из  изделий при соблюдении заданной  себестоимости каждого изделия. То есть, есть материалы, комплектующие, зарплата рабочих (плановая), затраты электроэнергии и т.д. Должно быть выпущено столько то изделий –и все. Практически нет никаких возможностей для воровства и различных фальсификаций.

      Выполнение плана давало возможность получить премию. Однако существовала еще одна возможность получения дополнительного вознаграждения – снижение себестоимости производства и получение в результате  этого дополнительного дохода – за счет экономии материалов, выпуска дополнительных изделий и т.д.

      Например, при изготовлении какого –либо болта часть металла идет в отход согласно имеющейся технологии производства. Применением другого резца или другого режима станка отход в стружку уменьшается, и из одного килограмма стали получается не 10, а 12 болтов, что дает экономию 20% процентов стали в ходе производства. Часть суммы от этой экономии  идет на премию за снижение себестоимости. Пример грубый, но дает примерное понятие о существовавшей тогда системе планирования и материального стимулирования.

      Планом на следующий год при этом предусматривались уже новые нормы расхода материалов, так что для того, чтобы получить премию, необходимо было придумать что то еще для снижения себестоимости или увеличения количества изготовленных изделий за квартал, что поощряло внедрение новых технологий.

      Вроде бы все просто и понятно, однако количество изделий, изготавливавшихся на предприятиях Союза, постоянно увеличивалось, и было необходимо рассматривать и планировать все большее количество натуральных показателей. Для этого необходимо было провести информационную революцию – перейти на планирование с помощью автоматизированных систем, которые бы принимали информацию со всей территории страны и результаты обработки ее превращали в план работы предприятия, с отражением в натуральных показателях. И в принципе, эта задача не являлась невыполнимой, так как уже в 50 годах в мире и СССР уже начали появлятся  первые вычислительные машины.

     Однако, к власти в СССР пришел Хрущев. Приход его к власти и есть начало конца СССР.

Первым шагом к нему стало издание секретной инструкции органам госбезопасности о том, что все  материалы о преступлениях, совершенных  функционерами КПСС, подлежат немедленному уничтожению. Вторым шагом стало подчинение органов внутренних дел местным  партийно-советским органам.

     Другими шагами Хрущева, теперь уже в экономике, стала ликвидация промкооперации и запрещение личной трудовой деятельности. Был ликвидирован целый класс предприятий и мастерских, которые занимались в основном деятельностью по обслуживанию населения, все они были превращены в госпредприятия и затем благополучно развалились . Запрещена индивидуальная трудовая деятельность по тому перечню работ и услуг, которых как раз и не хватало в позднем СССР.

Но самым главным ударом было внедрение Хрущевым, после поездки в Америку, наравне с пресловутой кукурузой, рыночных критериев оценки работы предприятий и перевод планирования на  планирование по валовому продукту. Это во первых, делало второстепенным внедрение ЭВМ в планировании и оценке работы предприятий и привело к свертыванию развития информационных технологий в СССР. Во вторых, это вносило неимоверную путаницу в производство, к огромной радости всяческих мошенников и расхитителей.

     Возьмем тот же пример, что и приведенный выше. Итак, запланировано произвести 200 изделий «А» и 100 изделий «Б».  Все материалы  и остальное те же самые, однако, вместо количества изделий завод должен отчитаться за выпуск продукции на определенную сумму.  Но изделие «А» стоит в два раза дешевле, чем изделие «Б». Поэтому завод может выпустить  100 изделий «А» и  150 изделий «Б», и план по валу для завода будет выполнен, хотя план по «А» будет выполнен наполовину. Создается дефицит соответствующих изделий, чем немедленно пользуются различные спекулянты. Но дефицит этот – не естественный, возникший в связи со спросом, а искусственный, созданный ненадлежащим выполнением плана.  Кроме того, в связи с тем, что часть изделий «А» не были выпущены, оставались выделенные для их изготовления материалы и комплектующие, которые тоже можно было продать зарождающимся теневикам, чем немедленно воспользовались некоторые руководители предприятий.

Кроме того, были сняты задания по себестоимости изделий, в результате чего заводам стало выгодно выпускать изделия с использованием более дорогих комплектующих и более дорогой ценой – план то в денежном выражении выполнялся.!

    Таким образом, экономика в СССР перестала быть чисто плановой, как в дохрущевский период, но и не стала рыночной. А внедрение рыночных регуляторов в  экорномику продолжалось и после ухода Хрущева ( не буду их перечислять, желающие могут это уточнить сами), что привело к неимоверному смшению рыночных и плановых экономик, и созданию очень привлекательной среды для различных мошенников и расхитителей.

В 80х годах никого уже не интересовало, что выпускают заводы и какое качество этой продукции, главное – выполнить план по валу, освоить отпущенные деньги.  На заводах и базах создались огромные запасы так называемых неликвидов – выпущенной продукции, материалов , запасных частей. одежды. продуктов питания и т.д., при этом никто как правительстве СССР, так и врегиональных органах власти толком  не знал, что где есть.

Но зато это очень хорошо знали всевозможные жулики и дельцы. которых к 80 годам в СССР стало достаточно. Вот в результате этого хаоса и рухнула экономика СССР.

Таким образом, экономика СССР действительно была к середине 80х годов нежизнеспособна, так как представляла из себя неимоверную смесь из плановой экономики и рыночных механизмов управления экономикой и оценки ее работы и давно не являлась экономикой социалистического планового государства.

Такая  экономика  действительно жизнеспособной быть не может.